Слайд 1Одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и
системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному
удовлетворению индивидуальных информационных потребностей
Информационная культура
Слайд 2Комплекс навыков, которые требуются для того, чтобы осознавать необходимость в
информации, уметь её найти, дать верную оценку и эффективно использовать
необходимую информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений
Информационная грамотность
Слайд 3Основная категория читателей – дети, подростки, студенчество
Взрослые читатели
Библиотекари
Формирование информационной культуры
Слайд 4Проблемы формирования информационной культуры библиотекаря
Слайд 5Информационная культура
область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и
формированием информационных качеств личности*
________________________________
* Вохрышева, М. Г.
Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - Вып. 6. Методология и организация информационно – культурологических исследований / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. – М.: Магнитогорск, 1997. – С. 57.
Слайд 6Информационная культура
это уровень знаний и умение их применить, позволяющие человеку
свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и
способствовать информационному взаимодействию
Слайд 7Информация и информационные ресурсы
совокупность информации, закреплённой на хранящихся материальных носителях
и составляющих интеллектуальный и материальный потенциал общества
Слайд 8Информационные ресурсы
В ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» :
«отдельные
документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных
системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах)»
Слайд 9Информационные ресурсы
По данным ЮНЕСКО, в начале 19 века во всём
мире выходило около 100 научных журналов, в 1850 г. –
1000, в 1900 – более 10 тыс., в настоящее время – свыше 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.
Слайд 10Информационные революции
На протяжении всей истории человечества процесс постоянного повышения значимости
и увеличения объёмов информационных ресурсов сопровождается процессом развития информационной техники
Слайд 11Составляющие информационной культуры библиотекаря
историческая и правовая культура
эстетическая и книжная
культура, в том числе и культура чтения
библиографическая культура
знание современных
информационных технологий
основ психологии и социологии, педагогики
культура общения
Слайд 12Компетенции библиотекаря
культурный компонент (преемственность, наследование содержательных образцов и правил);
инновационный
компонент (освоение и квалифицированное использование новых технологий, активное участие в
поиске информации, в обучении пользователей).
Слайд 13Компетенции библиотекаря
Наше образование – это начало, только после учебного заведения
мы начинаем профессионально образовываться
Слайд 14Компетенции библиотекаря
если библиотекарь не пребывает в состоянии постоянного ученичества, он
неэтично относится к своим профессиональным обязанностям
невозможно выпустить из учебного заведения
специалиста с багажом знаний, достаточным для 40-летней работы. Знания требуют постоянного обновления.
Слайд 15
Уровни формирования
информационной культуры библиотекаря:
Иметь представление, т.е. обладать пассивным восприятием.;
Знать,
т.е. обладать активным восприятием;
Уметь, т.е. обладать практическими навыками выполнения действия.
Слайд 16Иметь представление
ресурсы, позволяющие специалисту быть в курсе происходящих событий: знакомство
с результатами научных исследований, проблемами и т.д.
позволяют ориентироваться в
современной ситуации
Слайд 17Сайты
профессиональных ассоциаций
Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru была основана в 1994
году и объединяет различные виды библиотек и профессиональных учебных заведений
Слайд 21Сайты
российских профессиональных ассоциаций
Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН)
Российский информационно-библиотечный консорциум
Национальный
информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»
Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых
информационных технологий
Российская ассоциация электронных библиотек
Слайд 23Знать
Ресурсы этой группы позволяют специалисту получить профессионально необходимые знания,
опираясь на которые можно строить свою работу
Слайд 24Ресурсы
официальные документы (законы, распоряжения, стандарты);
методические материалы;
справочные издания;
учебные издания.
Слайд 27Информационно-справочный портал «Library.ru»
Раздел портала «Библиотекам» содержит теоретические разработки, материалы и документы,
посвященные различным аспектам деятельности современных публичных, прежде всего муниципальных, библиотек,
собрание официальных документов по библиотечному делу, а также списки литературы и тексты статей по социологии чтения и библиотечного дела, диссертации, отчеты об исследованиях.
Слайд 28Персональный сайт
Вадима Степанова
Слайд 29Русская справочная библиотека
содержит материалы, которые могут быть эффективно использованы в
различных библиотечных процессах
Слайд 30Виртуальное методическое объединение библиотек
Виртуальное методическое объединение ведут специалисты отделов
Российской государственной библиотеки для молодежи, имеющих методические функции.
Ведущий рубрики Новые
технологии - А.В. Пурник, главный специалист центра «Библиотека. Чтение. Интернет» в РГБ для молодежи предлагает ряд статей по теме электронных книг
Слайд 32Иметь практические навыки
Группа информационных ресурсов, предоставляющая специалисту возможность сформировать навыки
работы, решить конкретную задачу.
Ресурсы: дистанционные курсы; тестовые задания; форумы;
блоги библиотекарей; опыт работы (сценарии, выставки, библиографические списки и т.д.).
Слайд 33Опыт работы
Блоги библиотекарей
Форумы
Сайты библиотек
Слайд 34Путеводитель по библиотечным блогам на Library.ru
Слайд 37Практические навыки и умения приходят с опытом работы
Слайд 38Информационная культура библиотекаря
Иметь представление о происходящих изменениях в профессиональной сфере;
Знать
законы по информации и библиотечному делу, стандарты;
Уметь работать с разнообразными
источниками информации, заниматься исследовательской деятельностью, вести обучение пользователей
Слайд 39Основная категория читателей – дети, подростки, студенчество
Взрослые читатели
Формирование информационной культуры
Слайд 40Для детей необходимо большее количество интерактивных игр на сайтах: медиавикторин,
виртуальных библиографических конкурсов
Они побуждают искать информацию-ответ в Интернете или в
библиотеке, и главное, активнее читать, причем предельно внимательно и дотошно
Интерактив
Слайд 41Необходимы на сайтах интересные не только текстовые консультации, а настоящие
медиауроки, посвященные поиску в электронном каталоге, интернет-поиску, интернет-безопасности и по
многим другим темам
Слайд 42Праздник библиографических открытий
Комплексная форма –
День библиографии
Слайд 431.Выставка – ретроспектива «Обратитесь
к библиографу» (по материалам архива выполненных справок).
2.Информ –
релиз «Что читать о знаменитых россиянах» (представление справочных изданий по истории России).
3.Библиографическая игра «Загадки русских слов» (по словарям русского языка).
Программа
Слайд 444. Игра – конкурс «Знаете ли Вы историю русской живописи?»
(представление CD – ROM – энциклопедий по искусству).
5.Калейдоскоп интересных фактов
«Какие тайны хранят каталоги?»
6.Презентация журнала
7.Библиотечно – библиографический плакат «Кто? Где? Когда?» (справочные издания библиотеки).
Программа
Слайд 45Библиография в библиотеке
Наряду с обучением пользователей основам информационной культуры, в
библиотеке должна быть создана комфортная информационная среда – стенды, рекомендательные
списки, закладки, памятки