Слайд 1Информационно-разъяснительная работа и психологическое сопровождение социально-психологического тестирования в 2019 году
Слайд 2С 2019 года процедура и подходы к проведению СПТ изменены:
переход
на единую методическую основу (единую методику) проведения СПТ (ЕМ СПТ);
изменение
формулировок выводов по итогам проведения СПТ;
определение достоверности результатов на основе выявления стратегий сопротивления тестированию.
Слайд 3Методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий,
формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового
и юношеского возраста. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Методика выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.
Слайд 4ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного
психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).
Слайд 5Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности
образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся
своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.
Слайд 6Ограничения использования ЕМ СПТ
Методика не может быть использована для формулировки
заключения о наркотической или иной зависимости респондента.
ЕМ СПТ полностью или
какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.
К интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.
Слайд 7Заключение по результатам ЕМ СПТ дается на основе двух подходов
оценки вероятности вовлечения, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга:
- о «повышенной
вероятность вовлечения»;
- о «незначительная вероятность вовлечения».
Результаты ЕМ СПТ предоставляются на четырех уровнях детализации:
Уровень образовательной организации: массив данных — индивидуальные результаты (пошкально), результаты по классу, по параллели, организации в целом.
Муниципальный уровень — ОО области (по типу и виду), сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).
Региональный уровень - организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).
Федеральный - организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска), сравнительный анализ по регионам.
Слайд 8Информационно-разъяснительная компания
Для того, чтобы эффективно выстроить информационно-разъяснительную компанию по подготовке
к ЕМ СПТ необходимо всех субъектов образовательного процесса условно разделить
на З группы:
Первая группа - руководители и коллективы образовательных организаций. От позиции директоров в части трансляции и интерпретации целей и задач проведения ЕМ СПТ в образовательных организациях, их личной заинтересованности, будет зависеть успешность проведения данной работы. Зачастую, для педагогов деятельность в рамках СПТ предполагает дополнительные усилия, что нередко вызывает негативную оценку происходящего.
Вторая группа - родители (законные представители). От их позиции зависит мотивация обучающихся к участию в ЕМ СПТ. Важная составляющая при организации работы с родителями — минимизация опасений родителей за использование результатов ЕМ СПТ против их детей.
Обучающиеся - третья группа, с которой необходимо провести углубленную подготовительную работу.
Слайд 9Акценты информационной компании
1. Со всеми перечисленными категориями субъектов образовательных отношений
надо достигать двух целей — серьезного отношения к тесту и
понимания его необходимости.
2. Актуализация социального заказа со стороны государства на воспитание детей в образовательных организациях. СПТ — это элемент, позволяющий реализовывать социальный заказ по воспитанию детей.
3. Одним из показателей процесса воспитания является развитие психологической устойчивости, которая позволяет обучающемуся делать ответственный, самостоятельный выбор в жизни. Сформированность данного показателя позволяет говорить о возможности субъекта решать проблемы социально приемлемым способом. СПТ позволяет оказать обучающимся своевременную необходимую психолого-педагогическую помощь.
4. ЕМ СПТ - это диагностический инструментарий, позволяющий определить социально-психологический климат в образовательной организации, влияющий на социальную адаптацию и социализацию обучающихся. По результатам ЕМ СПТ будет составляться и корректироваться план воспитательной работы класса, группы, образовательной организации, муниципальной и региональной систем образования.
Слайд 10Акценты информационной компании
5. Цель руководителей при работе с родителями гарантировать
конфиденциальность ЕМ СПТ. Задачи: принятие на своем уровне необходимых управленческих
решений. При работе с родителями и обучающимися во время информационно-мотивационной компании рассказать о том, что такое конфиденциальность и какая ответственность возлагается на сотрудников образовательной организации, работающих с конфиденциальной информацией. Режим конфиденциальности, который могут обеспечить руководители, необходимо донести до родителей, которые дают информированные согласия и объяснить, в чем он состоит.
6. Ключевая задача - получение информированных добровольных согласий. Для этого необходимо качественно подготовить и провести информационную работу, т.к. от ее проведения зависит отношение к методике. Отношение, как и оценка проведенной информационно-разъяснительной компании, будет выражено в количестве полученных согласий.
7. Методику рентабельно использовать при планировании организации профилактической работы, что позволяет влиять и вовремя корректировать ситуацию в образовательной организации, а не формально отчитываться ей.
Слайд 11Акценты информационной компании
8. Методика позволяет организацию и планирование индивидуальной работы
с обучающимися при выявлении повышенных факторов риска и низких факторах
защиты. Это позволяет минимизировать затруднения образовательных организаций в проведении индивидуальной работы.
9. Методика отходит от оценки обучающегося и акцентирует внимание на рискогенности социально-психологических условий. Выявляет группу обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения, а не «группу риска». В процессе проведения методики выявляются вопросы и проблемные поля, требующие своего решения.
Слайд 12Процедура тестирования
При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии,
допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей)
обучающихся, участвующих в тестировании.
Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся. В целях получения достоверных сведений во время инструктажа внимание обучающихся акцентируется на следующем:
- конфиденциальности социально-психологического тестирования;
- продолжительности тестирования;
- необходимости выбора всего одного варианта ответа с помощью галочки или подчеркивания напротив вопросов теста.
Перед началом проведения ЕМ СПТ педагог-психолог, входящий в состав Комиссии, зачитывает инструкцию и предлагает перейти к тестированию.
Слайд 13Стандартное обращение педагога-психолога (психолога) к обследуемым перед началом тестирования:
«Каждый человек
в жизни сталкивается с трудностями, рисками, но все их преодолевают
по-разному. В условиях трудных жизненных ситуаций нужно проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться. Тест выявит степень вашей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут ваши ответы, тем точнее вы получите результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется. После обработки теста вы получите общее представление о своей психологической устойчивости.»
Слайд 14Обратная связь по результатам ЕМ СПТ (для респондентов) ВЫДАЕТСЯ только
педагогом-психологом (психологом).
Обратная связь при недостоверных ответах не содержит заключений относительно
личностных особенностей респондентов. Она описывает возможные затруднения в деятельности при работе с тестом. Причинами недостоверных ответов могут быть как одно конкретное затруднение, так и комплекс из нескольких затруднений.
*Психологу рекомендуется более подробно изучить ответы испытуемого и сделать заключение о причинах недостоверных ответов на основе имеющихся данных. Кроме того, в дополнение к анализу ответов, с респондентами, имеющими недостоверные результаты, рекомендуется провести стандартизированное интервью, что позволит более точно определить причину недостоверных ответов.
Слайд 15Обратная связь при достоверных ответах
не является интерпретацией индивидуальных результатов
теста. Она отличается высокой степенью обобщенности и служит для удовлетворения
интереса респондента к результатам тестирования.
Использование обобщенных формулировок в обратной связи не случайно. Такой подход вызван возможными организационно-смысловыми рисками при проведении СПТ:
вольная трактовка психологических терминов респондентами и их родителями;
неправильное, искаженное понимание психологических терминов приводит к остро негативной реакции на результаты тестирования, нежеланию сотрудничать;
Слайд 16Обратная связь при достоверных ответах
подавляющее большинство родителей, получивших результат
о высокой вероятности вовлечения их детей в зависимое поведение, относятся
к результатам критически, ставят под сомнение методику и ее результаты, вплоть до их прямого отрицания; при получении результата о высокой вероятности вовлечения ребенка в зависимое поведение, результат может быть воспринят как отрицательная характеристика не только ребенка, но и как низкая оценка воспитательных усилий родителя, что актуализирует психологические защитные механизмы родителей и может привести к возникновению конфликтных ситуаций, формированию негативного отношения к тестированию;
в связи со спецификой подросткового и юношеского возраста возможно сообщение результатов тестирования третьим лицам, сравнение персональных результатов респондентов между собой; такое поведение может привести к разглашению персональных данных, неправильному пониманию результатов тестирования и навешиванию «ярлыков».
Слайд 17Работа с родителями
Родительское собрание.
Участники: родители/законные представители обучающихся в возрасте от
13 лет, администрация и педагогический коллектив образовательной организации, специалисты в
сфере профилактики.
