Слайд 2Родился в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника-седельщика.
Окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году поступил
в Кенигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
Слайд 3
В 1755 году Кант защищает диссертацию
и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать
в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне
Слайд 4 За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции
по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии.В 1796
он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.
Слайд 5 Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь
жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей.
Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.
Слайд 6 I этап творчества Канта (до 1770 года) докритический —
в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:
разработал космогоническую гипотезу происхождения
Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности;
наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
Слайд 7Критический период
1781 г.- “Критика чистого разума” (гносеология)
1788 г.- “Критика практического
разума”(этика)
1790 г.- “Критика способности суждения” (эстетика)
Слайд 8 II этап (начинается с 1770 годов) — занимается
вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия,
познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Цель Канта - исследовать три «способности души» — способность познания, способность желания (волю, моральное сознание) и способность к чувству удовольствия (эстетическую способность человека), установить взаимосвязь между ними.
Слайд 10 В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года
Кант рассказал о целях своей работы: «Давно задуманный план относительно
того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
Слайд 11Критика чистого разума”
Возможна ли метафизика как наука?
Да, но только на
основании априорных синтетических суждений
Слайд 12Суждения:
1. Априорные (apriori – “вне опыта”)
2. Апостеориорные (a posterioiri –
“основанные на опыте”)
- Аналитические
(предикат поясняет субъект)
- Синтетические
(добавляется новое знание, предикат присоединяется извне)
Слайд 13Вещи-в-себе (ноумены) -непознаваемы, недоступны для нашего восприятия, они лишь воздействуют
на наше восприятие)
Вещи-для-нас (феномены, явления) – познаваемы, доступны опыту. Это
способ изменения нашей чувственности.
Слайд 1612 категорий рассудка
Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Категории отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействие
Категории
модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость и случайность
Слайд 19Категорический императив
«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты
в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим
законом» [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству»];
Слайд 20“…Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным
удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о
них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне…”
Слайд 21Афоризмы
Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о
продлении жизни.
Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели.
Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя - как на жертвы раздражения того, кто наказывает.
Имей мужество пользоваться собственным умом.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.
Характер - это способность действовать согласно принципам.
Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
Слайд 22Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и
благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими
размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.
Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.