Слайд 1
Инновационная политика государства
Слайд 2
Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью
выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных
товаров.
Слайд 3
Инновационная активность предприятий в настоящее время
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает
трудные времена.
Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации
осуществлялись государством.
Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Слайд 4
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного
финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций,
поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.
В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Слайд 5
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности.
Особого
внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды
и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Слайд 6
Понятие инновационной политики государства
Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством
РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики.
Она определяет цели инновационной
стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.
Главной проблемой в настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.
Слайд 7
Отсюда и появляется необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства, главная задача
которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой
эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны.
Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Слайд 8
Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается инновационная программа (федеральная, региональная,
отраслевая), которая представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам,
исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и технологий.
Слайд 9
Цели и направления инновационной политики государства
Цели и направления инновационной политики государства
определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим
потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции.
Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Слайд 10
Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом
рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.
Отрасли второй группы
производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.
Слайд 11
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему
ресурсов и т.д.
В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
Слайд 12
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы,
финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
развитие малого инновационного предпринимательства
путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
Слайд 13
совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики
относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при
поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Слайд 14
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных
и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.
Особое
значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Слайд 15
Методы реализации инновационной политики государства
Для реализации инновационной политики правительством разработаны
конкретные методы, целью которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.
Главными
методами реализации инновационной политики являются:
формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
Слайд 16
государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также
организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот,
государственных гарантий и кредитов;
совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
Слайд 17
обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки
оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии
и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах;
выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Слайд 18
Малые предприятия как фактор инновационной политики
Весомое значение наряду с крупными фирмами,
консорциумами и объединениями имеют малые организации.
В развитых странах они обеспечивают примерно половину
всех нововведений.
По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах.
Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.
Слайд 19
На начало 2020 года в России насчитывается около 5,3 млн. микроорганизаций с
числом занятых около 7,4 млн. человек, около 223 тыс. малых организаций
с числом занятых около 6,2 млн. человек, около 17 тыс. средних организаций с числом занятых около 1,7 млн. человек.
Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6%.
Тем не менее, малые инновационные организации — это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.
Слайд 20
Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость создать
условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе
и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.
Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.
Слайд 21
Таким образом, инновационная политика государства учитывает возможности и интересы всех субъектов
инновационной деятельности, как крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему
экономики России.
Слайд 23
Инновационная политика государства как важнейшая составляющая экономической безопасности
На современном этапе
в большинстве стран наблюдается переход к инновационной экономике, которая базируется
на эффективной системе разработки и внедрения новых технологических решений в различные сферы деятельности.
Эпоха, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития.
Завершается период производства, основанного на использовании дешевого, неквалифицированного труда.
Главнейшим ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации.
Кроме того, современная наука относит к инновациям и проблемы организации и управления производства, где экономятся огромные материальные ресурсы и время принятия решений.
Слайд 24
Важнейшее место в экономическом развитии ведущих мировых держав, а значит,
и в их экономической безопасности, занимает инновационная деятельность.
Она должна
являться приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике.
По сути, в нынешних условиях можно говорить, что наиболее безопасна экономика стран, готовых развивать инновационную составляющую, что позволяет быстро реагировать на новые вызовы.
Слайд 25
В одном из определений экономической безопасности говорится: «это такое состояние
экономики, при котором обеспечивается устойчивое развитие экономики и защита от
внешних и внутренних угроз на основе наиболее эффективной реализации инновационного потенциала».
Слайд 26
Экономическая безопасность предполагает поддержание национальной экономики на той ступени развития,
которая обеспечивает дальнейший экономический рост и способна противодействовать влиянию внешних
и внутренних угроз.
Главным в данной ситуации является развитие отраслей по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами либо не имеющей аналогов, т. е. построение экономики инновационного типа.
Критериями экономической безопасности являются оценка ресурсного потенциала и возможностей его развития и уровень эффективности использования ресурсов, т. е. возможность использования инноваций в создании гарантированных уровней развития промышленности и других отраслей экономики страны.
Слайд 27
В современных условиях одним из основных приоритетов, который определяет стратегию
экономической безопасности государства, достижение пороговых значений ресурсного потенциала и возможностей
его развития, а также уровень эффективности использования ресурсов, является инновационное развитие.
Слайд 28
Необходимость перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития -
это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты.
Перспектива
стать сырьевым придатком мировой экономики видна многим, поэтому на высоких уровнях постоянно говорится о том, что России необходимо создавать собственный инновационный продукт, который будет конкурентоспособен на мировых рынках.
Пока его нет, и этот факт не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и возможности завоевания более существенных позиций в мировом пространстве.
Все это ведет к ослаблению экономической безопасности страны.
Слайд 29
Российская Федерация занимает малозаметное положение на мировых рынках высокотехнологичной продукции.
Пороговое значение показателя экономической безопасности страны - доля в экспорте
высокотехнологической продукции - в мировой практике составляет 10-15%, для России значение этого показателя находится в пределах 0,4%.
На долю России приходится только 0,6% мирового экспорта воздушных и космических аппаратов (в 67 раз меньше, чем в США); менее 0,1% - фармацевтических продуктов; 0,01% - продуктов биотехнической промышленности; 0,02% - электронно-вычислительной и офисной техники; 0,1% - телекоммуникационного оборудования.
Слайд 30
Последние два десятилетия Россия движется по пути радикальных экономических преобразований,
связанных с переходом от плановой системы ведения хозяйства к рыночной,
что требует максимальной открытости национальной экономической системы - а это, в свою очередь, означает уязвимость для различных внутренних и внешних угроз.
Существенное влияние на ход экономического развития России оказывает и глобализация, которая требует от страны реформирования ее экономики, отказа от сырьевой ориентации, полного и наиболее эффективного использования интеллектуального потенциала, новейших технологий, повышения инновационной активности.
Слайд 31
Какие слабые места есть у инновационной составляющей экономической безопасности России?
Представляются
наиболее удачными исследования и разработка SWOT-анализа российской инновационной системы, представленного
Министерством образования и науки РФ, где в качестве угроз выделены следующие:
сохранение технологического отставания в некоторых важных монополизированных секторах экономики;
исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала;
Слайд 32
резкое снижение расходов на исследования и разработки в условиях финансово-экономического
кризиса и углубление технологического отставания России;
оторванность сферы научных исследований и
разработок от реального (производственного) сектора экономики, и как следствие, кризисном состоянии отраслевой науки;
свертывание высокотехнологичных производств и прекращение выпуска прогрессивных видов продукции (особенно в машиностроении).
Слайд 33
В связи с этим можно выделить направления решения проблем в
сфере инновационного развития, которые смогли бы улучшить состояние экономической безопасности
Российской Федерации:
формирование в России благоприятной деловой среды и предпринимательского климата;
инвестиционная поддержка со стороны государства и зарубежных инвесторов предпринимателей и производителей, наиболее активно идущих по пути инновационного развития производства;
Слайд 34
формирование и развитие благоприятной инновационной среды при помощи поддержки и
партнерства научной, образовательной, производственной и управленческой сфер;
совершенствование структуры государственного управления
в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий;
формирование условий для успешного трансфера технологий как из зарубежных стран в Россию, так и обратно;
Слайд 35
создание сети инновационных структур в регионах России, развитие сетевого сотрудничества;
совершенствование
инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, продвижение инновационных проектов;
нормативно-правовая поддержка инновационной деятельности.
Слайд 36
Анализ мирового опыта показывает, что в условиях ужесточения глобальной конкуренции
единственно возможным способом обеспечивать свою экономическую безопасность является активизация и
динамичное развитие инновационной деятельности.
Слайд 37
Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в
нашей стране на ближайшие годы можно назвать комплексное развитие отечественных
производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.
А это требует проведения структурной модернизации экономики страны, технико-технологического перевооружения производств, борьбы с теневой экономикой, криминализацией и коррупцией, выработки нового законодательства в сфере экономической и инновационной деятельности.