Предварительная подготовка
Формирование целевой установки, задач, разработка сценарного плана родительского собрания, привлечение специалистов в сфере профилактики социально-негативных явлений, в качестве консультантов, партнеров.
Подготовка рабочего материала родительского собрания.
Создание творческой группы по подготовке родительского собрания, в состав которой могут входить: члены комиссии СПТ, утвержденной приказом родительского комитета, специалисты в сфере профилактики социально-негативных явлений (инспектор ПДН, врач-нарколог, общественные деятели и др.).
Подготовка форм добровольных информированных согласий для прохождения СПТ и профилактических медицинских осмотров для родителей и обучающихся
Подготовка памяток для родителей; подготовка «Листа рефлексии» участников родительского собрания
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватман, раздаточный материал (памятки, листы для рефлексии), маркеры и другие необходимые материалы.
Слайд 18Форма проведения: комбинированное родительское собрание с использованием разнообразных методов и
приемов (краткие доклады, просмотр видеосюжетов, моделирование проблемных ситуаций, дискуссия, консультация,
беседа и др.)
Цель родительского собрания: формирование у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся в образовательных организациях, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей.
Задачи:
информирование родителей по вопросам СПТ обучающихся в образовательных организациях;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактики отклоняющегося поведения, в том числе связанного с употреблением психоактивных веществ, повышение грамотности родителей по профилактической антинаркотической тематике;
Слайд 19повышение информированности родителей в области профилактики аддиктивного поведения, а также
содействие освоению способов обсуждения с детьми вопросов, связанных с профилактикой
рискового поведения;
усиление мотивационного воздействия, направленного на минимизацию отказов от тестирования, в том числе социальной значимости прохождения медицинских осмотров;
мотивирование родителей на профилактические меры в семье по профилактике употребления психоактивных веществ и своевременную психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка в ситуациях возникновения риска первых проб психоактивных веществ.
Внимание! Запрещается использовать технологии запугивания!
Слайд 20Психологические рекомендации по построению мотивационной
беседы с родителями в рамках работы
по организации социально-
психологического тестирования обучающихся
Мотивационная беседа – это особым образом
организованное общение, в котором участвует специалист и слушатель (группа слушателей) и целью которого оказывается формирование мотива у собеседника.
Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной слушателем информации, а тем, как изменилось отношение собеседника к той или иной активности.
Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:
важно не только, что говорится, но и как это говорится;
важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации;
нет универсальных, и на 100% эффективных мотивационных технологий, так как человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает индивидуальными личностными характеристиками, имеет собственный опыт и свободу выбора;
информированный отказ собеседника нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста.
Слайд 21Работа с обучающимися (квесты, беседы, флеш-мобы, классные часы и др.
)
Квест- игра #Сделай правильный Выбор!
Уважаемые участники!
Мы рады
приветствовать вас на квест-игре
Ни для кого из вас не секрет, что в нашей стране, в нашей области, городе есть какое-то количество людей, наркотически зависимых, и с каждым днем в употребление наркотиков вовлекаются ваши сверстники, а иногда друзья, родственники, близкие люди. Часто получается так, что чем-либо помочь этим людям уже очень сложно, а порой и невозможно.
Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы и принять, необходимы меры.
Наша игра сегодня посвящена социально-психологическому тестированию и…… не только.
Жизнь полна неожиданностей, мы всегда выбираем, и чтобы наш выбор был свободным и осознанным, необходимо быть уверенным в нем.
С точностью можно сказать, что здесь собрались уверенные в себе личности!!!
В этом году вам также предстоит сделать выбор:
ОТКАЗАТЬСЯ (продемонстрировав свое равнодушие к проблеме наркотизации) или
ПРИНИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТЕСТИРОВАНИИ (тем самым принять ответственное решение по отношению к себе, своим близким, своей школе, городу, стране)
Сегодня, вы пройдете маршрут от одного пункта к другому, решая поставленные задачи (собирать, хранить, анализировать информацию по вопросам организации и проведению тестирования). В завершении квест - игры каждая команда изготовит социальный продукт -паблик#СделайПравильныйВыбор, который послужит навигатором и поможет понять вашим сверстникам, одноклассникам необходимость социально-психологического тестирования.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ И НОВЫХ ЗНАНИЙ!