Слайд 1
ИННОВАЦИОННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТЕРЕМОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 МЕСЯЦЕВ ДО 3 ЛЕТ
Лыкова
Ирина Александровна
доктор педагогических наук, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт
изучения детства, семьи и воспитания
Российской академии образования (Москва, РФ)
Lykova.i.a@mail.ru
Слайд 2РАННЕЕ ДЕТСТВО
Идея самоценности раннего детства как важнейшего периода
в жизни
растущего человека позволяет выявляет круг вопросов:
Как помочь маленькому ребенку стать
человеком, войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность?
Как современное общество относится к человеку, только что вошедшему в этот мир, каким видит его будущее?
Как организовать гибкую образовательную среду, отвечающую индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, образовательному запросу его семьи?
Какие черты определяют «портрет» педагога раннего детства?
Каким видится взаимодействие педагога с ребенком и его семьей?
Слайд 3Государственная политика
Указ Президента №240 от 29 мая 2017 года «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий
для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В Указе Президента №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определена задача: «…достижение к 2021 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет».
В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность .
Слайд 4Образовательная программа
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух
месяцев до трех лет разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и Санитарных правил и норм (СанПиН), с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООПДО).
Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер.
Слайд 6Научная концепция
В основе программы «Теремок» научная концепция развития детей младенческого
и раннего возраста, разработанная сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи
и воспитания Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России
№ 25.9403.2017/БЧ «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве».
Слайд 7Цель программы «Теремок»
Создание мотивирующей образовательной среды для освоения детьми социокультурного
опыта по вектору амплификации развития с учетом возрастных возможностей, индивидуальных
особенностей каждого ребенка и образовательного запроса его семьи.
Слайд 8Авторский коллектив
Научный руководитель : И.А. Лыкова.
Научные редакторы:
Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова
Авторы Программы —
известные специалисты в области
дошкольной педагогики, возрастной психологии и физиологии:
М.Е. Богоявленская, А.И. Буренина, Н.Е. Васюкова,
Т.В. Волосовец, И.А. Дядюнова, Б.Б. Егоров, И.И. Казунина,
Е.И. Касаткина, И.Л. Кириллов, В.В. Кожевникова,
В.И. Кулаковская, И.А. Лыкова, А.А. Майер, С.Н. Николаева, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Е.А. Сагайдачная, Л.В. Суздальцева, А.Х. Сундукова, А.Б. Теплова, Г.А. Урунтаева,
О.С. Ушакова, Е.Д. Файзуллаева, О.Г. Фатхи, А.Д. Шатова.
Слайд 9Особенности программы «Теремок»
Пять «портретов»
Портрет современного ребенка
Портрет современной семьи
Портрет современного детского
сада
Портрет современного педагога
Портрет (образ) современного мира
Система принципов
амплификации
антропоцентризма
природосообразности
культуросообразности
вариативности
диалогичности
инициирования субъектности и др.
Слайд 10Инновации программы
Вариативная модель организации образовательной среды (для групп «вместе с
мамой», кратковременного пребывания, полного дня, малокомплектного детского сада и др.).
Технология
организации образовательной среды по вектору амплификации развития детей младенческого и раннего возраста.
Технология проектирования интегрированного содержания образовательной деятельности на основе принципа культуросообразности.
Модель развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.
Слайд 11
1) проведение фундаментальных научных исследований, направленных на дальнейшую разработку теоретических
основ программы и широкую апробацию ее содержания в дошкольных образовательных
организациях Российской Федерации;
2) разработка концепции и технологий «детствосбережения»
(Т.В. Волосовец) в условиях партнерства дошкольных образовательных
организаций и семей воспитанников от двух месяцев до трех лет;
3) анализ деятельности сетевой инновационной площадки Института и научное обобщение опыта работы дошкольных образовательных организаций, успешно внедряющих Программу;
4) адаптация содержания Программы к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья;
5) разработка модульной программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста.
Перспективы совершенствования
Слайд 12Инновационная сетевая площадка ИИДСВ РАО
В настоящее время в Институте изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования действует сетевая инновационная
площадка «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих комплексную основную образовательную программу для детей от двух месяцев до трех лет»
(приказ №10 от 20 марта 2018).
Слайд 13Семинар 22-23.11.2018
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования»
22-23 ноября 2018 года проводит
I-й Всероссийский научно-практический семинар
«Раннее детство: от научной концепции к образовательной программе и вариативной практике».
Место проведения: г. Москва, ул. Погодинская, д.8, Президиум Российской академии образования, 8-й этаж, конференц-зал
Время: 11.00-18.00
Информация о мероприятии
«Семинар_Раннее детство_2018»
размещена на сайте ФГБНУ «ИИДСВ РАО» http://ippdrao.ru
Слайд 14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКТ
для реализации
программы «Теремок»
Издательский дом
«Цветной мир»
www.idcvetmir.ru
Слайд 23 Детская Литература и фольклор
Н .Е Васюкова
Парциальная программа
художественно-эстетического развития
в изобразительной деятельности
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
И.А. Лыкова
Парциальная программа
Конструирование в детском саду
«УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
И.А. Лыкова
Слайд 26 Дидактические комплекты
И.А. Лыкова, О.С. Ушакова
занятий с детьми раннего возраста
Слайд 28
E-mail:
Сайт:
www.idcvetmir.ru
Телефоны:
+7-925-003-68-72(73), +7-910-408-2002
Страничка И.А. Лыковой на Фейсбуке:
www.facebook.com/idcvetmir
Lykova.i.a@mail.ru