Разделы презентаций


Император Александр III : особенности внутренней политики

Содержание

Император Александр IIIИмператор Александр II(1855 – 1881)Великий князь АлександрАлександрович Романов, 1867 г.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Император Александр III: особенности внутренней политики
История России, 9 класс

Император Александр III: особенности внутренней политикиИстория России, 9 класс

Слайд 2Император Александр III
Император Александр II
(1855 – 1881)
Великий князь Александр
Александрович Романов,

1867 г.

Император Александр IIIИмператор Александр II(1855 – 1881)Великий князь АлександрАлександрович Романов, 1867 г.

Слайд 3Император Александр III
Император Александр III
(1881 – 1894)
Наследник престола с 20

лет

Получил военное образование, из гуманитарных наук любил русскую историю

Физически крепкий,

выносливый человек огромного роста

Трудолюбив, скромен в быту, прямодушен, ответственен; при этом упорен, наделён здравым смыслом и железной волей, настойчив и последователен в достижении цели

Прекрасный семьянин, хороший муж и отец
Император Александр IIIИмператор Александр III(1881 – 1894)Наследник престола с 20 летПолучил военное образование, из гуманитарных наук любил

Слайд 4Император Александр III
Император Александр III
(1881 – 1894)
Политическая программа:


- Подавить революционное

движение в России;

- Вернуться к основам русской жизни – самодержавию,

православию, народности;

- Укрепить самодержавие и укрепить положение дворянства как опоры престола, наладить сотрудничество с дворянством.
Император Александр IIIИмператор Александр III(1881 – 1894)Политическая программа:	- Подавить революционное движение в России;	- Вернуться к основам русской

Слайд 5Оказывавшие влияние
Константин Петрович
Победоносцев,

обер-прокурор
Святейшего Синода
в 1880 – 1905 гг.
Дмитрий Андреевич
Толстой,
министр внутренних
дел

Российской
империи
в 1882 – 1889 гг.
Михаил Никифорович
Катков,
публицист, журналист,
редактор газеты
«Московские
ведомости»

Оказывавшие влияниеКонстантин ПетровичПобедоносцев,обер-прокурорСвятейшего Синодав 1880 – 1905 гг.Дмитрий АндреевичТолстой,министр внутреннихдел Российскойимпериив 1882 – 1889 гг.Михаил НикифоровичКатков,публицист, журналист,

Слайд 6Начало правления Александра III
29 апреля 1881 г. – манифест Александра

III о незыблемости самодержавия (текст составлен Победоносцевым): главная задача правления

–укрепление самодержавной власти «для блага народного», охрана её «от всяких на неё поползновений».

После публикации манифеста ушли в отставку либеральные чиновники: министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза и военный министр Д. А. Милютин.

Министром внутренних дел был назначен сторонник славянофильских идей, бывший посол России в Турции Николай Павлович Игнатьев.


Начало правления Александра III29 апреля 1881 г. – манифест Александра III о незыблемости самодержавия (текст составлен Победоносцевым):

Слайд 7«Игнатьевский режим»
Николай Павлович Игнатьев выступал в целом за осторожный, умеренный

реформаторский курс, за определённое сотрудничество самодержавной власти и общества.

Он разрабатывал

проекты реформ местного самоуправления, в том числе крестьянского.

Министр внутренних дел России
в 1881 – 1882 гг. граф
Николай Павлович Игнатьев

«Игнатьевский режим»	Николай Павлович Игнатьев выступал в целом за осторожный, умеренный реформаторский курс, за определённое сотрудничество самодержавной власти

Слайд 8 Николай Павлович Игнатьев также разрабатывал проект созыва совещательного Земского собора

как истинно русского народного представительства. Но когда он попытался убедить

в необходимости созыва Земского собора Александра III, император отправил его в 1882 г. в отставку.



Новым министром внутренних дел был назначен консерватор, поборник сильной власти Дмитрий Андреевич Толстой, бывший министр просвещения в 1866 – 1880 гг.

Н. П. Игнатьев

«Игнатьевский режим»

Николай Павлович Игнатьев также разрабатывал проект созыва совещательного Земского собора как истинно русского народного представительства. Но когда

Слайд 9Укрепление государственной власти
14 августа 1881 г. – «Положение о мерах

к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

- право правительства по

представлению местных властей вводить в губерниях чрезвычайное положение;

- при чрезвычайном положении право местным властям издавать постановления об охране «общественного спокойствия», штрафовать или арестовывать нарушителей постановлений, высылать нежелательных лиц за пределы губернии, запрещать народные собрания, закрывать торговые и промышленные заведения, приостанавливать деятельность земств, приостанавливать выпуск газет и журналов.

