Слайд 1Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках
русского языка и литературы
Егоричева Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ
СШ №6
г. Гаврилов-Ям, 2016
Слайд 2Компетенция
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков,
в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Слайд 3Компетентность
Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений
и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность
ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях
Слайд 4Цель компетентностного подхода
Формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического
мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и
поведения
Слайд 5Информационные технологии
повышают эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает
процесс обучения более успешным.
расширяют возможности предъявления учебной информации
вовлекают учащихся
в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их способностей
активизируют умственную деятельность
Слайд 6Получение новых знаний
Языковой материал для наблюдения при изучении
орфограммы «Правописание Ы – И после Ц»
цирк станция
белолицый птицы
циклон акация куцый молодцы
цитата авиация круглолицый рукавицы
Слайд 7Закрепление полученных знаний
Слова с пропущенными буквами (словарные диктанты);
предложения и тексты,
включающие слова с новой орфограммой;
видеоуроки
подготовка к ОГЭ и ГИА
Слайд 8Видеоуроки
«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь
пяти не известным ему словам, и он будет долго и
напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
К.Д. Ушинский
Слайд 9Контроль
Словарные диктанты для проверки и самооценки;
предложения и тексты с правильно
написанными словами;
тесты
Слайд 10Готовые разработки уроков
Ассоциативный орфографический словарь (практикум по русскому языку)
Русский
язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия
Уроки русского языка
Слайд 11Языковая компетенция
Способность учащихся употреблять
слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного
языка, и в конечном счёте – овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.
Слайд 12Лингвистическая компетенция
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического
мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.
Слайд 13Коммуникативная (речевая) компетенция
знания о речи, её функциях;
развитие умений
в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания,
чтения, письма);
способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
Слайд 14Приёмы работы с текстом
(создание)
Анализ текста;
создание собственных текстов разных жанров, типов
и стилей речи;
написание изложений разных видов;
написание сочинений разных видов.
Подготовка к
ОГЭ и ЕГЭ (анализ сочинений и изложений и их написание)
Слайд 15Приёмы работы с текстом
(восприятие)
Ответы на вопросы;
постановка собственных вопросов;
формулирование тезисов, выводов;
аргументированное
представление собственной позиции;
оппонирование
Слайд 16Использование ИКТ
Работа с готовыми презентациями
Создание собственных презентаций
Проектная деятельность
Просмотр и обсуждение
фрагментов кинофильмов
Виртуальные экскурсии
Подготовка домашних заданий
Слайд 17Социокультурная компетенция
Становление представлений человека об окружающем мире.
Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах
сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.