Слайд 1Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Слайд 2Вторая половина XIX века – кризис романтического искусства.
- появление нового
художественного направления – импрессионизм.
Клод Моне.
Впечатление. Восход солнца. 1873 г.
Claude Monet
Impression. Sunrise.
Слайд 3Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи
Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за
основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.
Луи́ Леруа́ —французский журналист, драматург и гравер.
Слайд 4Начало импрессионизма
1874 г. - первая выставка импрессионистов в Париже. Выставки
импрессионистов проходили с 1874 по 1886 гг.
Выставка объединила художников,
не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов - «Салон Отверженных».
Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей.
Первая выставка художников-импрессионистов в Париже в 1874 г.
Слайд 5Художники импрессионисты
Эдуард Мане
Эдгар Дега
Камиль Писсарро
Огюст Ренуар
Клод Моне
Альфред Сислей
Слайд 7Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции
и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать
методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Слайд 8Импрессионисты
Стремились запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира.
Заметили, что цвет и
объем предметов могут изменяться в зависимости от освещения, времени суток
или цвета находящихся рядом предметов.
Перестали работать в закрытых студиях и вышли на природу.
Мечтали передать то, что видит глаз.
Отказались от тщательного рисунка, заменив его несколькими штрихами, дающими общее впечатление, силуэт.
Работали быстро, чтобы рука успевала зафиксировать малейшее изменение в природе.
Писали «чистыми» красками, не смешивая их на палитре.
Красочные мазки накладывали тесно один к другому, уже на холсте сливая их в нужную гамму.
Ввели в искусство новые темы, новых героев.
Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.
Влияние фотографии. Взяли из фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план.
Влияние японского искусства (гравюра).
Слайд 10Эдуард Мане (1832-1883)
Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты
«Завтрак на траве»
Открывает
подлинную красоту в повседневном течении жизни.
«Балкон»
Придает поэтичности обычному, реальному образу
«Олимпия»
Слайд 14Эдгар Дега (1834-1917)
Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не
писал картин с натуры.
Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом,
сцены труда.
«Голубые танцовщицы»
«Гладильщицы»
«Скаковые лошади перед трибуной»
Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны
«Абсент»
Слайд 18Клод Моне (1840-1926)
Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу
пленера и характерную для данного направления технику.
Мир, погруженный в
воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен.
«Бульвар Капуцинок»
Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года.
«Руанский собор»
«Кувшинки»
Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.
Слайд 21К. Моне.
Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень.
К. Моне.
Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете
К.
Моне.
Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.
Слайд 26К. Моне. Стога сена. Конец лета 1890 года
Слайд 28К. Моне. Стог сена в солнечный полдень
Слайд 29Камиль Писсарро (1830-1903)
Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность –
в повседневном.
«Жатва»
Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках,
и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня.
«Бульвар Монмартр»
Слайд 31К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце
Слайд 32К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь
Слайд 33К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.
Слайд 34Альфред Сислей (1839-1899)
Картины природы А. Сислея более нежны и лиричны.
Картины
отличаются тонкостью восприятия окружающего мира
Слайд 37Огюст Ренуар (1841-1919)
«Живописец счастья»
Истинное призвание – изображение человека
Образы построены на
гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях
«Портрет Жанны Сомари»
Человек – неотрывная, самая
прекрасная часть природы
«Завтрак Гребцов»
Слайд 41Импрессионизм в музыке
Одно из течений музыкального модернизма.
Характеризуется передачей мимолётных впечатлений,
настроений, тонких психологических нюансов.
Основоположник - французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в
1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля.
Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты другими музыкантами, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
Эрик Сати
Слайд 42Клод Дебюссии (1862-1918)
Музыка тесно связана с национально-культурными традициями Франции.
Симфония «Послеполуденный
отдых фавна».
Симфонические картины «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»).
Опера «Пеллеас и Мелизанда».
Трехчастная
сюита «Море» («На море от зари до полудня», «Игра волн», «Разговор ветра с морем»).
Сюита «Образы».
Фортепианная музыка: цикл из 24 прелюдий (1910-1913 гг.).
Слайд 43Морис Равель (1875-1937)
Крупнейший французский композитор-импрессионист.
Пишет в духе старины (менуэты, токатты,
паваны, сонаты, античные темы и др.).
Искал свой идеал в «вечных
образах» культуры.
Опера «Испанский час».
Балет «Дафнис и Хлоя».
«Испанская рапсодия».
1901 г. - фортепианная пьеса «Игра воды».
1908 г. - сюита «Ночной Гаспар» из трех пьес («Ундина», «Виселица», «Скарбо»).
1918 г. – балет «Дитя и волшебство».
Сюита «Памяти Куперена».
Балет «Болеро».
Слайд 44Вывод
Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных
средств современной ему литературы, музыки, театра.
Во взаимодействии и в
полемике с живописной системой импрессионизма в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.