Слайд 1Информационные технологии в менеджменте.
Часть 1
Слайд 3Информация,
информационные процессы
Информация – сведения, уменьшающие степень неопределенности знаний об
объектах, явлениях, процессах (энтропийный подход)
Информация как изменение объема и структуры
знаний воспринимающей системы (философская трактовка)
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от способа их представления (нормативно-правовая трактовка)
Информация – изменение объема и структуры знания о некоторой предметной области воспринимающей системой независимо от формы и способа представления знаний (философско-нормативно-правовая трактовка)
Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска. распространения и потребления информации
Слайд 4Объективная необходимость информатизации
Увеличение информационных потоков
Повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте
информации
Информация приобретает определяющий характер
Создание индустрии информатики и превращение информационного
продукта в товар
Создание и использование систем массового информационного обслуживания населения
Создание инфраструктуры информатизации: ИС и ИТ, рынка инф. услуг и продуктов
Обеспечение компьютерной грамотности и информационной культуры
п р о б л е м ы и н ф о р м а т и з а ц и и
Слайд 5Понятие экономической информации
Экономическая информация - информация об экономических процессах (производстве,
распределении, обмене и потреблении материальных благ)
Слайд 6Понятие информационной системы
Информационная система — это взаимосвязанная совокупность средств, методов
и персонала, используемых для сбора,хранения, обработки и выдачи информации в
интересах достижения поставленной цели.
Слайд 7Понятие ЭИС
Экономическая информационная система - система, функционирование которой во времени
заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности
какого-либо экономического объекта реального мира.
Слайд 8Обзор современных ЭИС
ЭИС можно разделить на:
MIS (управленческие),
DSS (Decision Support
Systems) - поддержки принимаемых решений,
EIS (Executive Information Systems) -
сиcтeмы пoддepжки пpинятия cтpaтeгичecкиx peшeний ,
Слайд 9Обзор современных ЭИС
Информационно-аналитические ЭИС
EPSS (Electronic Proposal Submission System) / Электронная
система подачи заявок.
Информационно - поисковые справочные и консультационные юридические системы.
Статистические
ЭИС.
Слайд 10
Основные черты ИС
поколения конца 1980-2000 гг.
основу ИО составляет
база данных,
программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД.
технические средства:
ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ.
средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3-4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE).
архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом.
Слайд 11Процессы в информационной системе
Ввод информации
Обработка информации
Вывод информации
Комплекс аппаратных и программных
средств
Специалисты
Взаимодействующая информационная система
Информационная система
Слайд 12Функции АЭИС на предприятии
Обеспечение быстрого поиска необходимых данных и обслуживания
запросов пользователей
Обеспечение коллективной работы специалистов в ходе решения экономических задач
Обеспечение
удобства, простоты и наглядности представления информации во входных и выходных документах
Сокращение затрат труда специалистов при обработке информации
Существенное повышение эффективности управленческого труда
Слайд 13Обеспечивающие подсистемы ЭИС
Информационное обеспечение
Техническое обеспечение
Математическое обеспечение
Программное обеспечение
информационная система
Организационное обеспечение
Правовое обеспечение
Понятие
о структурном признаке классификации ИС
Слайд 14Структурный граф ИС(на примере СИС)
Слайд 15Классификация ИС по признаку структурированности задач
Различают три типа задач, для
которых создаются ИС :
Слайд 16Классификация ИС по признаку структурированности решаемых задач
Слайд 17 Классификация ис по функциональному признаку
Производственные
системы
Системы
маркетинга
Финансовые и
учетные системы
Системы кадров
(человеческих
ресурсов)
ИС по направлениям
деятельности
Прочие
(вспомогательные
Функции)
Слайд 18Информационные ресурсы, продукты, услуги
Информационные ресурсы – знания, подготовленные людьми для
социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные продукты
– совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационные услуги – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
База данных – совокупность связанных данных с общими правилами хранения, описания, манипулирования.
Слайд 19Подготовка и оказание информацион-ных услуг
Традиционные услуги научно-техн. информации
Выпуск информационных изданий
Ретроспективный поиск информации
Дистанционный доступ к удаленным базам данных
Предоставление первоисточника
Реферативные сборники
Библиографические
указатели
Обзорные издания
Справочные издания
Переводы
Обзоры
Косвенный доступ
Непосредственный доступ
Скачивание данных
Регулярный поиск
Обработка данных
Программное обеспечение
Информационные технологии
Информационные системы
Телекоммуни-кации
Виды информационных услуг
Слайд 20Структура рынка информационных продуктов и услуг
Слайд 21Информационные технологии
Технология материального производства - процесс, определяемый совокупностью средств и
методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Слайд 22Соотношение между ИС и ИТ
Информационная технология - совокупность четко определенных
целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.
Информационная система
– человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
Информационная технология является процессом…
Информационная система является средой…
Слайд 23Классификация АИТ
Традиционные
Новые ИТ
Электронная обработка данных
Автоматизация функций управления
Поддержка принятия решения
Электронный
офис
Экспертная поддержка
Работа с текстовым редактором
Работа с табличным процессором
Работа с СУБД
Работа
с графическими редакторами
Мультимедийные системы
Бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Налоговая деятельность
Другие
По способу реализации в АИС
По степени охвата задач управления
По классу реализуемых технологических операций
По обслуживаемым предметным областям
Слайд 24Информационная технология обработки данных (ИТОД)
Предназначена для решения хорошо структурированных задач,
по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы их
обработки.
Применяется на уровне операционной деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда.
Слайд 25Особенности ИТОД
решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать
алгоритм;
выполнение стандартных процедур обработки;
выполнение основного объема работ в автоматическом режиме
с минимальным участием человека;
использование детализированных (подробных) данных о деятельности фирмы;
акцент на хронологию событий;
требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.
Слайд 26Основные компоненты ИТ обработки данных
База данных
Сбор данных
Обработка данных
Груп-пиров-ка
Сорти-ровка
Агре-гирова-ние
Вычис-ление
Создание отчетов
Периодических
По запросу
Внешние
данные
Информация для внутреннего и внешнего использования
Слайд 27Информационная технология управления (ИТУ)
Цель – удовлетворение информационных потребностей сотрудников фирмы,
имеющих дело с принятием решений. Применяется на любом уровне управления.
Ориентирована
на работу в среде ИС управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Слайд 28Решаемые задачи:
оценка планируемого состояния объекта управления;
оценка отклонений от планируемого состояния;
выявление
причин отклонений;
анализ возможных решений и действий.
Информационная технология управления направлена на
создание различных видов отчетов.
Слайд 29Основные компоненты ИТ
управления
Информация из ИС оперативного уровня
Формирование управленческих отчетов
Суммирую-щих
Сравни-тельных
Чрезвы-чайных
Данные
по прове-
денным операциям
Нормативные документы
Базы данных
Информация для менеджера, принимающего решения
Слайд 30Информационная технология автоматизации офиса (ИТАО)
Цель – организация и ведение делопроизводства,
планирование деятельности фирмы, поддержание коммуникационных процессов как внутри организации, так
и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией.
Дополняет существующую традиционную систему коммуникации персонала.
Слайд 31Основные компоненты ИТ
автоматизации офиса
Слайд 32Информационная технология поддержки принятия решения (ИТППР)
Цель – поддержка принятия решения
в результате итерационного процесса
Вариант вычислений
Введение новых исходных данных
Решение
выработано
Слайд 33Особенности ИТППР
итерационный характер процесса выработки решения;
ориентация на решение плохо
формализованных задач;
сочетание традиционных методов обработки компьютерных данных с возможностями математических
моделей;
направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
высокая адаптивность к особенностям технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.
Слайд 35База моделей ИТППР
Стратегические модели используются на высших уровнях управления для
установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а
также политики приобретения и использования этих ресурсов.
Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов.
Оперативные модели используются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями.
Слайд 36Информационная технология экспертных систем (ИТЭС)
Экспертные системы обеспечивают решение неформализованных задач
при помощи искусственного интеллекта.
Решение таких задач основано на использование знаний
специалистов-экспертов предметной области.
Слайд 37Системы, основанные на знаниях и экспертные системы.
Для ИИС, ориентированных на
генерацию алгоритмов решения задач, характерны следующие признаки:
• развитые коммуникативные
способности,
• умение решать сложные, плохо формализуемые задачи,
• способность к самообучению.
Слайд 38
В различных ИИС перечисленные признаки интеллектуальности развиты в
неодинаковой степени и
редко, когда все признаки реализуются одновременно. Условно
каждому из признаков интеллектуальности
соответствует свой класс ИИС :
Системы с интеллектуальным интерфейсом;
Экспертные системы;
Самообучающиеся системы;
Слайд 42Э С
Основные компоненты ИТ
экспертных систем
Пользователь
Модуль создания системы
Эксперт и специалист
по знаниям
База
знаний
Интерфейс пользователя
Интерпретатор
Инструкции и информация
Решение и объяснения
Знания
Слайд 43Особенности ИТЭС
обеспечение решения неформализованных задач;
обеспечение высокого уровня поддержки принятия решений;
обеспечение принятия решения, превосходящего возможности пользователя;
способность ЭС пояснять свои рассуждения
в процессе получения решения;
использование нового компонента информационной технологии – знаний;
реализация спиральной модели жизненного цикла программных средств.
Слайд 44Применение сетевых
технологий и Интернет
Под сетевыми технологиями следует понимать совокупность
программных,
аппаратных и организационных средств, обеспечи-
вающих коммуникацию и распределение вычислительных ресурсов
компьютеров,
подключенных к сети.
Слайд 45Локальные и
глобальные сети
Вычислительные сети принято подразделять на локальные (ЛВС) и
глобальные.
ЛВС, в отличие от глобальных сетей, могут охватывать относительно небольшие
расстояния (например, группа рядом стоящих зданий).
Если же сеть охватывает компьютеры, расположенные на значительном
удалении друг от друга (например, в разных городах или странах),
то такие сети принято
называть глобальными.
Слайд 46Клиенты и серверы
Компьютеры, объединенные в сеть, можно разделить по
функциональному назначению
на две категории: клиенты (рабочие
станции) и серверы. При работе в
сети клиент осуществляет запрос к
серверу на выполнение каких-либо действий или предоставление
информации. Сервер – это компьютер, обслуживающий такой запрос
Слайд 47Используются для поддержки принятия управленческих решений при статистическом анализе данных.
Краткие сведения о популярных
статистических пакетах.
ИТ анализа данных