Разделы презентаций


Человек

Содержание

1.1. Природное и общественное в человеке

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Человек

Человек

Слайд 21.1. Природное и общественное в человеке

1.1. Природное и общественное в человеке

Слайд 31. Понятие «человек»
Человек – понятие родовое, выражающее общие черты,

присущие всему биологическому виду homo sapiens.

1. Понятие «человек» Человек – понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему биологическому виду homo sapiens.

Слайд 42. Теории происхождения человека
Креационизм – божественное происхождение человека (мифы и

легенды, религиозные верования).
Биологическая – человек произошел от высших приматов

путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора (Карл Линней, Ламарк, Дарвин, Шарден и т.д.).
Трудовая теория – труд превратил обезьяноподобных предков в людей (Энгельс).
Мутационная теория – новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме (Хуго де Фриз, А.А. Чижевский и т.д.).
Теория внешнего вмешательства (палеовизит) – появление людей на земле связано с деятельностью инопланетных цивилизаций.

2. Теории происхождения человекаКреационизм – божественное происхождение человека (мифы и легенды, религиозные верования). Биологическая – человек произошел

Слайд 53. Подходы к пониманию сущности человека:
Натуралистический – преобладание в

человеке природного начала, влияющего на его жизнь и поведение.
Социологический

– преобладание в человеке социологического начала, игнорируя при этом биологическую сторону его природы.

В современной философии преобладает мнение о бинарной сущности человека. Человек – биосоциальное существо, который одновременно является частью природы и общества.

В процессе антропосоциогенеза человек обособился от животного мира и стал создавать вторую среду обитания – культуру

3. Подходы к пониманию сущности человека: Натуралистический – преобладание в человеке природного начала, влияющего на его жизнь

Слайд 64. Биологическое в человеке
Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и

эволюции человека, длившийся 3 – 3,5 млн. лет.
Первый человек

появился около 2,5 – 2 млн. лет назад. Первого человека ученые называют человек умелый.

Примерно 100 – 200 тысяч лет тому назад появился новый тип человека: хомо сапиенс.

Антропосоциогенез включает в себя два процесса: антропогенез и социогенез

4. Биологическое в человеке	Антропосоциогенез – это процесс происхождения, становления и эволюции человека, длившийся 3 – 3,5 млн.

Слайд 7Биологическое в человеке:
Прямохождение, позволяющее человеку шире охватывать взглядом окружающую

обстановку.
Особое устройство гортани, позволяющее развивать речь.
Строение рук, благодаря которому стала

возможна трудовая деятельность.
Высокоорганизованный мозг и сложная нервная система, дающая возможность развития интеллекта.
Медленный темп роста и биологического созревания.

Биологическое в человеке: Прямохождение, позволяющее человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку.Особое устройство гортани, позволяющее развивать речь.Строение рук,

Слайд 85. Социальная сущность человека:
Определяет мотивы стимулы деятельности, правила и

нормы поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются его социальным началом.

На основе социальных качеств человека формируется его духовный мир.
5. Социальная сущность человека: 	Определяет мотивы стимулы деятельности, правила и нормы поведения, ценности. Биологические потребности человека контролируются

Слайд 9Социальная сущность человека :
Мышление и речь;
Сознательная целенаправленная деятельность;


Способность изготавливать орудия труда;
Способность творчески преобразовывать окружающую действительности;
Способность выполнять

социальные роли и функции;
Социальные потребности.
Социальная сущность человека : Мышление и речь; Сознательная целенаправленная деятельность; Способность изготавливать орудия труда; Способность творчески преобразовывать

Слайд 10Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и

воспитанные в сообществе животных.
В 1920 году в Индии доктор

Синг обнаружила в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала,стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала,опираясь на руки. Не пила, а лакала ,рычала,когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более 10 лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. В 1920 году

Слайд 117. Отличие животного от человека
Жизнь регулируется их инстинктами.
Отсутствие

сознания и мышления.
Отсутствие членораздельной речи.
Неспособность к постановке осознанной

цели, любые действия животных определяют инстинкты.
Животные не способны к труду, они лишь приспосабливаются к окружающей среде.
Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
7. Отличие животного от человека Жизнь регулируется их инстинктами. Отсутствие сознания и мышления. Отсутствие членораздельной речи. Неспособность

Слайд 128. Общие черты человека и животного
Человек как часть природы подвержен

влиянию инстинктов
Инстинкт самосохранения
Инстинкт продолжения рода
Инстинкт материнства
Инстинкт предчувствия
Самыми

ответственными матерями являются представители семейства кошачьих. Их потомство всегда будет ухожено, накормлено и чисто вымыто. Кошки опекают своих котят около трех месяцев. По истечении этого срока котята уже становятся полностью самостоятельными и материнская забота им уже больше не требуется.
8. Общие черты человека и животногоЧеловек как часть природы подвержен влиянию инстинктов Инстинкт самосохраненияИнстинкт продолжения родаИнстинкт материнства

Слайд 13Самые заботливые мамы
Слоны очень долго вынашивают своих детенышей – один

год и десять месяцев. Но и после рождения мать проявляет

заботу о слоненке. Каждая слониха и ее родственники всячески проявляют заботу о слоненке.
Самые заботливые мамыСлоны очень долго вынашивают своих детенышей – один год и десять месяцев. Но и после

Слайд 14«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого

доходит человек» (Н. Бердяев)
Мини-сочинение

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н. Бердяев)Мини-сочинение

Слайд 15Развитие способностей человека

Развитие способностей человека

Слайд 161. Способности человека
Склонность – избирательная направленность индивида на определенный вид

деятельности.
Способности – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно

заниматься какой-либо деятельности.

Задатки – врожденные анатомо-физиологическое особенности нервной системы, которые можно развить или погубить в человеке.

Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях (умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие).
Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно - творческие и другие).

1. Способности человекаСклонность – избирательная направленность индивида на определенный вид деятельности. Способности – это особенности человека, позволяющие

Слайд 17 Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и

практические (склонность к практическим действиям)
Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного)

и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

Одновременно выделяют следующие типы способностей

Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям) Учебные (усвоение

Слайд 18Одаренность – сочетание различных развитых способностей
Талант – выдающиеся способности человека,

проявляемые в определённой сфере деятельности.
Гениальность – высшая ступень развития

таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в какой-либо деятельности.

Уровни развития способностей

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В. Клименко ) отмечают, что продукт деятельности таланта - оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

Одаренность – сочетание различных развитых способностейТалант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности. Гениальность –

Слайд 19 Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек

достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя

и включает элементы творчества.
Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.

Уровни способностей

Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её

Слайд 20Формирование способностей
В определённой степени способности зависят от задатков - природных свойствах

личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности  (музыкальные, поэтические

и другие задатки)
Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.
Формирование способностей В определённой степени способности зависят от задатков - природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в

Слайд 212. Самопознание
Самопознание – это процесс познания себя.
Самооценка –

это оценка личностью самого себя, своих способностей, качеств и возможностей.


Самооценка может быть:
заниженная
завышенная
объективная

Для человека важно правильно оценить свои возможности для успешной деятельности.

2. Самопознание 	Самопознание – это процесс познания себя. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих способностей,

Слайд 233.13.Социализация индивида

3.13.Социализация индивида

Слайд 241. Развитие человека
Индивид – отдельно взятый председатель рода человеческого.


Индивидуальность – это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида

от других, неповторимость каждого отдельного человека.
Личность – человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
1. Развитие человека Индивид – отдельно взятый председатель рода человеческого. Индивидуальность – это совокупность свойств и способностей,

Слайд 25Структура личности
Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность

динамичных проявлений психики.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей

личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения.
Структура личности Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамичных проявлений психики. Характер – это совокупность

Слайд 28Социально значимые качества личности
Самосознание – осознание человеком своих целей,

интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя.
Социальная

активность – способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми.
Жизненная позиция – наличие убеждений и принципов и готовность отстаивать их.
Свобода – возможность выбора свободы действия для достижения какой-либо цели, самостоятельность, независимость.
Ответственность – способность предвидеть последствия своих поступков и действий, их значений для общества.
Самоопределение – сознательное выявление и утверждение своих интересов, способностей, призвания, а также степень самооценки себя как специалиста.
Социально значимые качества личности Самосознание – осознание человеком своих целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого

Слайд 292. Социализация
Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных

ценностей и образцов поведения общества, к которому они принадлежат, включает

в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
2. Социализация Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому

Слайд 30Теории социализации личности
Теория психологического бихевиоризма: врожденные импульсы ребенка

формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления с помощью

социального поощрения позитивного социального поведения.
Теория структурного функционализма: социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.
Теория упорядоченного развития психики: признание упорядоченности, закономерности в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно. Возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.
Теории социализации личности Теория психологического бихевиоризма: врожденные импульсы ребенка формируют основу вторичных импульсов, которые приобретаются посредством подкрепления

Слайд 31Функции социализации
Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации,

необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
Освоение

различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного «Я», что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.
Функции социализации Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных

Слайд 32Уровни социализации:
Первичная (до 6 лет) – происходит преимущественно

в малых группах, который индивид подвергается в детском возрасте, становясь

членом общества.
Вторичная (до 23-25 лет) – происходит на уровне больших социальных групп, с помощью которой уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.
Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа и жены, отца и матери, работника и гражданина и т.д.
Уровни социализации: Первичная (до 6 лет) – происходит преимущественно в малых группах, который индивид подвергается в детском

Слайд 33Стадии процесса социализации
Адаптация – усвоение социального опыта.

Идентификация – стремление выделить себя среди других.
Интеграция –

внедрение в жизнь общества.
Трудовая стадия – воспроизведение социального опыта, воздействие на общество.
После трудовая стадия – передача социального опыта новым поколениям.
Стадии процесса социализации Адаптация – усвоение социального опыта. Идентификация – стремление выделить себя среди других. Интеграция –

Слайд 34Агенты социализации
Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые

осуществляют социализацию.
Агенты первичной социализации – непосредственное и ближайшее окружение

человека, оказывающие на нее непосредственное воздействие (семья, друзья).
Агенты вторичной социализации – осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями (руководители учреждений, официальных организаций, СМИ, армия, полиция, церкви, предприятия и т.д.).
Агенты социализации Агенты социализации – это люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агенты первичной социализации – непосредственное

Слайд 35Первичные институты социализации
Институты социализации – учреждения, влияющие на социализации

и направляющие его.
Семья – важнейший агенты социализации. Социальное

положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении на первых 20 лет его жизни.
Школа как агент социализации отличается о семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.
Первичные институты социализации Институты социализации – учреждения, влияющие на социализации и направляющие его. Семья – важнейший агенты

Слайд 36 Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно

здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность,

а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.
Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общества, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Первичные институты социализации

Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли,

Слайд 37Вторичные институты социализации
К вторичным институтам социализации относятся: государство, государственные

органы, армия, полиция, университеты, церковь, средства массовой информации, лидеры партий

и т.д.
Вторичные институты социализации К вторичным институтам социализации относятся: государство, государственные органы, армия, полиция, университеты, церковь, средства массовой

Слайд 38Процессы, влияющие на социализацию
Обучение – процесс целенаправленного формирования

в человеке определённых знаний, умений и навыков. В нем формируется

разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может не осознавать. Происходит в семье.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений и верований, определяющих его жизнедеятельность.
Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т.д. Происходит в школе и вузе.
Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряжённостью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди.
Процессы, влияющие на социализацию Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определённых знаний, умений и навыков. В

Слайд 39Фазы социализации
Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от

усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей.
Ресоциализация –

восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.

Американский социолог Ирвин Гоффман (1922-1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира, постоянное общение с одним кругом людей, утрата старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Конформизм – пассивное усвоение норм социального окружения при внутреннем неприятии их.

Фазы социализации Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей.

Слайд 40«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)
«Индивидом рождаются,

личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Г. Асмолов).
Мини-сочинение

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Г.

Слайд 41Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение,  его виды и формы

Слайд 421. Понятие «мировоззрение»
Мировоззрение – это система взглядов человека на

мир и его место в нем.
Уровни мировоззрения:
жизненно-практический

– система взглядов и убеждений, представляющих практический уровень взаимодействия человека и мира, формируется стихийно.
рационально-теоретический – система взглядов и убеждений, сформировавшихся в результате интеллектуальной деятельности.
1. Понятие «мировоззрение» 	Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его место в нем. Уровни

Слайд 43 2. Компоненты мировоззрения:
мироощущение – эмоциональный опыт людей

на уровне настроений и чувств;
мировосприятие – мир образов,

придающий наглядность нашим мировоззренческим установкам;
миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
мироотношение – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
менталитет – специфический психологический склад, возникающий на базе культуры, общественного и личного опыта, который оказывает влияние на практическую деятельность человека.
2. Компоненты мировоззрения:  мироощущение – эмоциональный опыт людей на уровне настроений и чувств; мировосприятие –

Слайд 442. Типы мировоззрения
Обыденное (житейское) – носит стихийный характер, формируется

под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт человека и

мало использует опыт других людей.
2. Типы мировоззрения 	Обыденное (житейское) – носит стихийный характер, формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный

Слайд 452. Типы мировоззрения
Религиозное – предполагает веру в сверхъестественное, формируется

под влиянием религиозных учений, ориентированно на удовлетворение духовных потребностей человека,

иногда непримиримо к другим видам мировоззрения.

Боярыня Морозова

2. Типы мировоззрения 	Религиозное – предполагает веру в сверхъестественное, формируется под влиянием религиозных учений, ориентированно на удовлетворение

Слайд 462. Типы мировоззрения
Научное – опирается на достижение современной науки,

стремится обосновать свои представления о мире и человеке.
Джордано Бруно


Бруно говорил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля — вокруг Солнца. Он понял и объяснял другим, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров.

2. Типы мировоззрения 	Научное – опирается на достижение современной науки, стремится обосновать свои представления о мире и

Слайд 472. Типы мировоззрения
Гуманистическое мировоззрение – высшей ценностью ставит человека,

его права и свободы, основано на представлениях о социальной справедливости,

экологической безопасности и нравственном идеале.

Я убежден, что идеология защиты прав человека – это та единственная основа, которая может объединить людей вне зависимости от их национальности, политических убеждений, религии, положения в обществе...
А.Д. Сахаров

2. Типы мировоззрения 	Гуманистическое мировоззрение – высшей ценностью ставит человека, его права и свободы, основано на представлениях

Слайд 483. Убеждения и смысл жизни
Под влиянием мировоззрения у

человека формируются убеждения, смысл и образ жизни.
Убеждения – это

осознанная потребность действовать в соответствии со своими потребностями, знаниями и ценностями.

Образ жизни – биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности человека.

Смысл жизни – главный мотив человеческой деятельности.

Исследователи выделяют несколько подходов у пониманию смысла человеческой жизни

3. Убеждения и смысл жизни Под влиянием мировоззрения у человека формируются убеждения, смысл и образ жизни. Убеждения

Слайд 493. Убеждения и смысл жизни
Гедонический – смысл жизни ассоциируется

с удовольствиями, которые доставляют нам чувства.
Эпикур

3. Убеждения и смысл жизни 	Гедонический – смысл жизни ассоциируется с удовольствиями, которые доставляют нам чувства. Эпикур

Слайд 503. Убеждения и смысл жизни
Аскетический – смысл жизни состоит

в подавлении влечений и желаний.
«Главное наслаждение – презрение ко

всем наслаждениям»
Диоген
3. Убеждения и смысл жизни 	Аскетический – смысл жизни состоит в подавлении влечений и желаний. «Главное наслаждение

Слайд 513. Убеждения и смысл жизни
Смиренно-стоический – смысл жизни предписывает

его сторонникам на первое место ставить долг.

3. Убеждения и смысл жизни 	Смиренно-стоический – смысл жизни предписывает его сторонникам на первое место ставить долг.

Слайд 523. Убеждения и смысл жизни
Религиозный – смысл жизни основан

на вере, состоит в служении Богу.

3. Убеждения и смысл жизни 	Религиозный – смысл жизни основан на вере, состоит в служении Богу.

Слайд 533. Убеждения и смысл жизни
Категорический-императивный – смысл жизни заключается

в том, что жить надо в соответствии с нравственным законом.


И. Кант

«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства»

3. Убеждения и смысл жизни 	Категорический-императивный – смысл жизни заключается в том, что жить надо в соответствии

Слайд 543. Убеждения и смысл жизни
Действенно-гуманистический – смысл жизни предполагает,

что человек должен реализовать свой внутренний потенциал, способности и таланты.


М.А. Булгаков

Так, впрочем, чаще всего и бывает в нашей жизни. Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором люди сплошь и рядом попадают на свое место только к концу жизни.

3. Убеждения и смысл жизни 	Действенно-гуманистический – смысл жизни предполагает, что человек должен реализовать свой внутренний потенциал,

Слайд 55Мышление и деятельность

Мышление и деятельность

Слайд 561. Понятие мышление
Мышление - активный процесс отражения объективного мира

в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Мышление бывает образное,

знаковое и понятийное.
1. Понятие мышление 	Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Слайд 57Исторические этапы исследования процесса мышления
Античная философия – рассматривает

связь мышления с логикой. Логика должна была ответить на вопрос

о том, что является истинным и разумным, а что нет, установив критерий различий истины и заблуждения.
Средневековье – исходит из того, что мышление носит исключительно эмпирический характер.
Ренессанс – сенсуалисты считают, что решающую роль играет ощущение и восприятие; рационалисты рассматривают мышление исключительно с позиции разума, без непосредственного чувствования.
Конец XIX века – прагматики утверждают, что мысли истины не потому, что они отражают материальный мир, а через полезность для человека.
Исторические этапы исследования процесса мышления Античная философия – рассматривает связь мышления с логикой. Логика должна была ответить

Слайд 58XX век – характеризуется множеством различных теорий о мышлении человека.


Исторические этапы исследования процесса мышления
Бихевиоризм: мышление рассматривается как

процесс формирования связей между стимулами и реакциями.
Психоанализ: изучает бессознательное формы мышления, его зависимость от мотивов и потребностей.
Психологическая теория деятельности: мышление – прижизненная способность к решению задач и преобразованию деятельности.

Основные виды мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, общения и т.д.

XX век – характеризуется множеством различных теорий о мышлении человека. Исторические этапы исследования процесса мышления Бихевиоризм: мышление

Слайд 59Типы мышления
Образное мышление - совокупность способов и процессов

образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами

составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
Понятийное мышление – решение задач осуществляется через использование абстрактных понятий, теоретических знаний, свойственно современному человеку.
Знаковое мышление – знание существует в форме языковых знаков, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности.
Типы мышления Образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и

Слайд 602. Деятельность человека и ее основные формы
Деятельность – это

форма социальной активности, направленная на преобразование окружающей действительности.
Признаки деятельности
Сознательный

характер – сознательно выдвигает цели своей деятельности;
Продуктивный характер – деятельность человека напавлена на получение результата;
Преобразующий характер – в ходе деятельности человек преобразует окружающий мир;
Общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в различные общественные отношения.
2. Деятельность человека и ее основные формы 	Деятельность – это форма социальной активности, направленная на преобразование окружающей

Слайд 61Структура и формы деятельности
Объект
Мотивы
Цель
Средства
Результат
Основные формы

деятельности
Труд
Направлен на получение практически полезного результата;
Осуществляется под влиянием

необходимости;
Конечная цель – преображение окружающей действительности.
Игра
Носит условный характер;
Играющие выбирают определенные роли;
Любая игра основана на выполнении определенных правил;
Присущ животным.
Учение
Наличие постоянного управления со стороны;
Необходимый компонент обучения;
Способствует развитию личности.
Общение – это взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной и эмоциональной информацией.
Структура и формы деятельностиОбъект Мотивы Цель Средства Результат Основные формы деятельности ТрудНаправлен на получение практически полезного результата;

Слайд 62 Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм

человека, на его опорно-двигательный аппарата. Физический труд бывает: ручной, механизированный,

труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарата. Физический труд

Слайд 63 Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе

и др.)
Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного

вида деятельности)
Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Виды учения

Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)  Неорганизованное (оно осуществляется как

Слайд 64Общение
Функции:
информационная - получение новых знаний;
манипуляторная

– партнер по общению воспринимается как средство для достижения внешних

целей;
гуманистическая – удовлетворение потребностей человека в понимании, сочувствии, признании.

Общение может быть формальным и неформальным

общение между реальными субъектами;
общение субъектами с иллюзорным партнером (хозяин с собакой);
общение воображаемых партнеров (героев романа).

Отличие общения от коммуникации в том, что при ней субъект передает информацию, а получателем может быть человек, животное, машина.

Общение Функции:  информационная - получение новых знаний; манипуляторная – партнер по общению воспринимается как средство для

Слайд 65Творческая деятельность
Творчество – высший вид деятельности, которая рождает совершенно

новое, никогда ранее не существовавшее.
воображение – это представление,

лишенного реального предмета, которое позволяет опережать практику;
фантазия – это воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов;
интуиция – знания, условия получения которого не осознается.
Творческая деятельность 	Творчество – высший вид деятельности, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существовавшее. воображение –

Слайд 66Изобретательская деятельность
Высший уровень творчества
стремление усовершенствовать устройство или

механизм, чтобы облегчить работу;
выдвижение гипотезы или замысла;

в результате умственной работы над идеей создание плана или схемы решения проблемы.

Ассоциативное мышление – связь психических явлений, при которой представление одного влечет за собой появление другого.

Изобретательская деятельность Высший уровень творчества стремление усовершенствовать устройство или механизм, чтобы облегчить работу; выдвижение гипотезы или замысла;

Слайд 67 Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
Ценностно-

рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей

деятельности.
Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Заполните таблицу
«Действия человека и животных»

Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель. Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в

Слайд 68Классификация видов деятельности
В зависимости от сфер общественной жизни:

экономическая, социальная, политическая и духовная.
В зависимости от форм

объединения людей: индивидуальная, коллективная, массовая.
В зависимости от общественного прогресса: прогрессивная, регрессивная, созидательная, разрушительная.
Классификация видов деятельности В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная. В зависимости от

Слайд 69В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру
Практическая

деятельность – направлена на преобразование окружающего мира. Включает в себя

материально-производственную и социально-преобразующую деятельность.

Духовная деятельность – изменяющая индивидуальное и общественное создание. Видами духовной деятельности являются познавательная, ценностно-ориентированная и прогностическая. К особенностями духовной деятельности относятся: идеальность, объективность по содержанию, субъективность по восприятию, большую роль играют знаки и символы.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру Практическая деятельность – направлена на преобразование окружающего мира.

Слайд 70«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что

он делает» 
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а

без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский).
Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают всё: знания, мысль, воображение». (В. Гюго)
«Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)

Мини-сочинение

«Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает» «Без цели нет деятельности, без интересов

Слайд 71Потребности и интересы

Потребности и интересы

Слайд 72Мотив – движущая сила деятельности. Мотивами являются убеждения, интересы и

потребности человека

Мотив – движущая сила деятельности. Мотивами являются убеждения, интересы и потребности человека

Слайд 731. Интересы
Интерес - это целенаправленное отношение человека к какому-либо

объекту его потребности.
• определяются положением различных социальных групп и индивидов

в обществе;
• направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей;
• являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;
• выражают направленность личности, которая во многом определяет ее жизненный путь.

Признаки

1. Интересы 	Интерес - это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.• определяются положением различных социальных

Слайд 74Классификация интересов:
По их носителю:
Индивидуальные – личные

интересы.
Групповые – молодежные интересы, интересы политической партии и

т.д.
Общественные – национальные и государственные.

По направленности:
Экономические – получение прибыли.
Социальная – создание семьи.
Политические – достижение власти.
Духовные – изучение науки, получение образования, художественные интересы.

Классификация интересов: По их носителю: Индивидуальные – личные интересы. Групповые – молодежные интересы, интересы политической партии и

Слайд 752. Потребности
Потребности – это нужда личности в том, что

необходимо для поддержания его жизнедеятельности.

2. Потребности Потребности – это нужда личности в том, что необходимо для поддержания его жизнедеятельности.

Слайд 76Отличия удовлетворения потребностей у человека и животных
удовлетворение потребностей

у человека носит сознательный характер;
потребности людей взаимосвязаны между

собой;
у человека наряду с подлинными потребностями существуют мнимые, ведущие к физической и социальной деградации.
Отличия удовлетворения потребностей у человека и животных удовлетворение потребностей у человека носит сознательный характер; потребности людей взаимосвязаны

Слайд 77 Подлинные (разумные, истинные) - это потребности, без которых человек либо

просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди

людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
Ложные (неразумные, мнимые) - это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Подлинные (разумные, истинные) - это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество,

Слайд 78«Потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого

индивида»
(Б.Д. Парыгин)
«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»

(Б. М. Теплов).

Мини-сочинение

«Потребность во внимании, признании и самовыражении является универсальной потребностью каждого индивида» (Б.Д. Парыгин)«Способность не может возникнуть вне

Слайд 79Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.  Свобода и ответственность

Слайд 801. Свобода и необходимость
Свобода – это самостоятельность личности, ее

способность и возможность сделать свой выбор и действовать в соответствии

с личными целями.

Свободен или человек или его поступки обусловлены внешней необходимости?

Фатализм – концепция, согласно которой все процессы все процессы в мире року и исключает всякую возможность выбора и случайности.
Волюнтаризм – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.
Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс – трактуют свободу, как познанную необходимость (предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

1. Свобода и необходимость Свобода – это самостоятельность личности, ее способность и возможность сделать свой выбор и

Слайд 811. Свобода и необходимость
Необходимость – зависимость личности от объективных

обстоятельств (природных и социальных).
Выбор – предпочтение чего-либо в условиях

альтернативы.

Факторы, ограничивающие свободу:

свобода другого человека;
собственная природа (например, биологические потребности);
существование законов;
сила общественного мнения;
нормы морали.

1. Свобода и необходимость 		Необходимость – зависимость личности от объективных обстоятельств (природных и социальных). Выбор – предпочтение

Слайд 822. Свобода и ответственность
Ответственность – это обязанность и готовность

субъекта отвечать за совершенные поступки и их последствия.
Зависимость между

свободой и ответственностью личности прямо пропорционально: чем больше человеку дает общество, тем больше у него ответственности за пользование своей свободой.
2. Свобода и ответственность 		Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные поступки и их

Слайд 83«Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями

— самое страшное рабство» (Л.Н. Толстой)
Мини-сочинение

«Власть над собой — самая высшая власть, порабощённость своими страстями — самое страшное рабство» (Л.Н. Толстой)Мини-сочинение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика