Слайд 1
МБУ «ЦППМС» г. Чехов 
Определение, виды дисграфии. 
Основные направления логопедической
                                                            
                                    
работы
Информация для родителей
Учитель-логопед Парфенова Г.В.
 2016 г. 
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Определение.
    Дисграфия - это частичное нарушение процесса
                                                            
                                    
письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических
                                    функций, участвующих в процессе письма.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Артикуляторно — аккустическая дисграфия.
    Механизмом этого вида
                                                            
                                    
дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме.
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Направления коррекционно-развивающей работы:
-  артикуляционная гимнастика;
-  постановка правильного произношения
                                                            
                                    
звуков;
-  автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, предложениях,
                                    текстах;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков;
- работа над построением предложений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. 
   Проявляется
                                                            
                                    
в заменах букв, обозначающих звуки, близкие по звучанию, в нарушении
                                    обозначения мягкости согласных на письме. Часто смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные ( [с-ш], [з-ж], [ц-с], [р-л], [т-ч], [о-у], [б-п] и т. п.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Проверка состояния фонематического восприятия:
па-ба      
                                                            
                                    
ба-па
ша-жа-ша       жа-ша-ша
ца-са-ца  
                                         ца-ца-са
бочка-почка       Луша-лужа
    Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
    Выделение звука из слов по картинкам без звукового сопровождения.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Направления коррекционной-развивающей работы:
- постановка правильного произношения звуков;
- автоматизация звуков;
- дифференциация
                                                            
                                    
смешиваемых звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,
                                    состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных звуков;
- работа над построением предложений.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Задания:
- Когда слышите звук [с], хлопните 1 раз, когда слышите
                                                            
                                    
[ш] — 2 раза.
- Запишите первую букву в словах: санки,
                                    шуба и т. д.
- Предметы, в названии которых есть звук [с] положите в синюю коробку, а предметы, в названии которых есть звук [ш] — в красную.
- «Отправляемся в полёт». С собой можно взять только предметы, в названии которых есть звук [с]. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
Наиболее распространены следующие
                                                            
                                    
ошибки:
- пропуски букв (дитант — диктант, шкла — школа);
- перестановки
                                    букв, слогов (мотолок — молоток);
- добавление букв (весена — весна);
- слитное написание слов (убабушки — у бабушки, Яихрисую — Я их русую).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Направления коррекционно-развивающей работы.
I этап. 
     Формирование
                                                            
                                    
фонематических процессов и уточнение представлений о звуковом составе слова.
II этап.
                                        Уточнение и обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования.
III этап.
     Совершенствование связной речи.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Оптическая дисграфия.
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций.
  Наблюдаются
                                                            
                                    
следующие виды нарушения письма:
- замены и смешивание букв, близких по
                                    написанию (п — т,  л — м,  а — о);
- зеркальное письмо. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Виды работы:
-  узнавание предметов по контуру;
-  называние предметов,
                                                            
                                    
изображенных пунктирной линией;
- называние заштрихованных предметов;
- называние недорисованных предметов;
- выделение
                                    элементов буквы;
- определение расположения элементов буквы;
- дифференциация букв;
- называние заштрихованных букв;
- называние букв, наложенных друг на друга;
- называние стилизованных букв и т. п.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Аграмматическая дисграфия.
    Обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи
                                                            
                                    
и проявляется в аграмматизмах на письме. 
   
                                     Чаще всего обнаруживается нарушение согласования и управления («вишнёвая варенья», 5 «ведров,» в зоопарке видел «жираф, медведёв»). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Направления коррекционно-развивающей работы: 
- совершенствование представлений о предложении;
- употребление имен
                                                            
                                    
существительных единственного и множественного числа в винительном падеже;
- согласование имен
                                    прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в винительном падеже;
- употребление имен существительных единственного и множественного числа в дательном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в дательном падеже;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Направления коррекционно-развивающей работы: 
- употребление имен существительных единственного и множественного
                                                            
                                    
числа в творительном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными
                                    единственного и множественного числа в творительном падеже;
- употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными единственного и множественного числа в родительном падеже;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Направления коррекционно-развивающей работы: 
- употребление имен существительных единственного и множественного
                                                            
                                    
числа в предложном падеже;
- согласование имен прилагательных с именами существительными
                                    единственного и множественного числа в предложном падеже.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Заключение.
   
     В школе
                                                            
                                    
вашему ребенку помогут овладеть грамотой и учителя, и учитель-логопед. От
                                    вас же, любящие родители, потребуется «совсем немного» – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Литература
    Лалаева Р. И., Венидиктова Л.В. Диагностика
                                                            
                                    
и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. -
                                    Спб.: Изд-во «Союз», 2001.
     Мисаренко Г.Г. «Синтаксический разбор предложений». Методические рекомендации. – «Начальная школа» № 1, 1997.
     Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. ― СПб.: Дельта, 1998.