Разделы презентаций


Индивидуализация обучения на различных этапах учебного процесса

Содержание

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация – это

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Подготовила
Старший мастер Елисеева Ольга Михайловна
г. Феодосия
2016
ГБПОУ РК «Феодосийский техникум

строительства и курортного сервиса»
Индивидуализация обучения на различных этапах учебного

процесса
ПодготовилаСтарший мастер Елисеева Ольга Михайловнаг. Феодосия			2016ГБПОУ РК «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»Индивидуализация обучения  на

Слайд 2Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация

учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать

оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, а также организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся,

Слайд 3 На пути индивидуализации процесса обучения стоит несколько проблем, одна из

которых заключается в том, что на данный момент не существует

четкой границы между понятиями «индивидуализация процесса обучения» и «индивидуальный подход в обучении», так же как и не существует однозначной трактовки этих понятий. Так, в отечественной науке эти понятия почти тождественны (Тубельский А.Н., Щедровицкий П.Г., Эльконин Д.Б.), и только в последнее время такие современные исследователи как Ковалева Т.М., Прозументова Г.Н., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. и другие ученые дифференцируют их.
На пути индивидуализации процесса обучения стоит несколько проблем, одна из которых заключается в том, что на данный

Слайд 4 В своих работах Ковалева Т.М. говорит о том, что существует

принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании.

Так, индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: учитывая индивидуальные особенности каждого своего студента, и затем, проведя анализ средней успеваемости, подготовки и успешности, педагог подбирает определенные формы, средства и методы обучения не для отдельной личности, а для общей массы учащихся. В итоге, при индивидуальном подходе каждого конкретного студента сравнивают не с самим собой, а сравнивают его достижения и успехи с достижениями и успехами других ребят в группе: «отстающий» студент сравнивается со средне успевающим, которого в то же время сравнивают с отлично успевающим. Иными словам, отмечается прогресс не конкретной личности, а всей группы.
В своих работах Ковалева Т.М. говорит о том, что существует принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным

Слайд 5 Индивидуальный подход по Шаталову В.Ф. рассчитан на всех студентов одновременно.

Он считает, что для успешного усвоения материала каждым студентом, в

группе преподаватель должен объяснять учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала
В этом случае наблюдается традиционные для российской системы обучения и образования Субъект-Объектные отношения (С→О) между педагогом и учащимся, а в результате - между педагогом и группой в целом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ =
Субъект – учитель (анализ + подбор условий и способов работы) →
→ Объект - студент/группа ═>
═> ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения группы


Индивидуальный подход по Шаталову В.Ф. рассчитан на всех студентов одновременно. Он считает, что для успешного усвоения материала

Слайд 6Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является учитель,

именно он, опираясь на особенности своих студентов, выстраивает определенную программу

обучения, и что самое важное, не одного конкретного студента, а всей группы, что делает современное образование направленным на среднего студента. И здесь студенты являются объектом обучения.
Получается, что при индивидуальном подходе субъектом процесса образования является учитель, именно он, опираясь на особенности своих студентов,

Слайд 7Говоря об индивидуализации процесса обучения, Ковалева Т.М. указывает на то, что

здесь позиция студента/студента становится активной, т.е. студент/студент выступает в качестве

субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает студенту выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ/ОБРАЗОВАНИЯ =
Субъект – педагог↔
(анализ индивидуальных особенностей и запросов + подбор индивидуальной программы освоения + разработка индивидуальной траектории развития)
↔ Субъект - студент ═>
═> ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения
через ПРОГРЕСС СТУДЕНТА
Говоря об индивидуализации процесса обучения, Ковалева Т.М. указывает на то, что здесь позиция студента/студента становится активной, т.е. студент/студент

Слайд 8 На этой основе Ковалева Т.М. говорит о том, что, если

современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны

быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.

К примеру, Унт И.Э. выделил 4 основных условия, при которых процесс индивидуализации обучения, направленный на личностное развитие каждого отдельного учащегося/студента, будет возможным в случае, если:
обучение/образование будет приспособлено к уровню развития данного студента;
этот самый уровень будет выявлен у каждого студента;
индивидуализация будет сохранена на протяжении всего процесса обучения/образования, а не только на исходном моменте развития;
процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами обучения/образования.
На этой основе Ковалева Т.М. говорит о том, что, если современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации

Слайд 9 Реализации всех 4 условий будет способствовать эффективности индивидуализации процесса обучения

в школе и образования в вузе, что в свою очередь

приводит к пересмотру учебных образовательных программ и необходимости разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития). Позиция наставника трансформируется в позицию тьютора.
Реализации всех 4 условий будет способствовать эффективности индивидуализации процесса обучения в школе и образования в вузе, что

Слайд 10 Процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и

развития способностей к учению, поэтому не каждый студент может реализовать

свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого студента. Учёт особенностей студентов носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый

Слайд 11 Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности

обучающихся, должна содержать перечень основных задач, которые должны быть решены

обучающимися, как полноправными субъектами образовательного процесса. В этом отношении на каждой ступени индивидуальной учебно-образовательной программы должны быть сформулированы конкретные задачи, решение и реализация которых позволит сформировать у обучающихся не только субъектную позицию, но и важные для их дальнейшего развития конкретные способы учебно-образовательной деятельности.
Организация образовательного процесса, основанная на идеях внедрения тьюторства в школьный и вузовский образовательный процесс и развития субъектной позиции обучающихся, приводит нас к мысли о выходе на ценностно-смысловое значение образования: предоставление обучающемуся права выбора возможностей собственного образования и способах его получения. В этом случае роль педагога заключена в организации образовательного пространства и сопровождении обучающегося в принятом им решении.
Образовательная программа учебного заведения, опираясь на возрастные особенности и возможности обучающихся, должна содержать перечень основных задач, которые

Слайд 12 Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий разного

уровня трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех студентов)

и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными студентами) учебный материал. По мере продвижения студента на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий разного уровня трудности и объёма. Целесообразно выделять основной

Слайд 13Одним из направлений исследований индивидуализации обучения было определение ее возможностей

в борьбе с неуспеваемостью. Типичная черта этих исследований - подход к

личности учащегося как к целому и возможно более разностороннее изучение его личности. Наиболее известной является теория оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского, направленная на предупреждение неуспеваемости учащихся.
Одним из направлений исследований индивидуализации обучения было определение ее возможностей в борьбе с неуспеваемостью. Типичная черта этих исследований

Слайд 14В последнее десятилетие минувшего века было создано множество экспериментальных площадок

(лицеев, гимназий, колледжей), цель которых - организация обучения на повышенном

уровне качества образования, приближенного к личности обучаемого и обучающего. Современное состояние системы образования России характеризуется гуманизацией и психологизацией, стремлением интегрировать научные подходы, возрастает интерес к личности студента, признанием уникальности жизненного пути каждого и индивидуальности, неповторимости личности. На этом этапе важная роль принадлежит вопросам организации учебного процесса, а значит системе управления. В этой области большой интерес представляют работы В.Н. Фролова, З.Д. Жуковской, И.Н. Ильинского, Ж.Н.Зайцева, А.Т. Кондаурова, Е.Б. Гаффаровой и др.
В последнее десятилетие минувшего века было создано множество экспериментальных площадок (лицеев, гимназий, колледжей), цель которых - организация

Слайд 15 Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что существует огромное количество различных концепций

и подходов к индивидуализации учебного процесса. Наиболее распространенными среди них

являются: идея пересмотра стандартов образования и индивидуализации части их содержания; дифференциация учащихся; реализация индивидуального подхода, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей студентов; концепция личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской, в рамках которой проводится четкое разграничение индивидуализации и дифференциации и предлагается принципиально важная идея опоры в учебе на личностный опыт и особенности детей; построение обучения как средства самореализации; предложения по изменению содержания учебного процесса, отказа от массовых форм учебной работы.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что существует огромное количество различных концепций и подходов к индивидуализации учебного процесса. Наиболее

Слайд 16Разработка системы воздействия на каждого студента с учётом индивидуальных возрастных

особенностей – вот задача, стоящая перед преподавателем по реализации индивидуального

подхода в практической деятельности. Основным исходным элементом в этой системе должно быть изучение студента. Изучение студента, поступающего в техникум, и первокурсника проводится обычно методами опроса. Результаты первичного изучения являются основой для выработки педагогических мер воздействия на студента.
Разработка системы воздействия на каждого студента с учётом индивидуальных возрастных особенностей – вот задача, стоящая перед преподавателем

Слайд 17 Изучение школьника – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения студентов

предлагается иной план наблюдений:
особенности умственного развития:
а) внимания, памяти, мыслительных процессов;
б)

усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
Знания студента и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
г) прилежание, интерес к учебной работе.
Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Изучение школьника – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения студентов предлагается иной план наблюдений:особенности умственного развития:а) внимания,

Слайд 18Интеграционные процессы, активно развивающиеся в среднем и высшем профессиональном образовании,

способствуют появлению новых моделей обучения, в том числе и к

индивидуализации учебного процесса. Однако их функционирование требует решения ряда научных, методических, а, главное, организационных вопросов.
Анализ информационного поля показывает, что основной в научных исследованиях, выполняемых в данном направлении, является ситуация на уровне школьного образования, отдельные исследования ведутся по тематике высшей школы, и незначительная часть исследователей касается проблематики средних специальных учебных заведений.


Интеграционные процессы, активно развивающиеся в среднем и высшем профессиональном образовании, способствуют появлению новых моделей обучения, в том

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика