Слайд 21.1. Природное и общественное в человеке
Слайд 31. Понятие «человек»
Человек – понятие родовое, выражающее общие черты,
присущие всему биологическому виду homo sapiens.
Слайд 42. Теории происхождения человека
Креационизм – божественное происхождение человека (мифы и
легенды, религиозные верования).
Биологическая – человек произошел от высших приматов
путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора (Карл Линней, Ламарк, Дарвин, Шарден и т.д.).
Трудовая теория – труд превратил обезьяноподобных предков в людей (Энгельс).
Мутационная теория – новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме (Хуго де Фриз, А.А. Чижевский и т.д.).
Теория внешнего вмешательства (палеовизит) – появление людей на земле связано с деятельностью инопланетных цивилизаций.
Слайд 53. Подходы к пониманию сущности человека:
Натуралистический – преобладание в
человеке природного начала, влияющего на его жизнь и поведение.
Социологический
– преобладание в человеке социологического начала, игнорируя при этом биологическую сторону его природы.
В современной философии преобладает мнение о бинарной сущности человека. Человек – биосоциальное существо, который одновременно является частью природы и общества.
В процессе антропосоциогенеза человек обособился от животного мира и стал создавать вторую среду обитания – культуру
Слайд 64. Биологическое в человеке
Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и
эволюции человека, длившийся 3 – 3,5 млн. лет.
Первый человек
появился около 2,5 – 2 млн. лет назад. Первого человека ученые называют человек умелый.
Примерно 100 – 200 тысяч лет тому назад появился новый тип человека: хомо сапиенс.
Антропосоциогенез включает в себя два процесса: антропогенез и социогенез
Слайд 7Биологическое в человеке:
Прямохождение, позволяющее человеку шире охватывать взглядом окружающую
обстановку.
Особое устройство гортани, позволяющее развивать речь.
Строение рук, благодаря которому стала
возможна трудовая деятельность.
Высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, дающая возможность развития интеллекта.
Медленный темп роста и биологического созревания.
Слайд 85. Социальная сущность человека:
Определяет мотивы стимулы деятельности, правила и
нормы поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются его социальным началом.
На основе социальных качеств человека формируется его духовный мир.
Слайд 9Социальная сущность человека :
Мышление и речь;
Сознательная целенаправленная деятельность;
Способность изготавливать орудия труда;
Способность творчески преобразовывать окружающую действительности;
Способность выполнять
социальные роли и функции;
Социальные потребности.
Слайд 10Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и
воспитанные в сообществе животных.
В 1920 году в Индии доктор
Синг обнаружила в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала,стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала,опираясь на руки. Не пила, а лакала ,рычала,когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.
Слайд 117. Отличие животного от человека
Жизнь регулируется их инстинктами.
Отсутствие
сознания и мышления.
Отсутствие членораздельной речи.
Неспособность к постановке осознанной
цели, любые действия животных определяют инстинкты.
Животные не способны к труду, они лишь приспосабливаются к окружающей среде.
Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Слайд 128. Общие черты человека и животного
Человек как часть природы подвержен
влиянию инстинктов
Инстинкт самосохранения
Инстинкт продолжения рода
Инстинкт материнства
Инстинкт предчувствия
Самыми
ответственными матерями являются представители семейства кошачьих. Их потомство всегда будет ухожено, накормлено и чисто вымыто. Кошки опекают своих котят около трех месяцев. По истечении этого срока котята уже становятся полностью самостоятельными и материнская забота им уже больше не требуется.
Слайд 13Самые заботливые мамы
Слоны очень долго вынашивают своих детенышей – один
год и десять месяцев. Но и после рождения мать проявляет
заботу о слоненке. Каждая слониха и ее родственники всячески проявляют заботу о слоненке.
Слайд 14«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого
доходит человек» (Н. Бердяев)
Мини-сочинение
Слайд 161. Способности человека
Склонность – избирательная направленность индивида на определенный вид
деятельности.
Способности – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно
заниматься какой-либо деятельности.
Задатки – врожденные анатомо-физиологическое особенности нервной системы, которые можно развить или погубить в человеке.
Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях (умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие).
Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно - творческие и другие).
Слайд 17 Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и
практические (склонность к практическим действиям)
Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного)
и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.
Одновременно выделяют следующие типы способностей
Слайд 18Одаренность – сочетание различных развитых способностей
Талант – выдающиеся способности человека,
проявляемые в определённой сфере деятельности.
Гениальность – высшая ступень развития
таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в какой-либо деятельности.
Уровни развития способностей
Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В. Клименко ) отмечают, что продукт деятельности таланта - оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.
Слайд 19 Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек
достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя
и включает элементы творчества.
Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.
Уровни способностей
Слайд 20Формирование способностей
В определённой степени способности зависят от задатков - природных свойствах
личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности (музыкальные, поэтические
и другие задатки)
Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Слайд 212. Самопознание
Самопознание – это процесс познания себя.
Самооценка –
это оценка личностью самого себя, своих способностей, качеств и возможностей.
Самооценка может быть:
заниженная
завышенная
объективная
Для человека важно правильно оценить свои возможности для успешной деятельности.
Слайд 241. Развитие человека
Индивид – отдельно взятый председатель рода человеческого.
Индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида
от других, неповторимость каждого отдельного человека.
Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Слайд 25Структура личности
Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность
динамичных проявлений психики.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.
Слайд 28Социально значимые качества личности
Самосознание – осознание человеком своих целей,
интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя.
Социальная
активность – способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми.
Жизненная позиция – наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их.
Свобода – возможность выбора свободы действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость.
Ответственность – способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значений для общества.
Самоопределение – сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста.
Слайд 292. Социализация
Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных
ценностей и образцов поведения общества, к которому они принадлежат, включает
в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Слайд 30Теории социализации личности
Теория психологического бихевиоризма: врожденные импульсы ребенка
формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления с помощью
социального поощрения позитивного социального поведения.
Теория структурного функционализма: социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.
Теория упорядоченного развития психики: признание упорядоченности, закономерности в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно. Возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.
Слайд 31Функции социализации
Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации,
необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
Освоение
различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного «Я», что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.
Слайд 32Уровни социализации:
Первичная (до 6 лет) – происходит преимущественно
в малых группах, который индивид подвергается в детском возрасте, становясь
членом общества.
Вторичная (до 23-25 лет) – происходит на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.
Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери, работника и гражданина и т.д.
Слайд 33Стадии процесса социализации
Адаптация – усвоение социального опыта.
Идентификация – стремление выделить себя среди других.
Интеграция –
внедрение в жизнь общества.
Трудовая стадия – воспроизведение социального опыта, воздействие на общество.
После трудовая стадия – передача социального опыта новым поколениям.
Слайд 34Агенты социализации
Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые
осуществляют социализацию.
Агенты первичной социализации – непосредственное и ближайшее окружение
человека, оказывающие на нее непосредственное воздействие (семья, друзья).
Агенты вторичной социализации – осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями (руководители учреждений, официальных организаций, СМИ, армия, полиция, церкви, предприятия и т.д.).
Слайд 35Первичные институты социализации
Институты социализации – учреждения, влияющие на социализации
и направляющие его.
Семья – важнейший агенты социализации. Социальное
положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении на первых 20 лет его жизни.
Школа как агент социализации отличается о семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.
Слайд 36 Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно
здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность,
а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.
Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общества, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.
Первичные институты социализации
Слайд 37Вторичные институты социализации
К вторичным институтам социализации относятся: государство, государственные
органы, армия, полиция, университеты, церковь, средства массовой информации, лидеры партий
и т.д.
Слайд 38Процессы, влияющие на социализацию
Обучение – процесс целенаправленного формирования
в человеке определённых знаний, умений и навыков. В нем формируется
разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может не осознавать. Происходит в семье.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений и верований, определяющих его жизнедеятельность.
Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т.д. Происходит в школе и вузе.
Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряжённостью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди.
Слайд 39Фазы социализации
Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от
усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей.
Ресоциализация –
восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира, постоянное общение с одним кругом людей, утрата старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.
Конформизм – пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их.
Слайд 40«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)
«Индивидом рождаются,
личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Г. Асмолов).
Мини-сочинение
Слайд 421. Понятие «мировоззрение»
Мировоззрение – это система взглядов человека на
мир и его место в нем.
Уровни мировоззрения:
жизненно-практический
– система взглядов и убеждений, представляющих практический уровень взаимодействия человека и мира, формируется стихийно.
рационально-теоретический – система взглядов и убеждений, сформировавшихся в результате интеллектуальной деятельности.
Слайд 43 2. Компоненты мировоззрения:
мироощущение – эмоциональный опыт людей
на уровне настроений и чувств;
мировосприятие – мир образов,
придающий наглядность нашим мировоззренческим установкам;
миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
мироотношение – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
менталитет – специфический психологический склад, возникающий на базе культуры, общественного и личного опыта, который оказывает влияние на практическую деятельность человека.
Слайд 442. Типы мировоззрения
Обыденное (житейское) – носит стихийный характер, формируется
под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт человека и
мало использует опыт других людей.
Слайд 452. Типы мировоззрения
Религиозное – предполагает веру в сверхъестественное, формируется
под влиянием религиозных учений, ориентированно на удовлетворение духовных потребностей человека,
иногда непримиримо к другим видам мировоззрения.
Боярыня Морозова
Слайд 462. Типы мировоззрения
Научное – опирается на достижение современной науки,
стремится обосновать свои представления о мире и человеке.
Джордано Бруно
Бруно говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Он понял и объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров.
Слайд 472. Типы мировоззрения
Гуманистическое мировоззрение – высшей ценностью ставит человека,
его права и свободы, основано на представлениях о социальной справедливости,
экологической безопасности и нравственном идеале.
Я убежден, что идеология защиты прав человека – это та единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе...
А.Д. Сахаров
Слайд 483. Убеждения и смысл жизни
Под влиянием мировоззрения у
человека формируются убеждения, смысл и образ жизни.
Убеждения – это
осознанная потребность действовать в соответствии со своими потребностями, знаниями и ценностями.
Образ жизни – биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности человека.
Смысл жизни – главный мотив человеческой деятельности.
Исследователи выделяют несколько подходов у пониманию смысла человеческой жизни
Слайд 493. Убеждения и смысл жизни
Гедонический – смысл жизни ассоциируется
с удовольствиями, которые доставляют нам чувства.
Эпикур
Слайд 503. Убеждения и смысл жизни
Аскетический – смысл жизни состоит
в подавлении влечений и желаний.
«Главное наслаждение – презрение ко
всем наслаждениям»
Диоген
Слайд 513. Убеждения и смысл жизни
Смиренно-стоический – смысл жизни предписывает
его сторонникам на первое место ставить долг.
Слайд 523. Убеждения и смысл жизни
Религиозный – смысл жизни основан
на вере, состоит в служении Богу.
Слайд 533. Убеждения и смысл жизни
Категорический-императивный – смысл жизни заключается
в том, что жить надо в соответствии с нравственным законом.
И. Кант
«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства»
Слайд 543. Убеждения и смысл жизни
Действенно-гуманистический – смысл жизни предполагает,
что человек должен реализовать свой внутренний потенциал, способности и таланты.
М.А. Булгаков
Так, впрочем, чаще всего и бывает в нашей жизни. Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни.
Слайд 561. Понятие мышление
Мышление - активный процесс отражения объективного мира
в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление бывает образное,
знаковое и понятийное.
Слайд 57Исторические этапы исследования процесса мышления
Античная философия – рассматривает
связь мышления с логикой. Логика должна была ответить на вопрос
о том, что является истинным и разумным, а что нет, установив критерий различий истины и заблуждения.
Средневековье – исходит из того, что мышление носит исключительно эмпирический характер.
Ренессанс – сенсуалисты считают, что решающую роль играет ощущение и восприятие; рационалисты рассматривают мышление исключительно с позиции разума, без непосредственного чувствования.
Конец XIX века – прагматики утверждают, что мысли истины не потому, что они отражают материальный мир, а через полезность для человека.
Слайд 58XX век – характеризуется множеством различных теорий о мышлении человека.
Исторические этапы исследования процесса мышления
Бихевиоризм: мышление рассматривается как
процесс формирования связей между стимулами и реакциями.
Психоанализ: изучает бессознательное формы мышления, его зависимость от мотивов и потребностей.
Психологическая теория деятельности: мышление – прижизненная способность к решению задач и преобразованию деятельности.
Основные виды мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, общения и т.д.
Слайд 59Типы мышления
Образное мышление - совокупность способов и процессов
образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами
составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
Понятийное мышление – решение задач осуществляется через использование абстрактных понятий, теоретических знаний, свойственно современному человеку.
Знаковое мышление – знание существует в форме языковых знаков, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности.
Слайд 602. Деятельность человека и ее основные формы
Деятельность – это
форма социальной активности, направленная на преобразование окружающей действительности.
Признаки деятельности
Сознательный
характер – сознательно выдвигает цели своей деятельности;
Продуктивный характер – деятельность человека напавлена на получение результата;
Преобразующий характер – в ходе деятельности человек преобразует окружающий мир;
Общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в различные общественные отношения.
Слайд 61Структура и формы деятельности
Объект
Мотивы
Цель
Средства
Результат
Основные формы
деятельности
Труд
Направлен на получение практически полезного результата;
Осуществляется под влиянием
необходимости;
Конечная цель – преображение окружающей действительности.
Игра
Носит условный характер;
Играющие выбирают определенные роли;
Любая игра основана на выполнении определенных правил;
Присущ животным.
Учение
Наличие постоянного управления со стороны;
Необходимый компонент обучения;
Способствует развитию личности.
Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной и эмоциональной информацией.
Слайд 62 Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм
человека, на его опорно-двигательный аппарата. Физический труд бывает: ручной, механизированный,
труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды труда
Слайд 63 Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе
и др.)
Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного
вида деятельности)
Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Виды учения
Слайд 64Общение
Функции:
информационная - получение новых знаний;
манипуляторная
– партнер по общению воспринимается как средство для достижения внешних
целей;
гуманистическая – удовлетворение потребностей человека в понимании, сочувствии, признании.
Общение может быть формальным и неформальным
общение между реальными субъектами;
общение субъектами с иллюзорным партнером (хозяин с собакой);
общение воображаемых партнеров (героев романа).
Отличие общения от коммуникации в том, что при ней субъект передает информацию, а получателем может быть человек, животное, машина.
Слайд 65Творческая деятельность
Творчество – высший вид деятельности, которая рождает совершенно
новое, никогда ранее не существовавшее.
воображение – это представление,
лишенного реального предмета, которое позволяет опережать практику;
фантазия – это воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов;
интуиция – знания, условия получения которого не осознается.
Слайд 66Изобретательская деятельность
Высший уровень творчества
стремление усовершенствовать устройство или
механизм, чтобы облегчить работу;
выдвижение гипотезы или замысла;
в результате умственной работы над идеей создание плана или схемы решения проблемы.
Ассоциативное мышление – связь психических явлений, при которой представление одного влечет за собой появление другого.
Слайд 67 Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
Ценностно-
рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей
деятельности.
Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
Заполните таблицу
«Действия человека и животных»
Слайд 68Классификация видов деятельности
В зависимости от сфер общественной жизни:
экономическая, социальная, политическая и духовная.
В зависимости от форм
объединения людей: индивидуальная, коллективная, массовая.
В зависимости от общественного прогресса: прогрессивная, регрессивная, созидательная, разрушительная.
Слайд 69В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру
Практическая
деятельность – направлена на преобразование окружающего мира. Включает в себя
материально-производственную и социально-преобразующую деятельность.
Духовная деятельность – изменяющая индивидуальное и общественное создание. Видами духовной деятельности являются познавательная, ценностно-ориентированная и прогностическая. К особенностями духовной деятельности относятся: идеальность, объективность по содержанию, субъективность по восприятию, большую роль играют знаки и символы.
Слайд 70«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что
он делает»
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а
без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский).
Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают всё: знания, мысль, воображение». (В. Гюго)
«Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)
Мини-сочинение
Слайд 72Мотив – движущая сила деятельности. Мотивами являются убеждения, интересы и
потребности человека
Слайд 731. Интересы
Интерес - это целенаправленное отношение человека к какому-либо
объекту его потребности.
• определяются положением различных социальных групп и индивидов
в обществе;
• направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
• являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
• выражают направленность личности, которая во многом определяет ее жизненный путь.
Признаки
Слайд 74Классификация интересов:
По их носителю:
Индивидуальные – личные
интересы.
Групповые – молодежные интересы, интересы политической партии и
т.д.
Общественные – национальные и государственные.
По направленности:
Экономические – получение прибыли.
Социальная – создание семьи.
Политические – достижение власти.
Духовные – изучение науки, получение образования, художественные интересы.
Слайд 752. Потребности
Потребности – это нужда личности в том, что
необходимо для поддержания его жизнедеятельности.
Слайд 76Отличия удовлетворения потребностей у человека и животных
удовлетворение потребностей
у человека носит сознательный характер;
потребности людей взаимосвязаны между
собой;
у человека наряду с подлинными потребностями существуют мнимые, ведущие к физической и социальной деградации.
Слайд 77 Подлинные (разумные, истинные) - это потребности, без которых человек либо
просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди
людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
Ложные (неразумные, мнимые) - это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)
Виды потребностей
Слайд 78«Потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого
индивида»
(Б.Д. Парыгин)
«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»
(Б. М. Теплов).
Мини-сочинение
Слайд 79Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Свобода и ответственность
Слайд 801. Свобода и необходимость
Свобода – это самостоятельность личности, ее
способность и возможность сделать свой выбор и действовать в соответствии
с личными целями.
Свободен или человек или его поступки обусловлены внешней необходимости?
Фатализм – концепция, согласно которой все процессы все процессы в мире року и исключает всякую возможность выбора и случайности.
Волюнтаризм – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.
Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс – трактуют свободу, как познанную необходимость (предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.
Слайд 811. Свобода и необходимость
Необходимость – зависимость личности от объективных
обстоятельств (природных и социальных).
Выбор – предпочтение чего-либо в условиях
альтернативы.
Факторы, ограничивающие свободу:
свобода другого человека;
собственная природа (например, биологические потребности);
существование законов;
сила общественного мнения;
нормы морали.
Слайд 822. Свобода и ответственность
Ответственность – это обязанность и готовность
субъекта отвечать за совершенные поступки и их последствия.
Зависимость между
свободой и ответственностью личности прямо пропорционально: чем больше человеку дает общество, тем больше у него ответственности за пользование своей свободой.
Слайд 83«Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями
— самое страшное рабство» (Л.Н. Толстой)
Мини-сочинение