1880-е гг. – окончательное оформление системы «Отделений по охранению порядка и общественной безопасности» («Охранка»): ведали политическим сыском.
Укрепление государственной власти	14 августа 1881 г. – «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:	-

Слайд 10 12 июля 1889 г. – закон
о земских участковых начальниках:

- Создавались

земские участки (4 – 5 в уезде) во главе с

земскими начальниками, которые контролировали крестьянское самоуправление, следили за сбором податей и обеспечением воинской повинности, вместо мирового судьи рассматривали несложные судебные дела, могли штрафовать крестьян, подвергать их телесным наказаниям, сажать под арест;

- Должности земских начальников могли занимать только местные потомственные помещики; они назначались министром внутренних дел.

Власть земских начальников стала своеобразным подобием дореформенной власти помещиков.

Укрепление государственной власти

12 июля 1889 г. – законо земских участковых начальниках:	- Создавались земские участки (4 – 5 в уезде)

Слайд 11 12 июня 1890 г. – новое
«Положение о губернских и уездных
земских

учреждениях»:

По данному положению земское самоуправление по сути
рассматривалось как часть государственного

управления,
низовая ячейка власти.

Резко усилились сословные начала при избрании земств.

Это была попытка подчинить земское самоуправление
местным поместным дворянам.

Укрепление государственной власти

12 июня 1890 г. – новое«Положение о губернских и уездныхземских учреждениях»:По данному положению земское самоуправление по сутирассматривалось

Слайд 12Губернское земское
собрание
Уездные земские
собрания
Распорядитель-ные органы
Уездные земские
управы
Губернская земская
управа
Исполнитель-
ные органы
Курия
землевладельцев
Городская
курия
Крестьянская
курия


Выборы гласных в уездные и губернские земские собрания
Крупные и средние


землевладельцы,
промышленные
и торговые
собственники

Крупные и средние
собственники,
купцы, владельцы
предприятий и
торговых заведений

Выборщики

Волостные сходы

Сельские сходы

Земства: система выборов по Положению 1864 г.

Губернское земскоесобраниеУездные земские собранияРаспорядитель-ные органыУездные земскиеуправыГубернская земскаяуправаИсполнитель-ные органыКурия землевладельцевГородскаякурия Крестьянскаякурия Выборы гласных в уездные и губернские земские

Слайд 13Губернское земское
собрание
Уездные земские
собрания
Распорядитель-ные органы
Уездные земские
управы
Губернская земская
управа
Исполнитель-
ные органы
Курия
землевладельцев
Городская
курия
Крестьянская
курия


Выборы гласных в уездные и губернские земские собрания
Только дворяне;
увеличение числа
гласных

от
данной курии,
снижение вдвое
имуществ. ценза

Резкое повышение
имущественного
ценза, в выборах
участвуют только
крупнейшие
собственники

Выборщики

Волостные сходы

Сельские сходы

Земства: система выборов по Положению 1890 г.

Избирает
только
кандидатов, их
утверждает
губернатор

Губернское земскоесобраниеУездные земские собранияРаспорядитель-ные органыУездные земскиеуправыГубернская земскаяуправаИсполнитель-ные органыКурия землевладельцевГородскаякурия Крестьянскаякурия Выборы гласных в уездные и губернские земские

Слайд 14Укрепление государственной власти
Стремясь укрепить поместное дворянство, самодержавие поставило себя в

сложное положение. Немногие процветающие помещики, перестроившие своё хозяйство на новый

лад, обычно меняли и свои взгляды, проникались либеральными убеждениями и были недовольны политикой властей. Рассчитывать на них правительство не могло. Поддерживали его в основном помещики старого, крепостнического закала, чьё хозяйство велось за счёт отработок. Но эти помещики теперь часто с трудом сводили концы с концами, разорялись и теряли своё значение на местах.

Правительство пыталось исправить ситуацию, оказывая помещикам ещё и финансовую поддержку: в 1885 г. был учреждён Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год банк ссудил помещикам почти 70 млн. рублей. Эти деньги замедлили ход оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.
Укрепление государственной власти	Стремясь укрепить поместное дворянство, самодержавие поставило себя в сложное положение. Немногие процветающие помещики, перестроившие своё

Слайд 15Политика в области просвещения и цензуры
Дмитрий Андреевич Толстой,
министр внутренних дел

России
в 1882 – 1889 гг.
Иван Давыдович Делянов,
министр народного просвещения
России в

1882 – 1897 гг.
Политика в области просвещения и цензурыДмитрий Андреевич Толстой,министр внутренних дел Россиив 1882 – 1889 гг.Иван Давыдович Делянов,министр

Слайд 16Политика в области просвещения и цензуры
5 июня 1887 г. –

циркуляр И. Д. Делянова о переменах
в составе учеников гимназий и

прогимназий
(циркуляр о «кухаркиных детях»):

«Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений…»
Политика в области просвещения и цензуры	5 июня 1887 г. – циркуляр И. Д. Делянова о переменахв составе

Слайд 171884 г. – новый Университетский устав
(текст подготовил М. Н. Катков):

Лишение

университетов автономии, назначение ректора, деканов, профессоров, контроль Министерства народного просвещения

за содержанием обучения;

Увеличение платы за обучение;

Запрет любых студенческих организаций.

Политика в области просвещения и цензуры

1884 г. – новый Университетский устав(текст подготовил М. Н. Катков):Лишение университетов автономии, назначение ректора, деканов, профессоров, контроль

Слайд 18Политика в области просвещения и цензуры


Выступал против земских школ: детям

крестьян совершенно не нужны получаемые там знания, оторванные от их

реальной жизни


Способствовал распространению церковно-приходских школ, обязав открыть их в каждом церковном приходе; но преподавание в них было не лучшего качества

Константин Петрович
Победоносцев, обер-прокурор
Святейшего Синода
в 1880 – 1905 гг.

Политика в области просвещения и цензурыВыступал против земских школ: детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания,

Слайд 19 В связи с политикой усиления «надзора за умами» особое внимание

было обращено на цензуру.

В соответствии с «Временными правилами о печати»

1882 г. цензурные требования были ужесточены.

Редакторы газет и журналов по первому требованию властей должны были теперь сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами.

Участились случаи приостановки и запрещения изданий (были закрыты журналы «Отечественные записки» и «Дело», газеты «Голос», «Земство», «Страна» и др.).

Политика в области просвещения и цензуры

В связи с политикой усиления «надзора за умами» особое внимание было обращено на цензуру.	В соответствии с «Временными

Слайд 20Попечительская политика
28 декабря 1881 г. – закон о прекращении временнообязанного

состояния крестьян:

- прекращение временнообязанного состояния крестьян;
- перевод всех крестьян на

обязательный выкуп;
- повсеместное снижение выкупных платежей.

1881 – 1887 гг. – отмена подушной подати – налога не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов.

1882 г. – создание Крестьянского банка: предоставление ссуд для покупки крестьянами земель (правда, под высокий процент).

Также предприняты некоторые меры по переселению крестьян на свободные земли. При этом правительство решительно поддерживало общину, что затрудняло для крестьян возможность распоряжаться землёй.


Попечительская политика	28 декабря 1881 г. – закон о прекращении временнообязанного состояния крестьян:	- прекращение временнообязанного состояния крестьян;	- перевод

Слайд 21Попечительская политика

1882 г. – издание закона, запрещавшего труд детей до

12-летнего возраста. Ограничение рабочего дня детей от 12 до 15

лет восемью часами, запрет для них ночного труда и труда в выходные.


1882 г. – введение специальной фабричной инспекции для надзора за соблюдением рабочего законодательства.
Попечительская политика		1882 г. – издание закона, запрещавшего труд детей до 12-летнего возраста. Ограничение рабочего дня детей от

Слайд 22Попечительская политика
1886 г. – закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими:

-

установление некоторых норм штрафов с рабочих; они поступают в специальный

фонд, деньги из которого идут на пособия самим рабочим в случае болезней, травм на производстве;
- введение расчётных книжек, в которые вносились условия найма рабочего;
- суровая ответственность, наказания для рабочих за участие в стачках.

1897 г. (уже при Николае II) – законодательно установлено число рабочих и праздничных дней в году, определена максимальная продолжительность рабочего дня (11,5 часов).
Попечительская политика	1886 г. – закон о взаимоотношениях предпринимателей с рабочими:	- установление некоторых норм штрафов с рабочих; они

Слайд 23Итоги внутренней политики Александра III
В целом внутренняя политика Александра III

представляла собой попытку сохранить и укрепить существующий строй, отказавшись от

серьёзных преобразований.

В области местного управления фактически была возвращена власть дворянства на местах, отменены многие положения Земской реформы. Свобода печати также была существенно ограничена.

В то же время был предпринят ряд мер, облегчивших положение крестьян, а также улучшено положение рабочих путём ограничения произвола владельцев фабрик.
Итоги внутренней политики Александра III	В целом внутренняя политика Александра III представляла собой попытку сохранить и укрепить существующий

Слайд 24Итоги внутренней политики Александра III
Мероприятия правительства Александра III во внутренней

политике многие историки называют контрреформами.

Контрреформы – мероприятия правительства Александра III,

направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ царствования Александра II.

Контрреформы «забирали» широкие возможности, данные ранее, как бы перечёркивая реформы 1860-х – 1870-х гг., но, тем не менее, полностью вернуть прежнее положение вещей не могли. Поэтому сейчас термин «контрреформы» частью историков признаётся достаточно условным и берётся в кавычки.

Но в целом приходится признать, что от продолжения начатых его отцом преобразований Александр III явно отказался, взяв твёрдый курс на сохранение самодержавия.
Итоги внутренней политики Александра III	Мероприятия правительства Александра III во внутренней политике многие историки называют контрреформами.	Контрреформы – мероприятия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика