Разделы презентаций


Вопрос 44 Наука как социальный институт…

Содержание

Наука как социальный институт – один из трех аспектов науки (деятельность по производству объективно-истинных, т.е. практически доказанных знаний; социальный институт; форма общественного сознания – приблизительно верное отражение объективного процесса развития науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вопрос 44 Наука как социальный институт…

Вопрос 44 Наука как социальный институт…

Слайд 2Наука как социальный институт – один из трех аспектов науки

(деятельность по производству объективно-истинных, т.е. практически доказанных знаний; социальный институт;

форма общественного сознания – приблизительно верное отражение объективного процесса развития науки сознанием отдельных исследователей, научного сообщества, обществом в целом)
Институциализация науки начинается в конце 17 века:
Перестают быть теологическими по сути университеты, существующие на тот момент уже более 500 лет (Болонский – 1088; Парижский – 1160, Оксфордский – 1167), появляются новые университеты (в том числе – МГУ, 1755г.)
Появляются первые Академии наук: Лондонское королевское общество – 1660; Французская АН – 1666; Берлинская АН – 1700; Санкт-Петербургская АН – 1724.
Формируется научное сообщество.
Наука как социальный институт – один из трех аспектов науки (деятельность по производству объективно-истинных, т.е. практически доказанных

Слайд 3Наука как социальный институт включает в себя:
Совокупность знаний и их

носителей
Учреждения и организации, средства познания
Систему форм контроля, экспертизы, и оценки

научных достижений
Систему санкций за недобросовестность и др. компоненты
Наука как социальный институт включает в себя:Совокупность знаний и их носителейУчреждения и организации, средства познанияСистему форм контроля,

Слайд 4Развитие науки как социального института

Развитие науки как социального института

Слайд 7Институциональный кризис науки
Однако следует признать, что современная наука как социальный

институт находится в глубоком кризисе (он начался с 70-80-х гг.

20 в.):
снижение финансирования (особенно фундаментальной науки); падение престижности, старение кадров, по Ю.М. Плюснину, 80 % ученых идентифицируются как производящие истинное знание, 15% - как маргиналы, 5% - как «производящие презентации» для грантообразующих организаций (в том числе, путем фальсификаций); распространение лже-научных учений; разрушение классического университета под давлением глобального рынка (университет «совершенства»=«университет в руинах» – Б. Ридингс) и т.д.
Институциональный кризис наукиОднако следует признать, что современная наука как социальный институт находится в глубоком кризисе (он начался

Слайд 8Причины институционального кризиса науки
С позиций современной научной философии, этот

кризис – в конечном счете, результат фундаментального расхождения интересов глобального

капитализма , ориентированного на прибыль (даже без реальных производственных сдвигов, за счет развития «превратного» или «фиктивного» сектора), и науки, ориентированной на производство объективно-истинного знания. Причем этот кризис особенно острый в современных условиях, когда роль всеобщего (научного) труда в целом возрастает, а стоимостное отношение разрушается.
Причины институционального кризиса науки С позиций современной научной философии, этот кризис – в конечном счете, результат фундаментального

Слайд 9Организация науки в СССР
Академия наук СССР – делилась на республиканские

Академии наук
Отраслевые академии наук (например, Академия медицинских наук)
Отраслевые институты (НИИ),

их задача – инновации, внедрение научных достижений в производство
Вузовская наука
Организация науки в СССРАкадемия наук СССР – делилась на республиканские Академии наукОтраслевые академии наук (например, Академия медицинских

Слайд 10За годы СССР Нобелевской премии были удостоены 9 ученых: НН

Семенов (химия); ПА Черенков, ИЕ Тамм и ИМ Франк (физика);

ЛД Ландау; НГ Басов и АМ Прохоров; ЛВ Канторович; ПЛ Капица.
Наука в СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. В научных организациях работало 0,3 % населения СССР (1 млн человек), научно-педагогических работников в 80-е гг. было более 5 млн. чел.
За годы СССР Нобелевской премии были удостоены 9 ученых: НН Семенов (химия); ПА Черенков, ИЕ Тамм и

Слайд 11К недостаткам организации науки в СССР можно отнести:
большую долю военной

науки (что впрочем объяснимо напряженной международной обстановкой)
Недостаточно глубокую связь гражданской

науки с производством
Тенденцию к крупным формам, недооценку потенциала малых и средних по масштабам исследовательских групп
Недостатки негибкого и формального «всепланирования» в НИР, характерные для советской экономики в целом

К недостаткам организации науки в СССР можно отнести:большую долю военной науки (что впрочем объяснимо напряженной международной обстановкой)Недостаточно

Слайд 12Таким образом, реформирование науки было справедливо заявлено как одна из

важнейших целей реформ после распада СССР. Реформирование должно было сделать

науку более эффективной в смысле связи с производством, должно было приблизить ее в ряде отношений к международным стандартам.
Достигнуты ли эти цели?
Таким образом, реформирование науки было справедливо заявлено как одна из важнейших целей реформ после распада СССР. Реформирование

Слайд 13Организация науки в постсоветской России
РАН построена по научно-отраслевому и территориальному

принципу
9 отделений РАН (по областям науки)
3 региональных отделения РАН
15

региональных научных центров
Организация науки в постсоветской России РАН построена по научно-отраслевому и территориальному принципу9 отделений РАН (по областям науки)

Слайд 14В 2013 г. начата полномасштабная реформа РАН. Ее оценки различны,

но в целом имеют достаточно критический характер.

Академик Ж.И. Алферов, нобелевский лауреат: «После жесточайших реформ 1990-х годов, многое утратив, РАН тем не менее сохранила свой научный потенциал гораздо лучше, чем отраслевая наука и вузы. Противопоставление академической и вузовской науки совершенно противоестественно и может проводиться только людьми, преследующими свои и очень странные политические цели, весьма далекие от интересов страны… Закон о реорганизации РАН и других государственных академий наук… отнюдь не решает задачу повышения эффективности научных исследований. Смею утверждать, что любая реорганизация, даже значительно более разумная, чем предложенная в упомянутом Законе, не решает эту проблему».

Очевидно, что реформирование науки необходимо – но вопрос в соотношении государства и рынка в этом реформировании.
В 2013 г. начата полномасштабная реформа РАН. Ее оценки различны, но в целом имеют достаточно критический характер.

Слайд 15
В России сейчас по разным оценкам от 500 до 800

тыс. ученых.
Расходы на одного исследователя в России в два раза

ниже, чем в Китае, почти в четыре раза ниже чем в США (2011 год)
По данным РГНФ только за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд. (без учета потерь от оттока ноу-хау). Отток продолжается и сейчас: ежегодно уезжает не менее 4000 хорошо подготовленных молодых специалистов и студентов.
Вынужденная работа ведущих ученых по зарубежным грантам имеет и теневую сторону – финансируются проекты в строго определенных отраслях, осуществляется научно-техническая разведка.
Доля СССР на мировом рынке высокотехнологичной продукции в 1970-80-е гг. составляла от 5 до 17%. Доля современной России – от 0,3 до 0,5%
Безусловно, реформа российской науки была нужна. Но достигнуты ли цели реформирования науки в России? Едва ли.
В России сейчас по разным оценкам от 500 до 800 тыс. ученых.Расходы на одного исследователя в России

Слайд 16В последние 15 лет определенное движение в смысле стратегической поддержки

науки в России государством началось (нацпроекты, система национальных исследовательских и

федеральных университетов, «наукоградов») – но это меры запоздалые, недостаточно масштабные и также насыщенные феноменами «пара-капитализма» (бюрократизация, коррупция, необдуманная приватизация и передел собственности, «утечка мозгов» и т.д.)
В последние 15 лет определенное движение в смысле стратегической поддержки науки в России государством началось (нацпроекты, система

Слайд 17Очевидно, что реформирование науки необходимо – но вопрос в соотношении

государства и рынка в этом реформировании.
Необдуманное включение рыночных механизмов

(причем, в форме рынка пара-капиталистического по А.А. Зиновьеву) в научной сфере, особенно в фундаментальной науке, избегание государством серьезной ответственности за будущее науки в России – тупиковый путь.

Очевидно, что реформирование науки необходимо – но вопрос в соотношении государства и рынка в этом реформировании. Необдуманное

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика