Разделы презентаций


Презентация на тему Имя существительное

Презентация на тему Имя существительное из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 42 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Имя существительное

обозначает

предмет

отвечает на вопросы

(кто?) (что?)
ученик школа

изменяется по:
1)родам – м.р., ж.р., ср.р.
2)числам – ед.ч., мн.ч.
3)падежам – И.п., Р.п., .Д.п., В.п., Т.п., П.п.


Слайд 2
Текст слайда:

К собственным именам относятся не только имена людей, названия городов, гор, рек, частей света, планет, но и названия книг, стихотворений, рассказов, газет, журналов, названия фирм, кафе, магазинов. Эти названия пишутся с большой буквы т берутся в кавычки: стихотворение С.Есенина «Береза», рассказ А.П.Чехова «Каштанка», картина В.М.Васнецова «Алёнушка», тележурнал «Ералаш».


Слайд 4
Текст слайда:

Перепишите, поставьте кавычки, где они нужны.
Рассказ В.Астафьева Васюткино озеро; басня Крылова Квартет; река Волга; рассказ Чехова Лошадиная фамилия; кинофильм Снежная королева; планета Марс; улица Чехова; река Енисей; сказка Бременские музыканты; город Новосибирск; кинофильм Кавказская пленница; озеро Байкал; рассказ Кавказский пленник.


Слайд 5
Текст слайда:

У каких существительных винительный падеж совпадает с именительным падежом, а у каких – с родительным?

Составьте грамматическое правило. Приведите свои примеры.
У существительных одушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… .
У существительных неодушевленных мужского рода винительный падеж совпадает с… .


Слайд 6
Текст слайда:

Какое слово «лишнее» в каждой колонке? Почему? Объясните его правописание.

1) «Волга» 2) Жигули 3) «Аленушка»
Волга «Жигули» «Морозко»
Ока «Ока» Аленушка


Слайд 7
Текст слайда:

Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха.
Только мужского рода имена существительные ёж, соловей.
Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.


Слайд 8
Текст слайда:

Род имен существительных

мужской

женский

средний

Существительные по родам не изменяются. Слово страна всегда женского рода, слово лес – всегда мужского, слово письмо – всегда среднего рода.


Слайд 9
Текст слайда:

Род существительных можно узнать по значению (если это имена или названия людей).
а.) Все существительные, которые обозначают имена и названия лиц мужского пола, - мужского рода: Толя, Ваня, Саша, учитель, ученик, отец, брат, папа, дедушка.
б.) Существительные, которые обозначают имена и названия лиц женского пола, - женского рода: Катя, Вера, Даша, ученица, учительница, сестра, бабушка.


Слайд 10
Текст слайда:

Прочитайте предложения из рассказа «Кавказский пленник». Кто его автор? Кого обозначают выделенные имена существительные? Какого они рода? Почему?
1) Выехал Жилин вперед. 2) Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. 3) Пришел старик к хозяину. 4) Пришла татарка в саклю с водой, вышел татарин. 5) Посадил работник Жилина на место. 6) Хозяйская дочь Дина увидала куклу.


Слайд 11
Текст слайда:

Повторим изученное на прошлом уроке

Имена существительные, которые называют домашних животных, крупных зверей и птиц, тоже могут быть мужского и женского рода. Родовые различия этих существительных обозначаются: разными словами, например: баран – овца, петух – курица, бык – корова; с помощью суффиксов, например: волк – волчица, медведь – медведица, голубь – голубка, заяц – зайчиха.
Только мужского рода имена существительные ёж, соловей.
Только женского рода имена существительные собака, белка, змея, ласточка, обезьяна, мышь, черепаха.


Слайд 12
Текст слайда:

а.) Запишите с прилагательными существительные, которые обозначают живое существо женского пола.
Образец: маленький баран – маленькая овца.
Белый гусь, черная курица, бодливая корова, храбрый заяц.

Названия детенышей всех животных и птиц бывают только мужского рода.

б.) Напишите, у кого какой детеныш. Выделите суффиксы.
У кошки – котенок, у утки - …, у коровы - …, у лошади - …, у свиньи - …, у собаки - …, у курицы - … .


Слайд 13
Текст слайда:

ВСПОМНИТЕ
Что такое нулевое окончание? Сравните слова:
стол – стола, мороз – мороза, тетрадь – тетради.
Найдите слова с нулевым окончанием.

Род существительных (не имена и названия людей) определяется по окончанию именительного падежа.
Существительные мужского рода – слова с нулевым окончанием с основой на твердый согласный: дом, лес; с основой на мягкий согласный: конь, день; с основой на й: музей, край, бой.
Существительные женского рода – слова с окончанием –а или –я: страна, земля; слова с окончанием на мягкий согласный: радость.
Существительные среднего рода – слова с окончанием –о или –е: письмо, море.


Слайд 14
Текст слайда:

Вставьте нужные глаголы: начался, началась, началось, начались, кончился, кончилась, кончилось, кончились. Поставьте в них ударение.
В марте … холодная зима и … весна. В мае … весна, и … лето. В августе … веселые летние каникулы, а в сентябре … новый учебный год.


Слайд 15
Текст слайда:

Вставьте нужные существительные. Определите их род.
1) Артем никогда не лжет. Мы уважаем его за … . 2) Андрей всегда выполняет обещание, и мы ценим его за … слову. 3) Наш учитель строг, но справедлив. Ребята любят его за … . 4) Поезд пришел без … .


Слайд 16
Текст слайда:

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА
Род прилагательного и глагола в форме прошедшего времени, которые употребляются с этими существительными, зависит от того, какого пола лицо, обозначенное существительным общего рода.




Существительные общего рода обозначают качества людей (грязнуля, тихоня, неряха, кривляка, торопыга, соня, молодчина), обычно употребляются в разговорной речи, часто выражают неодобрительную оценку.

Катя большая

Слава большой

умница.

Павка был

Зина не была

задирой.


Слайд 17
Текст слайда:

Как вы скажете? Почему? Ответы запишите.
1) Мой брат – так… неряха. 2) Я больш… плакса. 3) Рита, как… ты умница, что пришла вовремя. 4) Смотри, наш… соня уже уснул. 5) С так… грязнулей я гулять не пойду. 6) Моя сестра так… чистюля.


Слайд 18
Текст слайда:

ТЕСТ «Род имен существительных»
1.Укажите имя существительное женского рода:
1) картофель
2) тюль
3) вермишель
4) ковыль
2. Укажите имя существительное мужского рода:
1) артель
2) щелочь
3) залежь
4) аэрозоль
3. Укажите имя существительное женского рода:
1) рояль
2) шинель
3) табель
4) апрель


Слайд 19
Текст слайда:

4. Укажите имя существительное женского рода:
1) полынь
2) шампунь
3) лебедь
4) отель
5. Укажите имя существительное мужского рода:
1) мозоль
2) прорубь
3) бандероль
4) недоросль
6. Укажите имя существительное мужского рода:
1) водоросль
2) туннель
3) бутыль
4) ваниль


Слайд 20
Текст слайда:

7. Укажите имя существительное мужского рода:
1) ретушь
2) вуаль
3) нашатырь
4) кадриль
8. Укажите имя существительное мужского рода (на конце не пишется мягкий знак):
1) бреш...
2) овощ...
3) гуаш...
4) роскош...
9. Укажите имя существительное мужского рода:
1) фасоль
2) диагональ
3) толь
4) дуэль


Слайд 21
Текст слайда:

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО ОДНОГО ЧИСЛА
В русском языке есть существительные, имеющие только форму единственного числа. Они называют предметы, которые нельзя сосчитать, например: молоко, молодежь, смелость.
Из данных слов выберите существительные, которые употребляются только в единственном числе. Запишите их.
Зеркало, смелость, медведь, радость, шкаф, нефть, велосипед, ураган, доброта, тетрадь, шоколад, молоко, успеваемость.


Слайд 22
Текст слайда:

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Какое слово в каждой строке «лишнее»? Докажите.
1)Молоко, сметана, сливки, кефир.
2)Каникулы, сутки, будни, дни.
3)Прятки, шахматы, игры, жмурки.
4)Джинсы, шорты, брюки, рубашки.

Вчера мы купили джинсы и кроссовки. Сколько предметов мы купили?


Слайд 23
Текст слайда:

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

I скл.
существ. мужского и женского рода на
-а, -я

II скл.
существ. муж. рода с нулевым оконча-
нием и сред. рода на -о, -е

III скл.
существ. женского рода с «ь»


Слайд 24
Текст слайда:

Просклонять существительные.


Слайд 25
Текст слайда:

Проверим окончания.

Выделим окончания е-и.


Слайд 26
Текст слайда:

Запишите только окончания е-и.


Слайд 29
Текст слайда:

Дополним таблицу.


Слайд 30
Текст слайда:

Вставить падежные окончания существительных.
Оставаться при своем мнени(..), на остри(..) ножа, повторение – мать учени(..), держать на почтительном расстояни(..), все пустяки по сравнен(..) с вечностью, быть в радужном настроени(..), нет и тени сомнени(..), по щучьему велени(..), по моему хотени(..), иметь немного терпени(…), в щекотливом положени(..), наперекор стихи(..), по истечени(..) срока.


Слайд 31
Текст слайда:

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Определите род существительных, помещенных в скобки, поставьте их во множественном числе.
С дерева на дерево перелетают шустрые (белочка). Возятся под снегом лесные (мышь), бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые (куница). Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном (медведь). Бродят рогатые (лось). Бегают по полям (заяц), оставляют на снегу путаные (след).


Слайд 32
Текст слайда:

Все существительные в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа имеют одинаковые окончания.


Слайд 33
Текст слайда:

Употребите существительные в дательном падеже единственного или множественного числа. Окончания выделите.
Приятно в ясный морозный день ходить на лыжах (где? почему?) по (гора) и (равнина), по (холм) и (долина), по (лес) и (поле). Особенно хорошо бегать на коньках (где? почему?) по (озеро) и (река), когда лед, как зеркало!
Летом приятно побродить (где? почему?) по (дорога) и (тропинка), покататься на лодке (где? почему?) по (река) или (озеро).


Слайд 34
Текст слайда:

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРЕДЛОГАМИ
Существительные в дательном падеже употребляются с предлогами к и по, например: подбежать (к чему?) к лесу, готовиться (к чему?) к поездке, подойти (к кому?) к товарищу; бежать (по чему?) по дороге, ходить (по чему?) по полю, идти (по чему?) по тропинке.


Слайд 35
Текст слайда:

Существительные в дательном падеже с предлогом по могут определять назначение предмета, например:

тетрадь
отметка
задание
упражнение
задача

математике
русскому языку
истории
литературе
физике

ПО


Слайд 36
Текст слайда:

Употребите предлог в или на.
(В, на) высоком старом лесу пять этажей. Пятый этаж – это верхушка самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, осины, березы, рябины. Третий – кусты и совсем молодые деревья. А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи. (В, на) лесном доме есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Разные птицы и звери селятся каждый (в, на) своем этаже, (в, на) своей квартире.
Под землей (в, на) самом низу живут мыши, кроты. (В, на) первом этаже живут еж, заяц, кабан и много-много других животных. Большинство певчих птиц вьют гнезда (в, на) кустарниках и низких деревьях. Жилье дятла, сороки – чуть выше. Выше всех, (в, на) пятом этаже, строят свои гнезда ястреб и орлы.


Слайд 37
Текст слайда:

Некоторые существительные имеют в предложном падеже со значением места окончания
-У (-Ю), а не –Е, например: в саду, в лесу, в углу, в шкафу, в пруду, в ряду, в снегу, но: в поле, в огороде; на полу, на берегу, на лугу, на плоту, на мосту, на краю, на шкафу, но: на воде, на столе.


Слайд 38
Текст слайда:

Вставить падежные окончания существительных.
1) Раз царица на луг…, на зеленом берег… ручейка была одна, горько плакала она. (В.Жуковский) 2) В сад… вокруг берез, гудя, летали жуки. (М.Горький) 3) Росистым утром смолою пахнет в густом лес… . (И.Соколов-Микитов) 4) На двор… Кирила Петровича воспитывал обыкновенно несколько медведей. (А.Пушкин) 5) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С.Есенин)


Слайд 39
Текст слайда:

Из слов каждой колонки составьте словосочетания, употребляя нужное слово в родительном падеже. Словосочетания запишите.

1)заглавие
имя
кличка
название

2)город
собака
мальчик
книга


Слайд 40
Текст слайда:

Имена существительные в родительном падеже могут обозначать количество, например: два стола, пять столов, три парты, шесть парт, двадцать два рубля, много рублей, девяносто четыре года, мало лет.


Слайд 41
Текст слайда:

Поговорите с товарищем, употребляя глаголы идти, бежать, спешить, ехать, приехать.
ОБРАЗЕЦ: - Вы куда идете?
- В школу. А вы откуда?
- Мы из школы.
Стадион - каток, театр –
концерт, библиотека –
соревнования, урок математики -
урок физкультуры.
2)Сибирь, Беларусь, юг, Дальний
Восток, Урал, Украина, Кавказ.


Слайд 42
Текст слайда:

Снегири сидят на ветке.
Образец морфологического разбора имени существительного
I Сидят (на чём?) на ветке – существительное, т.к. обозначает предмет.
Н.ф. – ветка
II М.п.
П.п.: нарицат., неодуш., ж.р., I скл.
Н.п.: в ед.ч., в П.п.
III Сидят на ветке


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика