Слайд 1Архитектура и живопись
Руси XIV–XV вв.
Слайд 2В начале XIV века тенденции раздробленности сменяются тенденциями к объединению.
Иван
Калита:
- установил мирные отношения с Ордой, добился покоя «от насилья
татарского, и была оттоле тишина по всей земли»;
- призвал в Москву митрополита, что сделало её духовным центром Руси;
- провозгласил новый порядок наследования;
- распространил свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.
Слайд 3В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси происходит объединение
княжеств, начинает возрождаться и русское искусство. Постепенно в самых разных
уголках русской земли накапливаются национальные традиции и духовные богатства, обретшие позднее новую жизнь в искусстве Московского государства. Так, к XIV в. сложилась иконописная школа ростово-суздальской земли. Во всех древнерусских княжествах процветали ремесла, резьба по дереву, художественное шитье, искусство книжной иллюстрации.
В этот период основными центрами становятся Новгород и Псков.
Вид Великого Новгорода (XIV век) с севера (реконструкция).
Слайд 4Искусство Новгорода и Пскова (XIV – середина XV в.)
Татаро-монгольское нашествие
прервало бурный рост Новгорода, как и других северных городов, нарушило
естественное поступательное развитие. Однако уже к концу XIII в. культурная жизнь понемногу возвращается в привычное русло. В это время усиливается роль Новгорода как торгового центра, он имеет прочные торговые связи с Константинополем, крупнейшими европейскими городами, Персией, Закавказьем, странами Балтии.
Демократический Новгород стремится к укреплению своей самостоятельности, что сказывается на развитии его искусства. Местоположение города, его большие финансовые возможности привлекали многих ярких мастеров зодчества и иконописи, музыки и литературы. Среди них было немало иноземцев, прежде всего греков и сербов, которые связывали искусство Новгорода с новыми течениями в западных культурах.
Слайд 5Одержав победы над немецкими и шведскими захватчиками, Новгород в XIV
в. переживает экономический подъем, предстает городом высокой культуры и образованности
(найдено большое количество берестяных грамот самого разного содержания, подтверждающих этот факт), новгородские путешественники создают литературные произведения, описывая Константинополь и его культурные памятники. Влияние болгарского и сербского искусства проникает в живопись, скульптуру и литературу.
Слайд 6В новгородской архитектуре этого периода появляются новые черты. Это, прежде
всего, одноглавые соборы, которые вновь становятся высокими и величественными.
Церкви
этого периода отличает не позакомарное, как ранее, а восьмискатное покрытие, одна, а не три апсиды на востоке.
церковь Федора Стратилата (1360 - 1361)
Слайд 7Памятник крестовокупольный, квадратный в плане, трехнефный, четырехстолпный, одноапсидный с трехлопастным
завершением. К храму XIV века с запада примыкает одноэтажный двухстолпный
каменный притвор XVII века. У северо-западного угла притвора пристроена трехъярусная каменная колокольня. На фасаде церкви, особенно на барабане и апсиде, немало кирпичных декоративных элементов.
Барабан украшен аркатурным пояском из зубчиков. Окна барабана расположены в нишах с полуциркульным завершением.
церковь Федора Стратилата (1360 - 1361)
Слайд 8Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в
красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других
новгородских росписей ХIV века.
Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека.
Слайд 10В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для ХIV века
любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная
трактовка человеческих страданий, переходящих в патетику, - с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII - ХIV веков.
Слайд 11Лицевой летописный свод: «В том же году в Великом Новгороде
построили каменную церковь святого Спаса на Ильине улице»
Храм был построен
жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев.
Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг). В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.
Слайд 12Икона Богоматери Знамение Новгородская. XII век с поновлениями позднего времени.
Слайд 13Спас Преображения на Ильине (1374)
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего
времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием.
Она относится к
распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение.
В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму.
Слайд 14Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось,
разделены лопатками на три прясла.
Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками,
усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки.
Лопатки
Прясла
«Ползучие» арки
Бровки
Слайд 15Западный фасад
Юго-Восточный фасад
Восточный фасад
Спас Преображения на Ильине
Слайд 16Живописная фактура стратилатовской росписи обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок
церкви Спаса на Ильине. Тот же красно-коричневый цвет лежит в
основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек». Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих харахтеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.
Церковь Спаса Преображения на Ильине (1374)
Слайд 19Фрески церкви Преображения на Ильине - единственная из сохранившихся на
русской почве монументальных работ Феофана Грека.
Лик Христа. Феофан Грек. 1378
г. Деталь фрески «Пантократор».
Слайд 20Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь
Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород.
Слайд 21Троица. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине
улице
Слайд 22Центральный ангел.
Деталь фрески «Троица»
Серафим
Слайд 23Новая архитектура отличается изысканным декором, который ложится нарядными лентами орнамента
вокруг барабана и апсид, стены украшаются вставными каменными крестами, нишами
и фресковыми изображениями.
Многие из храмов этого периода строятся на средства богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что свидетельствует о демократизме и возросшей роли горожан в жизни Новгородской республики.
Слайд 24В XV в. размеры новгородских храмов уменьшаются и напоминают архитектуру
XII в. Так построены церкви Ильи на Славне, Петра и
Павла в Кожевниках.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.)
Церковь Петра и Павла на Славне (1367 г.)
Слайд 25В этот период возводятся каменные стены и башни кремля, значительно
перестроенные в XVII в., епископский дворец, а также здание, получившее
в дальнейшем название Грановитой палаты, на втором этаже которой находится огромный зал, предназначенный для заседаний боярского совета.
Слайд 26Изобразительное искусство новгородской школы
В традициях новгородской живописи XIV – XV
вв. прослеживаются некоторые особенности.
1) В иконах этого периода художники стали
использовать насыщенные, яркие и локальные краски, не боясь их контрастных сопоставлений.
2) Постепенно из русской иконописи исчезает философский аристократизм византийского искусства; ему на смену приходит склонность к повествовательности и подробностям сюжета.
3) Иконописные образы наполняются теплотой и незримым светом.
Слайд 27Спас Нерукотворный
Вторая половина 12 века. Новгород.
Прославление Креста.
(Оборотная сторона иконы
«Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)
Слайд 28«Святой Георгий» (конец XIV в.)
«Святой Георгий» (первая половина XV в.)
Слайд 29«Отечество» (конец XIV в.)
В XIV – XV вв. новгородская иконопись
достигает высот своего развития. В ней гораздо меньше чувствуются византийские
традиции и появляется своеобразное национальное начало.
Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV в. во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии Феофана Грека.
Слайд 30Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века
вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы
«Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.
Слайд 31Зодчество Пскова
Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века
от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов
достигли местные зодчие в крепостном строительстве.
В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси.
Изборск (крепостная стена)
Слайд 32В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен
которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной
облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.
Слайд 33Псковские строители были прославленными мастерами и возводили храмы не только
у себя дома, но и в других местах Руси. В
середине XIII в. возводятся первые каменные стены псковского кремля – Крома, в котором заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра псковского государства. Стены Крома с их многочисленными и разнообразными башнями в последующие века не раз перестраивались.
Слайд 34В 1310 году возводится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, известный
своими росписями.
Слайд 35С XIV в. строятся знаменитые псковские звонницы, которые очень разнообразны
и являются неотъемлемой частью Псковского архитектурного ансамбля.
Звонница - архитектурное сооружение
для подвески колоколов, не имеющее башнеобразного облика.
Слайд 36Звонница Никольской церкви в Псково-Печорском монастыре.
Слайд 37Из Псковских храмов XV в. особенно знаменит собор Василия на
Горке. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен гульбищами. Собор
этот отличает особая пластичность и скульптурная выразительность.
Слайд 38Иконопись. Псковская школа.
Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы, среди
которых «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в., обе в
ГТГ), «Архангел Гавриил» (XIV в., ГРМ), «Сошествие во ад» (XV в., ГТГ), отличают
- любовь к орнаменту,
-несколько тяжелые колористические сочетания с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного
Богоматерь Одигитрия
Фигура Богоматери поясная, чуть повернутая вправо к младенцу, сидящему на ее левой руке. Правой рукой младенец благословляет, в левой держит свернутый красный свиток.
Слайд 39«Илья Пророк»
Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который
был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем
скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра. Илья, одетый в лиловый хитон и блекло-зеленый гиматий, сидит среди кирпично-розовых, жемчужно-серых и фиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка.
По перметру иконы — Клейма.
Кле́йма – небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, расположенные на иконе вокруг центрального изображения.
Обычно они содержат избранные моменты жития изображаемого святого (житийная икона) или основные события праздника.
Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла; первое клеймо находится в левом верхнем углу.
Слайд 40«Архангел Гавриил» XIV век
«Сошествие в ад» XV век
Слайд 41Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные
с утолщением на конце носы. Прекрасна икона XIV в. «Собор
Богоматери», отличающаяся глубокой и возвышенной драматичностью. Монументальные решения характерны для икон «Дмитрий Солунский», «Святая Параскева Пятница» (XIV в.).
«Собор Богоматери»
«Дмитрий Солунский»
Слайд 42Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого
монастыря. Киев, 1108