Слайд 1Информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом
Работу выполнила студентка
группы УПб 2601-01-00
Кудрявцева Анастасия
Слайд 2План
Информационное обеспечение системы управления персоналом
Техническое обеспечение системы управления персоналом
Правовое обеспечение системы управления
персоналом
Слайд 3Информационное
обеспечение
Главные функции процесса управления персоналом, реализуемые на разных уровнях
системы управления организацией — выработка решений и контроль за их
исполнением.
Именно необходимость обеспечения выполнения этих функций даёт возможность рассматривать управление персоналом как информационный процесс, т.е. функционально включающий получение, передачу, обработку (преобразование), хранение и использование информации, а саму иерархическую систему управления — как информационную системой.
Процесс управления персоналом можно представить в виде множества согласованных, постоянно принимаемых и реализуемых решений, направленных, в конечном счете, на достижение главной цели функционирования организации. Выработка каждого из этих решений должна быть информационно обеспечена.
Слайд 4Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений
по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе
управления при ее функционировании.
Оно включает:
оперативную информацию,
нормативно-справочную информацию (НСИ),
классификаторы технико-экономической информации
системы документации (унифицированные и специальные).
При проектировании и разработке информационного обеспечения (ИО) системы управления наиболее актуальным является установление состава и структуры информации, необходимой и достаточной для принятой технологии управления.
Слайд 5Для того чтобы служба управления персоналом могла успешно выполнять свои
функции, необходимо соблюдать следующие требования, предъявляемые к качеству информации:
Комплексность —
информация должна комплексно отражать все стороны деятельности службы: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную во взаимосвязи с внешними условиями.
Оперативность — получение исходной информации должно происходить одновременно с протеканием процесса и управляемой системе или совпадать с моментом ею завершения.
Систематичность — требуемая информация должна поступать систематически и непрерывно (по возможности).
Достоверность — информация должна формироваться в ходе достаточно точных измерений.
Слайд 6Информационное обеспечение службы управления персоналом можно подразделить на внемашинное и
внутримашинное. Такая классификация ИО может быть использована только при том
условии, что в подразделениях службы управления персоналом имеются средства вычислительной техники (непосредственно, например, персональные компьютеры или используемые вычислительные ресурсы ВЦ организации).
Внемашинное информационное обеспечение включает: систему классификации и кодирования информации; системы управленческой документации; систему организации, хранения, внесения изменений в документацию.
Внемашинная информационная база представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов в форме, воспринимаемой человеком непосредственно без применения средств вычислительной техники.
Во внемашинной сфере в процессе управления обмен информацией реализуется в виде движения документов между управляемой и управляющей системами: от органа управления к объекту следуют документы, содержащие плановую информацию (приказы, распоряжения, плановые задания, планы-графики и т.п.); по линии обратной связи — от объекта к органу управления — следуют документы, содержащие учетно-отчетную информацию (информация о текущем или прошлом состоянии объекта управления).
Внемашинное информационное обеспечение позволяет провести идентификацию объекта управления, формализовать информацию, представить данные в виде документов.
Слайд 7Внутримашинное информационное обеспечение содержит массивы данных, формирующие информационную базу системы
на машинных носителях, а также систему программ организации, накопления, ведения
и доступа к информации этих массивов.
Основным элементом внутримашинного ИО является информационный массив, представляющий собой совокупность однородных записей. Структура массива, состав, порядок следования записей в массиве не зависят от типа машинного носителя. Поэтому на логическом уровне оценивается структура информационного массива, а на физическом уровне осуществляется реализация информационной базы с использованием современных технических средств.
Слайд 8Недостатки традиционного подхода организации массивов информации в памяти ЭВМ, при
котором разработка информационной базы ориентировались на конкретные функциональные задачи, привели
к необходимости ориентации собственно на информацию, на данные, что обусловило переход от проблемно-ориентированной базы данных к информационно-ориентированной.
К разработке информационного обеспечения службы управления персоналом предъявляется ряд организационно-методических требований: рациональная интеграция обработки информации при минимальном дублировании информации в информационной базе, сокращение числа форм документов; возможность машинной обработки информации, содержащейся в документах и во внутримашинной сфере; необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.
Слайд 9Техническое обеспечение
Основу технического обеспечения системы управления персоналом организации составляет комплекс
технических средств (КТС) — совокупность взаимосвязанных единым управлением и (или)
автономных технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и представления информации, а также средств оргтехники.
КТС должен обеспечивать решение задач управления с минимальными трудовыми и стоимостными затратами, с заданной точностью и достоверностью, в установленные сроки. Эффективность функционирования службы управления персоналом при использовании КТС должна обеспечиваться как за счет повышения производительности труда персонала службы, так и, что значительно важнее, за счет возможности использования экономико-математических методов решения задач управления на основе более полной и точной информации.
КТС должен обладать информационной, программной и технической совместимостью входящих в него средств; адаптируемостью к условиям функционирования службы управления персоналом; возможностью расширения с целью подключения новых устройств.
Слайд 10Важнейшей задачей проектирования технического обеспечения службы управления персоналом является выбор
технических средств: он определяет затраты на и приобретение и эффективность
будущего функционирования службы управления персоналом.
Состав и последовательность операций по выбору технических средств для их использования в службе управления персоналом включает:
определение видов работ, которые необходимо выполнять с использованием технических средств или автоматизировать;
определение требований, предъявляемых к техническим средствам.
Слайд 11В соответствии с последовательностью стадий технологического процесса преобразования информации все
технические средства, которые могут быть использованы в службе управления персоналом,
можно разделить на пять групп:
сбора и регистрации,
передачи,
хранения,
обработки
выдачи информации
Слайд 12Средства сбора и регистрации информации: устройства подготовки данных, регистраторы информации,
устройства сбора информации. Назначение этой группы технических средств — преобразование
формы информации в вид, удобный для дистанционной передачи и дальнейшей обработки.
Средства передачи информации: системы телетайпной, телефонной, факсимильной связи. Предназначены для передачи информации в пространстве.
Средства хранения информации: внешние запоминающие устройства персональных компьютеров, картотеки. Предназначены для передачи информации во времени.
Средства обработки информации (средства вычислительной техники) составляют основу КТС службы управления персоналом. Они предназначены для преобразования исходных данных в результирующую информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Средства выдачи информации: печатающие устройства, знаковые индикаторы, видео терминальные устройства (дисплеи), графопостроители и пр. Они предназначены для преобразования информации в вид, удобный для восприятия человеком.
Слайд 13Однако следует отметить, что приведенная выше классификация технических средств службы
управления персоналом организации условна, так как многие типы технических средств
выполняют комплекс функций, относящихся к разным классификационным группам.
Техническое обеспечение службы управления персоналом может потребовать значительных капитальных вложений. Следует помнить о том, что техническое обеспечение является наименее гибкой частью системы управления. Поэтому ошибки в выборе технических средств и комплектовании технической базы могут привести к серьезным, трудно поправимым последствиям.
Слайд 14Правовое обеспечение
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств
и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом
с целью достижения эффективной деятельности организации.
Основные задачи правового обеспечения системы управления
персоналом:
правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками;
защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.
Слайд 15Правовое обеспечение системы управления персоналом включает:
соблюдение, исполнение и применение норм
действующего законодательства в области труда, трудовых отношений;
разработку и утверждение локальных
нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера;
подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.
Слайд 16В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования —
Трудовой Кодекс РФ, постановления правительства РФ, акты Минтруда РФ. Вместе
с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.
В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнениям, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.
Слайд 17Основные задачи юридического отдела в этой области таковы:
разработка проектов нормативных
актов организации;
правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом,
на соответствие требованиям законодательства и визирование их;
организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;
информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде;
разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения.
В систему нормативных актов о труде входят соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные), коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.
Слайд 18Правовые акты ненормативного характера — это распоряжения и указания, которые
могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений.
Основными
законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются:
Гражданский кодекс РФ;
Трудовой Кодекс;
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;
Закон РФ «О занятости населения в РФ»;
Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»;
Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.
Слайд 19Источники информации
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова.
– М.: ИНФРА-М, 1997. – с.119.
Управление персоналом / Под ред.
С.И. Смыгина – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. с.191.
Управление персоналом
организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – с.136.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – с.146.