Слайд 11. Изучите внимательно материал лекции.
2. Перепишите теорию в тетрадь по
родному языку или распечатайте лекцию (файл в формате Word).
3.
Выполните письменно домашнее задание № 1 и 2 в тетради по родному языку (рассредоточено в тексте презентации).
Тема занятия
«Принципы русской орфографии»
Слайд 2Нормы орфографии – это правила написания слов на письме.
Они
включают в себя следующее:
1) правила обозначения звуков буквами,
2) правила слитного,
дефисного и раздельного написания слов,
3) правила употребления прописных (заглавных) букв,
4) правила переноса слов.
Слайд 3Принципы русской орфографии — это закономерности, лежащие в основе орфографической
системы.
Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого
принципа к конкретным языковым явлениям.
Основной принцип русской орфографии - морфологический принцип.
Слайд 4Морфологический принцип
заключается в требовании одинакового написания одних и тех же
морфем (приставок, корней, суффиксов и т. д.)
степной — степь (безударная
гласная в корне),
подписать — подпись (правописание приставки под-).
Этому принципу подчинено написание большей части слов.
Слайд 5Морфологический принцип русской орфографии рулИт!
Слайд 6Повторим правило!
Рулить – II спр., значит, в 3л. ед.ч нужно
писать в окончании «И» - РУЛИТ.
Объясните, где ошибка.
Вы будите
сегодня в колледже?
Да, буду. Но будить никого не буду.
Слайд 7лететь, греметь, гореть, звенеть – глаголы второго спряжения. Почему?
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПРЯЖЕНИЯ
Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II
спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, а также 11 исключений. Остальные глаголы относятся к I спряжению.
У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям, при этом не имеет значения, какой гласный в неопределенной форме глагола. Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а, например, глагол пить – к I спряжению (пь-ешь). Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.
В школе вторую часть правила опускают, т. к. определять тип спряжения надо для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания. Если же личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол.
Слайд 8Домашнее задание № 1
Спишите полностью текст. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните
орфограмму, в скобках напишите инфинитив, укажите спряжение.
Образец. Игорь пишет (писать
– I спр.).
С…бака скреб_т. Сп…ртсмен беж_т. Преп…д…ватель перепиш_т конспект. Д…клад прочита _т Инна. Мы смотр_м (кино)фильм. Ты слыш_шь ш…рохи? Ты часто слуша_шь радио? Вы реша_те з…дачу? Вы лет_те на Бали? Выпь_шь м…лока? (С)начал(а,о) лес выгор_т . В…сна наступа_т.
Душа замира_т от счастья. Даша расстраива_тся и пережива_т. Деревья то(же) дыш_т. Лес ч…рнеет (в)далеке. Они ненавид_т. Солнце гре_т. В…дитель рул_т. Ты буд_шь убират…ся? Ты меня буд_шь и меша_ш… спать.
Слайд 9Фонетический принцип
заключается в том, что написание должно соответствовать произношению.
Данный
принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме чередований в
одной и той же морфеме.
расписать - роспись, бездомный - бесхозный,
интерес- безынтересный
Слайд 10Традиционный принцип
заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией.
Это
написание русских и заимствованных слов с непроверяемыми гласными, непроверяемыми, непроизносимыми
или удвоенными согласными в корне, так называемых словарных слов.
собака, жить, чаща, топор, вокзал, футбол, здоровье, аллея.
Слайд 11Дифференцирующий принцип
написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить
одинаково звучащие слова.
балл (оценка) и бал (танцевальный вечер),
ожёг (глагол)
и ожог (существительное),
плачь (глагол) и плач (существительное),
туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода),
орёл (птица) и Орёл (город).
Слайд 12Слитное, раздельное и дефисное написание
регулируется традиционным принципом с учетом морфологической
самостоятельности единиц.
Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных
местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов - слитно или через дефис (по моему мнению и по-моему).
Слайд 13Употребление прописных и строчных букв
регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы
пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое
слово в начале каждого предложения.
Остальные слова пишутся со строчной буквы.
Слайд 14Правила переноса слов с одной строки на другую
При переносе учитывается,
прежде всего, слоговое членение слова, а затем и его морфемная
структура.
НЕПРАВИЛЬНО. во-йна, ра-збить.
ПРАВИЛЬНО. вой-на, раз-бить.
Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова.
Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са
Слайд 15Исправьте ошибки на следующих далее слайдах. Спишите в тетрадь, исправив
ошибки и подчеркнув орфограммы.
Повторите правило, согласно которому нужно написать правильно.
Назовите
принцип русской орфографии, которому подчиняется это правило.
Домашнее задание № 2