Слайд 1
МБУ «ЦППМС» г. Чехов
Определение, виды дисграфии.
Основные направления логопедической
работы
Информация для родителей
Учитель-логопед Парфенова Г.В.
2016 г.
Слайд 2
Определение.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса
письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических
функций, участвующих в процессе письма.
Слайд 3Артикуляторно — аккустическая дисграфия.
Механизмом этого вида
дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.
Слайд 4Направления коррекционно-развивающей работы:
- артикуляционная гимнастика;
- постановка правильного произношения
звуков;
- автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, предложениях,
текстах;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков;
- работа над построением предложений.
Слайд 5Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.
Проявляется
в заменах букв, обозначающих звуки, близкие по звучанию, в нарушении
обозначения мягкости согласных на письме. Часто смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные ( [с-ш], [з-ж], [ц-с], [р-л], [т-ч], [о-у], [б-п] и т. п.).
Слайд 6Проверка состояния фонематического восприятия:
па-ба
ба-па
ша-жа-ша жа-ша-ша
ца-са-ца
ца-ца-са
бочка-почка Луша-лужа
Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
Выделение звука из слов по картинкам без звукового сопровождения.
Слайд 7Направления коррекционной-развивающей работы:
- постановка правильного произношения звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация
смешиваемых звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков;
- работа над построением предложений.
Слайд 8Задания:
- Когда слышите звук [с], хлопните 1 раз, когда слышите
[ш] — 2 раза.
- Запишите первую букву в словах: санки,
шуба и т. д.
- Предметы, в названии которых есть звук [с] положите в синюю коробку, а предметы, в названии которых есть звук [ш] — в красную.
- «Отправляемся в полёт». С собой можно взять только предметы, в названии которых есть звук [с].
Слайд 9Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Наиболее распространены следующие
ошибки:
- пропуски букв (дитант — диктант, шкла — школа);
- перестановки
букв, слогов (мотолок — молоток);
- добавление букв (весена — весна);
- слитное написание слов (убабушки — у бабушки, Яихрисую — Я их русую).
Слайд 10Направления коррекционно-развивающей работы.
I этап.
Формирование
фонематических процессов и уточнение представлений о звуковом составе слова.
II этап.
Уточнение и обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования.
III этап.
Совершенствование связной речи.
Слайд 11Оптическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций.
Наблюдаются
следующие виды нарушения письма:
- замены и смешивание букв, близких по
написанию (п — т, л — м, а — о);
- зеркальное письмо.
Слайд 12Виды работы:
- узнавание предметов по контуру;
- называние предметов,
изображенных пунктирной линией;
- называние заштрихованных предметов;
- называние недорисованных предметов;
- выделение
элементов буквы;
- определение расположения элементов буквы;
- дифференциация букв;
- называние заштрихованных букв;
- называние букв, наложенных друг на друга;
- называние стилизованных букв и т. п.
Слайд 13Аграмматическая дисграфия.
Обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи
и проявляется в аграмматизмах на письме.
Чаще всего обнаруживается нарушение согласования и управления («вишнёвая варенья», 5 «ведров,» в зоопарке видел «жираф, медведёв»).
Слайд 14Направления коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование представлений о предложении;
- употребление имен
существительных единственного и множественного числа в винительном падеже;
- согласование имен
прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в винительном падеже;
- употребление имен существительных единственного и множественного числа в дательном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в дательном падеже;
Слайд 15Направления коррекционно-развивающей работы:
- употребление имен существительных единственного и множественного
числа в творительном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными
единственного и множественного числа в творительном падеже;
- употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в родительном падеже;
Слайд 16Направления коррекционно-развивающей работы:
- употребление имен существительных единственного и множественного
числа в предложном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными
единственного и множественного числа в предложном падеже.
Слайд 17Заключение.
В школе
вашему ребенку помогут овладеть грамотой и учителя, и учитель-логопед. От
вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу.
Слайд 18Литература
Лалаева Р. И., Венидиктова Л.В. Диагностика
и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. -
Спб.: Изд-во «Союз», 2001.
Мисаренко Г.Г. «Синтаксический разбор предложений». Методические рекомендации. – «Начальная школа» № 1, 1997.
Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. ― СПб.: Дельта, 1998.