Слайд 1Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе
Н.В. Култашева,
к.п.н., доцент
Слайд 2
Современное понимание места и роли образования в российском обществе:
Федеральный закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (не содержат дидактических единиц) https://www.preobra.ru/fgosooo19
Примерная содержательная программа основного общего образования (2016)
Фундаментальное ядро содержания общего образования (содержит дидактические единицы)
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ
Профессиональный стандарт учителя (с 01.01.16)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
Слайд 3
Современное понимание места и роли образования в российском обществе:
Итоги заседания
Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. Перечень поручений
по итогам Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования», состоявшегося 23 декабря 2015 года.
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Слайд 4
Среди ключевых принципов Национальной стратегии :
обеспечение профессионализма и высокой квалификации
при работе с каждым ребенком и его семьей, использование последних
достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере, обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Слайд 5
Одним из ключевых приоритетов Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"
на 2013–2020 годы является:
реализация комплекса мероприятий по обновлению педагогических кадров,
прежде всего общеобразовательных организаций, который «позволит решить ряд важных проблем, имеющихся в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в самой профессиональной деятельности педагогов, и обеспечить повышение качества их работы, направленной на достижение высоких образовательных результатов обучающихся»
[Государственная программа развитие образования Российской Федерации на 2013 - 2020 годы /http://bolplotds.ucoz.net/FEDERAL/gos_programma_razvitija_obrazovanija.pdf]
Слайд 6
Перечень поручений Президента Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета
23 декабря 2015 г:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001/videos
Слайд 7
Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Основные направления:
Прорывное научно-технологическое
и социально-экономическое развитие России на основе современных технологий и обеспеченное высококвалифицированными кадрами
Повышение уровня жизни, рост реальных доходов, снижение уровня бедности
Создание комфортных условий для проживания, экология, безопасность, продолжительность жизни
Создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия талантов
Слайд 8Какие выпускники нужны России сегодня?
Читаем указ
здоровые, активные, работоспособные, социально
ответственные, заботящиеся о своём здоровье, общественной безопасности и сохранности окружающей
среды;
любящие свою Родину, свой народ, разделяющие систему духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и идею служения своему отечеству, обществу, семье; стремящиеся передать эти ценности своим детям;
предприимчивые и инициативные, стремящиеся использовать все доступные условия и любые открывающиеся возможности для самопознания, самореализации и самосовершенствования, для повышения своего образовательного уровня и профессионального мастерства, для улучшения условий своего проживания и городской среды, для дальнейшего освоения и переустройства территорий России;
способные внести вклад в ускоренное технологическое развитие России, обладающие инновационным мышлением, способные предлагать и осуществлять технологические и социальные инновации;
способные жить и эффективно действовать в условиях массового внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, соблюдающие правила информационной культуры и безопасности
Слайд 9ПОРТРЕТ УЧЕНИКА
Любят свой народ, свой край и свою Родину
Уважают, осознают
и принимают ценности семьи, близкого окружения, человеческой жизни, гражданского общества,
многонационального народа
Любознательны, исследователи, активно и заинтересованно познают мир
Принципиальны, ответственны, социально активны
Доброжелательны, умеют сотрудничать
Умеют учиться: мотивированы, знающие, умелые, мыслящие, способны к рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, инновациям
Профессионально – ориентированы
Слайд 10Международный стандарт
«Навыки ХХI века»
Слайд 11
Читаем указ
УСТАНОВКИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обеспечение глобальной конкурентоспособности
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран
мира по качеству общего образования
воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Слайд 12ВАЖНЕЙШИЕ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК
внедрение новых методов обучения и воспитания,
новых образовательных технологий, обеспечивающих
прочное освоение базовых знаний, умений
и навыков
повышение мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс
обновления содержания и методов технологического образования
выявления, поддержки и развития способностей и талантов раннего развития детей
консультативной помощи родителям
создания современной и безопасной цифровой образовательной среды
внедрение национальной системы профессионального роста педагогов
Слайд 13Обеспечить конкурентоспособность России по качеству общего образования
ЧТО УЧИТЫВАЕТСЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
РЕЙТИНГАХ?
ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ИДЁТ СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?
Слайд 14Тенденции развития образования
непрерывное образование: человек учится в течение всей жизни
возможность
работать и учиться в удобное время в удобном темпе и
месте
рост влияния возможностей современных технологий на то, как мы учимся, работаем, общаемся, живем
использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения
Слайд 15Приемы обучения
Конкретные элементы деятельности на занятии, их также называют частями
или деталями, которые составляют метод
(Сластенин В.А., Исаев В.Ф., Шиянов
Е.Н. Общая пепдагогика. М.: ВЛАДОСс, 203. Ч.1. С.273)
Слайд 16
Рассмотрите предложенную таблицу:
Согласны ли Вы с предлагаемой типологией? Обоснуйте свою
точку зрения. Усовершенствуйте ее в случае необходимости;
Приведите примеры использования приемов
преподавания в своей педагогической деятельности;
Какие из приемов были наиболее эффективными в Вашем преподавании? Проанализируйте, чем это объяснялось.
Назовите основные факторы, влияющие на степень эффективности используемых приемов преподавания.
Слайд 17Метод обучения
(по Я.И. Лернеру, М.Н. Скаткину)
Система целенаправленных действий учителя,
организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержание
образования и, тем самым, достижения целей обучения
(Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С.187)
Слайд 18Пассивный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель
является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей.
Слайд 19
Пассивный метод
«Все, что разрешено – может быть запрещено»
(Как понимаете
лозунг? Согласны или нет? Аргументируйте)
Слайд 20Пассивные методы
Выделите положительные и отрицательные стороны использования пассивных методов обучения
Слайд 21Активный метод
это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель
и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и
учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Слайд 22
Активный метод
«Все, что не разрешено – запрещено»
(Как понимаете лозунг?
Согласны или нет? Аргументируйте)
Слайд 23Активные методы
Выделите положительные и отрицательные стороны использования активных методов обучения
Слайд 24Интерактивный метод
означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы на более широкое взаимодействие не только с учителем, но
и друг с другом.
Слайд 25Интерактивный метод
«Все, что не запрещено, разрешено»
(Как понимаете лозунг? Согласны
или нет? Аргументируйте)
Слайд 26Интерактивные методы
Выделите положительные и отрицательные стороны использования интерактивных методов обучения
Слайд 27Педагогическая технология
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических
закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и
воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании
(Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. – 608 с.)
Слайд 28Признаки педагогической технологии:
Четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
Структурирование,
упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
Комплексное применение дидактических, технических, в том
числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
(Владимир Павлович Беспалько)
Слайд 29Образовательная технология
вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может
быть сделан на дисциплинарном образе определённой отрасли знаний, организационной структуре
учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса
(// Современные образовательное технологии, под ред. Н.В. Бордовской. М., 2013. – 432 с.)
Слайд 30Образовательные технологии
собирательный термин, не соотносимый с каким-то конкретным видом деятельности,
допуская возможность технологий в деятельности педагогов и др. субъектов (технология
обучения, технология воспитания, технология управления, технология организации самостоятельной деятельности, технология общения…)
(// Современные образовательное технологии, под ред. Н.В. Бордовской. М., 2013. – 432 с.)
Слайд 31Инновация
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и
процесс предполагает введение чего-либо нового (цели, содержание, методы, формы обучения
и воспитания)
Слайд 32Инновации
Целенаправленное изменение педагогической системы или ее отдельных элементов, вносящее в
среду внедрения стабильные новшества, вызывающие переход системы из одного состояния
в другое, соответствующее прогрессивным тенденциям развития общества
(Владимир Ильич Загвязинский)
Слайд 33Инновации (нововведения)
Целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие
его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями
относительно выбранных параметров.
(Андрей Викторович Хуторской.
Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш.учеб.зав. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – С.14)
Слайд 34Инновационность
наличие оригинальных идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса
Слайд 35Новизна
должна отвечать на вопрос, что сделано из того, что другими
не было сделано, какие результаты впервые получены
Сделано; Разработано; Предложены;
Доказано; Установлено; Введено; Опровергнуты.
Слайд 36Педагогическая инновация
Это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения
школьников
(Андрей Викторович Хуторской.
Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ.
высш.учеб.зав. – М.: Издательский дом «Академия», 2008. – С.36)
Слайд 37Типы педагогических нововведений
(А.В. Хуторской)
1. По отношению к структурным элементам
образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания,
формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения и воспитания, системе диагностики, контроля, оценки результатов и т.д.
Слайд 38Типы педагогических нововведений
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования:
в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере
развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
Слайд 39Типы педагогических нововведений
3. По области педагогического применения: в учебном процессе,
учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, в управлении
образованием и т.д.
Слайд 40Типы педагогических нововведений
4. По типам взаимодействия участников образовательного процесса: в
коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении и т.д.
Слайд 41Типы педагогических нововведений
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной
среды, социокультурных условий…); нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии…);управленческие нововведения (новые
решения в структуре образовательных систем и управленческих процедур, обеспечивающих их функционирование)
Слайд 42Типы педагогических нововведений
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные,
спонтанные, случайные.
7. По масштабам распространения: в деятельности одного педагога, методического
объединения педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном, международном уровне и т.д.
Слайд 43Типы педагогических нововведений
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного
типа, для конкретных социально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий:
локальные, массовые, глобальные и т.д.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные
Слайд 44Формы осуществления инноваций в ОУ
путем творческого заимствования чужого опыта;
практического освоения
готовых научных разработок;
апробации и развития собственных инициатив;
организации научно-исследовательской деятельности, в
том числе экспериментальной работы.
Слайд 45Критерии пед. инноваций
Новизна;
Оптимальность (затрата сил и средств учителей и учащихся
в достижении результатов);
Результативность;
Возможность применения инновации в массовом опыте
Слайд 46Уровни новизны:
Конкретизация (новый результат уточняет известное);
Дополнения (расширение известных положений, внесение
новых элементов);
Преобразования (достижение новых результатов)
Слайд 47Усовершенствование
Изменение одного или более элементов образовательного процесса, приспособление известной методики
к новым условиям учебной деятельности
(А.В. Хуторской)
Слайд 48Рационализация
Установление нового правила использования известных педагогических средств для решения
традиционных задач
(А.В. Хуторской)
Слайд 49Модернизация
Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы
Слайд 50Эвристическое решение
Отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование
неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических
задач
(А.В. Хуторской)
Слайд 51Педагогическое изобретение
Новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств
для осуществления образования. Оно может быть комбинацией известных средств либо
совершенно новым подходом к обучению
(А.В. Хуторской)
Слайд 52Педагогическое открытие
Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному
обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего
элемента
(А.В. Хуторской)
Слайд 53Инновационные образовательные технологии
это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности
педагогов, создавших и развивших их.
Слайд 54Инновационные технологии
Объективно новые технологии как результат педагогического творчества;
Адаптированные к школе
технологии зарубежной практики или др. сфер социальной и профессиональной деятельности;
Известные
образовательные технологии, применяемые в новых условиях
Слайд 55Новые информационные технологии
Направлены на овладение новыми средствами поиска, применения и
переработки учебной информации, а именно средствами компьютерной техники, Интернета, аудио-
и видеотехники. Это система работы с информацией
Слайд 56Новые коммуникативные технологии
направлены на совершенствование способов взаимодействия с людьми и
связаны с организацией парной, групповой, коллективной или индивидуальной работы (диалогические
технологии, технологии организации групповой и коллективной деятельности, тренинг общения)
Слайд 57Технологии
Диагностики;
Целеполагания;
Управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска
новой учебной информации;
Организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, творческой,
частично-поисковой, репродуктивной);
Контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности (рейтинговая технология…)
Слайд 58Инновационные педагогические технологии
Технология модульного обучения
Интерактивные технологии обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного
обучения
Информационные технологии обучения
Веб-Квест
Вебинар
Видеоконференция