Слайд 1Информационные и коммуникационные
технологии в образовании
Муженская Анна Георгиевна
ФГОУ ВПО «Южный
федеральный университет»
Институт математики, механики и компьютерных наук
Кафедра информационных технологий и
методики преподавания информатики
Слайд 2ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ
называется организация
информационных процессов с использованием
технических средств
и устройств
программный
аспект
аппаратный
аспект
методический
аспект
средства
воспроизведения
программное
обеспечение
средств
вопроизведения
учебно-
методические
программные
средства
методика
их использования
Слайд 3ИКТ
гипертекстовая
коммуникационная
мультимедийная
гипермедийная
Слайд 4Технология гипертекста
– объектно-ориентированная методология ассоциативных связей, когда текстовая информация преобразуется
нелинейную структуру при использовании внутренних и внешних взаимных ссылок, позволяющих
пользователю переходить от одной темы к связанной с ней другим темам.
Слайд 6Технология мультимедиа
основана на возможности сочетания информации различного рода (текст, графика,
анимированная графика, видео, звук) в одном объекте.
Слайд 7Технология гипермедиа
сочетание преимуществ гипертекстовой и мультимедийной технологий.
Примеры:
презентации с гибкой
системой навигации (гиперссылки, управляющие кнопки);
электронные образовательные ресурсы;
сетевые информационные ресурсы (в
т.ч. и дистанционные курсы обучения с мультимедийными компонентами)
Слайд 8использование возможностей компьютерных сетей в образовательном процессе
Компьютерная сеть – совокупность
ПК, объединенных передающей средой
Сети: локальные, региональные, корпоративные, глобальные.
Сетевая технология
Слайд 9Коммуникационные технологии
Синхронные интеракции
Смешанные интеракции
Асинхронные интеракции
системы мгновенного обмена сообщениями
просмотр видео в
режиме реального времени
вэбинары
электронная почта
сетевые профессиональные сообщества
социальные сети
создание собственных сайтов
система дистанционного
обучения
Слайд 10Проблемы использования информационных ресурсов сети Интернет
Технические: отсутствие оборудования для подключения,
неустойчивость подключения
Экономические: отсутствие финансирования для подключения к электронным библиотекам
Методические: слабое
владение методикой поиска и отбора информации в сети Интернет
Психолого-педагогические:
нет возможности проверить достоверность информации.
информация вырвана из общего контекста, что часто не дает знания и понимания, особенно при мультимедийной подаче информации
Слайд 11Способы поиска информации в сети
Поиск информации – одна из самых
востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.
Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:
Указание адреса страницы.
Передвижение по гиперссылкам.
Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Слайд 12Способ 1: Указание адреса страницы
Это самый быстрый способ поиска, но
его можно использовать только в том случае, если точно известен
адрес документа или сайта, где расположен документ.
Не стоит забывать возможность поиска по открытой в окне браузера web-странице (Ctrl + F).
Слайд 13Способ 2: Передвижение по гиперссылкам
Это наименее удобный способ, так как
с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу
текущему документу.
Слайд 14Способ 3: Обращение к поисковой системе
Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно
бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной
web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.
На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Слайд 15Поисковая система
Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации
в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной
паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы.
Слайд 16Поисковые каталоги
Поисковые каталоги служат для тематического поиска.
Информация на этих
серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то
узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.
Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.
Каталог в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов называется рейтинг (или топ).
Слайд 17Каталог Яндекс. Подраздел: Культура – Литература -Электронные библиотеки
Слайд 18Поисковые индексы
Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово
или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает
список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.
Слайд 19Как работает поисковой индекс?
Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ
(веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят
в свою огромную базу данных.
Поиско́вый робот («веб-пау́к») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.
В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.
Слайд 20Индекс Яндекс: поиск по запросу "Информатика и ИКТ"
Слайд 21http://www.yandex.ru/
Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru,
был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится
в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек.
Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании.
Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.
По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.
Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.
Слайд 22http://www.google.ru/
Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового
рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и
индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.
По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.
Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.
Слайд 23http://www.rambler.ru/
Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую
систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.
Rambler создан в 1996
году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.
Слайд 24Спасибо за внимание!
Муженская Анна Георгиевна,
доцент, кандидат педагогических наук
agpeksheva@sfedu.ru
ФГОУ ВПО «Южный
федеральный университет»
Институт математики, механики и компьютерных наук
Кафедра информационных технологий и
методики преподавания информатики