Слайд 2Великие мысли….
«Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность»
Б. Шоу
«Скажи
мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай
мне действовать самому – и я научусь»
Китайская мудрость
Слайд 3Ян Амос Коменский
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно,
а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно
принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Слайд 4Структура урока/занятия
Тема занятия
Цель занятия
Задачи занятия
Оборудование
Ход занятия
Итоги
Слайд 5Сущность педагогической технологии
Наличие трех компонентов:
Цель: Чему учить? Зачем учить?
Средства: Как
учить?
Гарантированный результат: как учить результативно
Слайд 6Принципы обучения
это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации
учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах.
Слайд 7Принцип объективности, научности
содержание обучения должно основываться на положениях, соответствующих фактам,
выражает состояние современных наук.
Эти положения зафиксированы в стандартах, программах,
учебниках.
Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения отложных.
Слайд 8Принцип связи теории с практикой
нацеливает на необходимость постоянного сомнения и
проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип
требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого.
Слайд 9Принцип последовательности, систематичности
требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе,
было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый
материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги. В каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.
Слайд 10Принцип доступности
предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и
индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться
излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.
Слайд 11Принцип наглядности
Коменский называл его «золотым правилом» обучения.
следует представлять обучаемым
все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом,
подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации.
Слайд 12Принцип активности обучаемых
«Трудно в учении — легко в бою».
Слайд 13Принцип прочности усвоения знаний
требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось
в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается
только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Слайд 14Критерии отбора методов
-должны способствовать восприятию и осознанию различных взглядов на
одно и то же явление;
-использованию множества вариативных способов описания и
анализа одного и того же явления;
-созданию условий для обмена позициями и точками зрения в обсуждении
-синтезированию в ходе обсуждения различных теоретических позиций и мнений относительно решения проблемы.
Слайд 15Задача педагога:
Уменьшить количество времени на занятиях, отводимого на объяснение
Увеличить время
на самостоятельную работу (выражение оценочных суждений, их согласование)
Отбирать такие методы,
технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать их самостоятельно из различных источников, формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.
Слайд 16Система обучения эффективна, если в ней заложены:
-взаимодействие педагога и обучающихся;
-наличие
достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным процессом;
-устойчивая мотивация учебной познавательной
деятельности;
Слайд 17Пассивный метод
Это форма взаимодействия обучающихся и педагога, в которой педагог
является основным действующим лицом и управляющим хода урока, а обучающиеся
выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога. Связь в этом методе односторонняя: от педагога к ученику.
Слайд 18Активный метод
Это форма взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог
и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Особенно
важно, что обучающиеся становятся не пассивными слушателями, а активными участниками. Связь при данном методе двусторонняя: педагог - обучающийся и обучающийся - педагог
Слайд 19Интерактивный метод
Интерактивный метод в отличие от активного ориентирован на более
широкое взаимодействие обучающихся, как с педагогом, так и друг с
другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Связь в этом методе трехсторонняя: педагог – обучающийся, обучающийся – педагог, обучающийся – обучающийся.
Слайд 20Пассивные методы
Лекция,
беседа,
работа с литературой, диспут,
дискуссия, самостоятельная работа,
экскурсия,
демонстрация наглядных пособий, теле- и звукозаписи
Слайд 21Активные методы
Проблемные лекции и семинары;
конференции и олимпиады;
производственная практика;
игровые: ролевые, дидактические, деловые, организационно-деятельностные;
анализ конкретных ситуаций,
имитационные упражнения и
тренинги
Слайд 22Условия применения интерактивных методов
1.Чёткая формулировка целей – педагогу необходимо убедиться
в том, что обучающиеся понимают смысл, правила групповой работы или
игры, принимают их и готовы работать в группе;
2.Педагог должен учитывать особенности коллектива группы, степень их готовности к совместной деятельности;
3.Необходимо помнить, что важную роль играют цели и задачи использования метода;
4.Педагог должен чётко, шаг за шагом представлять себе основные этапы реализации того или иного метода обучения, прогнозируя его результаты.
Слайд 23Интерактивные методы
Рефлексивные; мыследеятельностные: аукцион идей,
мозговой штурм, метод ассоциаций,
кейс-метод;
интерактивная лекция-беседа;
круглый стол;
работа в малых группах; разбор ситуаций;
соревнования, викторины;
аудио-видео-компьютерные методы
Слайд 24Использование эффективных методов обучения
Определение эффективности того или иного метода возможно
только в процессе реальной работы. На данный момент нужно обеспечить
педагогам возможность выбора того или иного метода или формы работы в зависимости от конкретной педагогической задачи. В связи с этим необходима разработка значительного количества методических и дидактических материалов для широкого применения их на практике.
Слайд 25Инновационные педагогические технологии
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;
ТРИЗ – теории решения изобретательских
задач;
интерактивные технологии,
проектная технология, метод проектов;
исследовательская технология или технология проведения учебных
исследований,
анализ конкретных ситуаций (case-study)
метод «мозгового штурма»
здоровьесберегающие технологии
Слайд 26Программа — это документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения
Программа отвечает на вопросы:
«что делать?»
«зачем делать?»
Технология — это инструментарий, при помощи которого решаются задачи
Технология отвечает на вопрос:
«как делать?»
Слайд 27Изменения в образовательных процессах:
содержание образования усложняется
акцентируется внимание педагогов образования на
развитие творческих и интеллектуальных способностей детей
коррекция эмоционально-волевой и двигательной сфер
Слайд 28Изменения в образовательных процессах:
!!! активные методы обучения и воспитания
активизация
познавательного развития ребенка
Слайд 29Изменения в образовательных процессах:
многообразие интегративных подходов к развитию детей
спектр
современных технологий
Слайд 30Инновационные технологии
— это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств,
направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в
личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях
Слайд 31Педагогические инновации
изменение процессов воспитания и обучения
совершенствование процессов воспитания и обучения
Слайд 32Причины появления инноваций в образовании:
научные исследования
социокультурная среда — потребность
образовательных учреждений в новых педагогических системах
творческая вариативность педагогов
заинтересованность родителей в
достижении положительной динамики в развитии детей
Слайд 33В.П. Тихомиров
Содержание образования - это король, а технологии образования -
это Бог
Слайд 34Почему речь идет о технологиях?
Логическая структура
четкая последовательность действий и шагов
повторяемость
воспроизводимость
нацеленность на получение конкретного образовательного результата
Слайд 35Современные педагогические технологии
ПАРАДИГМА УЧЕНИЯ - ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
XXI В.
...Здесь
нет уже верха и низа - учителей и учеников -
здесь все коллеги, т. е. люди, которые работают вместе... когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение... осталось на низшей ступени образования...
Ю. М. Лотман
Слайд 36А.В. Хуторской
«образование - преподавание»
«образование - созидание»
Слайд 40Историческая справка
Этапы развития понятия
«технология» в образовании
Первый этап
40-50 гг.
XX в.
Термин введен С. Андерсеном,
Ф. Уитвортом, М. Майером и
др.
Технология - введение техники в обучение
Слайд 41Второй этап
середина 50-60-х гг. XX в.
(Б. Скиннер, С. Гибсон,
Т. Сакамото и др.).
Технология
технические
эффективность
средства в организации
обучении учебного
процесса
Историческая справка
Слайд 42Историческая справка
Третий этап
70-е гг. XX в.
М. Эраут, Р.
Стакенас, Р. Кауфман
Технология
информационные
решение
технологии дидактических
проблем в русле
управления
учебным
процессом
Слайд 43Историческая справка
Четвертый этап
80-е гг. XX в.
Технология
информационные
многоаспектный
технологии
подход
Дальнейшее
осмысление сущности
педагогического процесса
Слайд 44Историческая справка
Пятый этап
XXI в.
Технология
2 направления
информационный
дидактический
Слайд 45Технология (греч. «techne» — искусство, мастерство + «logos» — понятие,
учение) определяется, во-первых, как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния,
свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства; во-вторых, как наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства
Слайд 46Структурно-логические
Компьютерные
Игровые
Диалоговые
Тренинговые
технологии
Классификация педагогических технологий
Слайд 47Классификация
педагогических технологий
I. Современное традиционное обучение
II. Педагогические технологии на основе
личностной ориентации педагогического процесса:
педагогика сотрудничества
гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
система Е.Н. Ильина:
преподавание литературы как предмета, формирующего человека
III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровые технологии,
проблемное обучение,
коммуникативные технологии,
системы В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.
Слайд 48Классификация
педагогических технологий
IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации учебного процесса
технологии уровневой дифферециации;
технология модульного обучения
ГСО,
КСО и др.
V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
укрупнение дидактических единиц (УДЕ) (Эрдниев П.М.)
Слайд 49Классификация
педагогических технологий
VI. Частнопредметные педагогические технологии
технология обучения математике
на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин),
педагогическая технология
на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
технология мастерских
VII.Технологии развивающего обучения
система развивающего обучения Л.В. Занкова,
развивающее обучение Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова,
технология саморазвивающего обучения Селевко Г.К.
Слайд 50КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
«Экономична мудрость бытия: все новое в ней шьется из
старья».
Бернард Шоу
Как же выбрать, что подходит для реализации основных направлений в рамках модернизации образования?
Слайд 51Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования
«учиться знать» подразумевает, что
обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние
элементы
«учиться делать» фокусируется на практическом применении изученного
«учиться жить» вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
«учиться быть» акцентирует умения развивать свой потенциал, необходимый индивиду
Отчет «Образование: сокрытое сокровище»,
Международная комиссия по образованию для XXI в.
под председательством Жака Делора.
Слайд 52Пять ключевых компетенций:
(Совет Европы по образованию)
Политические и социальные.
Компетенции, относящиеся к
жизни в поликультурном обществе.
Компетенции ,относящиеся к владению устной и письменной
коммуникацией.
Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества.
Способность учиться в течении всей жизни
Слайд 55Модернизация технологии:
Позволяют организовать самостоятельную деятельность
учащихся по освоению содержания профильного образования, поскольку требуются новые формы
его организационного освоения
модульное обучение
балльно-рейтинговая оценка учебных достижений старшеклассников
Слайд 562. Технологии включающие учащихся в различные виды деятельности
исследовательская
творческая
проектная деятельности
Слайд 573. Технологии работы с различными источниками информации, так как информация
сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения
информационные технологии
технология дистанционного обучения
технология развития критического мышления посредством чтения и письма
технология проблемного обучения
Слайд 584. Технологии организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества
пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности
технология
организации группового взаимодействия
технология организации дискуссии и др.
Слайд 595. Технологии метапознавательной деятельности учащихся, так как субъектная позиция ученика
становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает
как одна из главных образовательных целей
технология организации самостоятельной работы,
технология рефлексивного обучения,
технология оценки достижений,
технология самоконтроля,
технология самообразовательной деятельности.
Слайд 606. Технологии контекстного обучения, или кейс-технологии, позволяющие решать допрофессиональные задачи
технология
анализа конкретных ситуаций
технология организации имитационных игр и др.
Слайд 61Анализ СПТ
Проблемное обучение
Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности
обучающихся
Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач,
разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Механизм: поисковые методы, постановка познавательных задач
Слайд 62Концентрированное обучение
Цель: создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого
восприятия структуры учебного процесса
Сущность: глубокое изучение предметов за счет объединения
занятий в блоки
Механизм: методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Анализ СПТ
Слайд 63
Модульное обучение
Цель: обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности,
уровню его базовой подготовки
Сущность: самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной
программой
Механизм: проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Слайд 64Обозначения:
1 - 1-й уровень, слабо способствует
достижению
данного параметра;
2 - 2-й уровень, способствует достижению
по
отдельным компонентам;
3 - 3-й уровень, способствует наиболее полной реализации параметра
Слайд 65Знания, даваемые насильно,
душат разум.
А. Франс
Хороших методов
существует ровно
столько, сколько существует
хороших учителей.
Д. Пойа
Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие –
самая трудная вещь на свете.
И.В. Гёте
Слайд 66Метод «Мировое кафе»
Принципы метода:
Проясните цели
Создайте пространство заботы
Исследуйте вопросы о сути
дела
Поощряйте вклад каждого
Соединяйте множество перспектив
Слушайте для озарений и общих открытий
Слайд 67Хуанита Браун и Дэвид Айзакс считают: нужно создать соответствующую обстановку,
а она, в свою очередь, повлечет тот самый удивительный эффект
умножения творческого потенциала людей. С самого начала дайте гостям понять, что встреча будет необыкновенной, что это - не просто привычное совещание сотрудников.
Том Этли, автор книги «Дао демократии» и основатель Института кооперативного интеллекта, называет «world cafe» «креативным танцем обсуждений и вопросов, в котором рождается будущее».
Слайд 68Этикет Кафе
«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
«Не отсиживайтесь» -
вносите свои мысли, мнения, размышления
Говорите без задних мыслей и от
всего сердца
Слушайте, чтобы понимать
Связывайте и соединяйте идеи
Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
Играйте – не сидите на «трибуне»
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
Слайд 695 способов сделать знание видимым (способы визуализации)
используйте графику ;
проведите экскурсию;
соберите озарения;
сгруппируйте идеи;
создайте историю.
Слайд 70«ДЗЕН»
изменения
к лучшему
КАЙДЗЕН = непрерывное улучшение
«КАЙ»
Слайд 748 типов потерь
1. Перепроизводство;
2. Ожидание;
3. Транспортировка;
4. Излишняя обработка/переработка;
5. Запасы;
6.
Перемещения/лишние движения;
7. Дефекты/брак/ремонты;
8. Нереализованный творческий потенциал.
Слайд 76
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО – это ОТСУТСТВИЕ ПОТЕРЬ!
Бережливое производство – что
это?
Слайд 79Что такое 5S?
Пять терминов на японском или английском языке, которые
начинаются с «S». Эти слова обозначают пять шагов, которые позволяют
создать рабочее место, соответствующее принципам бережливого производства и визуального управления.
Слайд 84Стандарт
Осознание высокой степени организации
Колесо улучшения
Организация
Время
Стандарт не позволяет возвратиться к худшему
состоянию
P
A
D
C
Слайд 851. Решать проблемы на основе достоверной информации
Идти в Гемба
Проверить оборудование,
материалы, режимы и т.д.
Принять временные контрмеры на месте
Найти первопричину
Изменить стандарты
Слайд 862. Акцент на процесс
«Правильный процесс дает правильный результат»
Отличие от западного
подхода, который ориентирован на результат
Слайд 873. Отношение к качеству
НЕ
производи
передавай
принимай
БРАК
Слайд 884. Участие руководства в изменениях
Обязательно!!!
Слайд 90Совершенствуй свое поведение – борись с парадигмами
“Мы всегда так работали”
“Сначала
мы пытались, но …”
“Я за это не отвечаю”
“Мне никто не
сказал”
“У меня нет времени”
“В любом случае, это ничего
бы не изменило”
“Еще одна штуковина,
которая долго не продлится”
“Есть более важные проблемы”
“Здесь это невозможно”
“У нас уже и так много работы”
“А что я за это получу?”
Непрерывное улучшение - это
переход от плохих привычек
к хорошим
Слайд 92Внедрение бережливого производства – это, прежде всего, переход на новую,
более совершенную, ступень общественного сознания сотрудников организации.
Слайд 93• Цель метода: развитие логического и творческого мышления на
основе использования имеющегося опыта жизнедеятельности.
Слайд 94Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск
и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов -
изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.