Разделы презентаций


Институт фундаментальной подготовки

Содержание

Психология Лекций 2. История психологических теорийНовых Лариса Владимировна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Институт фундаментальной подготовки

Институт фундаментальной подготовки

Слайд 2Психология Лекций 2. История психологических теорий
Новых Лариса Владимировна

Психология Лекций 2. История психологических теорийНовых Лариса Владимировна

Слайд 3Психология
История психологии
Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики,

психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.
В

процессе становления психологии как науки происходило изменение ее предмета.
Официальную историю научной психологии принято отсчитывать с 70-х годов XIX в. Однако вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.
ПсихологияИстория психологииПредметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики, психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности

Слайд 4Психология
Лекция «История психологических теорий»
История психологии
Первый этап. Психология возникла как наука

о душе в VI до н.э., и в дальнейшем в

течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, имеет душу.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»История психологииПервый этап. Психология возникла как наука о душе в VI до н.э., и

Слайд 5Психология
Лекция «История психологических теорий»
Античная психология
Душа – некое крылатое существо, обитающее

в теле человека и позволяющее ему видеть, слышать, думать, чувствовать,

понимать окружающие явления и события, контролировать поведение. Душу связывали с дыханием, кровью, волосами, тенью. Это нашло отражение в мифах разных народов и трудах древних философов.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Античная психологияДуша – некое крылатое существо, обитающее в теле человека и позволяющее ему видеть,

Слайд 6Психология
Лекция «История психологических теорий»
Античная психология
Душа мыслилась независимой от тела, она

могла жить собственной жизнью, например, во сне и оказывать влияние

на тело.
В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Античная психологияДуша мыслилась независимой от тела, она могла жить собственной жизнью, например, во сне

Слайд 7Психология
Античная психология
Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон.
Древнегреческие философы

представляли душу как нечто, похожее на пламя или движение воздуха.


Душа отдельного человека лишь слабый отпечаток мировой души – Космоса.
Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.
ПсихологияАнтичная психологияОсновоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон. Древнегреческие философы представляли душу как нечто, похожее на пламя

Слайд 8Психология
Лекция «Психология как наука»
К плану практики
История психологии
Материалистическое направление в понимании

души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, Лукрецием, Эпикуром. Основная идея –

душа материальна, состоит из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под ней способ организации живого тела. Душа бестелесна, является причиной и целью всех телесных жизненных функций. Он выделил три вида души: растительная, животная и разумная.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»К плану практикиИстория психологииМатериалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, Лукрецием, Эпикуром.

Слайд 9Психология
Лекция «История психологических теорий»
Античная психология
Античными врачами Гиппократом и Эрасистратом было

высказано предположение, что органом души является мозг. Ими также развито

учение о темпераменте, согласно которому психические свойства человека зависят от различных форм смешения материальных процессов («соков») в организме.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Античная психологияАнтичными врачами Гиппократом и Эрасистратом было высказано предположение, что органом души является мозг.

Слайд 10Психология
История психологии
Для Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным,

сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено

задачам богословия. Величайшие таинства души доступны лишь на уровне религиозного (мистического) опыта.
Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Психология История психологииДля Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни

Слайд 11Психология
Средневековая наука
В XII-XIII веках возникло направление, получившее название

деизм, которое утверждало, что существуют две души – духовная

(ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология.

Лекция «История психологических теорий»

ПсихологияСредневековая наукаВ XII-XIII веках возникло направление, получившее  название  деизм,  которое утверждало, что существуют две

Слайд 12Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Второй этап. В XVII-XVIII вв. благодаря

бурному развитию естественных наук вместо термина «душа» в науке появилось

понятие «сознание».
Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания – все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое время	Второй этап. В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо термина «душа»

Слайд 13Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Большую роль в изменении предмета психологии

сыграли работы Рене Декарта.
Тело, по мнению Декарта, материально и

действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство – способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяБольшую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Рене Декарта. Тело, по мнению

Слайд 14Психология
Лекция «Психология как наука»
К плану практики
Новое время
Декарт ввел понятие сознания

и рефлекса. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует

на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»К плану практикиНовое время	Декарт ввел понятие сознания и рефлекса. Предполагалось, что все, существующее во

Слайд 15Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Немецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие

о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа

психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяНемецкий философ Г. Лейбниц ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно

Слайд 16Психология
Лекция «Психология как наука»
Новое время
Основным методом изучения сознания была интраспекция

(от лат. introspectare – смотреть внутрь).
Этот метод разработал английский

философ Дж. Локк, считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях».
Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»Новое времяОсновным методом изучения сознания была интраспекция (от лат. introspectare – смотреть внутрь). Этот

Слайд 17Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Локк рассматривал сознание ребенка при рождении

как tabula rasa – чистую доску, на которой жизнь оставляет

свои письмена. Большое значение имело воспитание этических принципов: положительного отношения к хорошим действиям и отрицательного – к плохим.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяЛокк рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa – чистую доску, на

Слайд 18Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Историю научной психологии принято считать с

1879 г., когда немецкий физиолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге

первую экспериментальную психологическую лабораторию. Вскоре, в 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяИсторию научной психологии принято считать с 1879 г., когда немецкий физиолог Вильгельм Вундт

Слайд 19Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Психология стала экспериментальной наукой.
В. Вундт

и Э. Титченер развивали идеи структурализма, основной задачей психологии считали

изучение структуры сознания.
Вундт выделил 3 компонента сознания: ощущения, образы и чувства.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяПсихология стала экспериментальной наукой. В. Вундт и Э. Титченер развивали идеи структурализма, основной

Слайд 20Психология
К плану практики
Новое время
Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление

в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал

изучение функций сознания, как действует психика. Основная функция сознания – адаптация.
У. Джеймса интересовали привычки, он писал, что они имеют большое значение для развития. Большой вклад внес У. Джеймс в психологию эмоций.
ПсихологияК плану практикиНовое время	Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей

Слайд 21Психология
Лекция «История психологических теорий»
К плану практики
Новое время
Яркими представителями этого направления

были Ф. Гальтон и Д. Дьюи.
Функционалисты основывались на эволюционной

теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания состоит в приспособлении человека к окружающему миру. Американский психолог Д. Дьюи посвятил свою книгу проблемам развития мышления.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»К плану практикиНовое времяЯркими представителями этого направления были Ф. Гальтон и Д. Дьюи. Функционалисты

Слайд 22Психология
Лекция «Психология как наука»
К плану практики
Новое время
Третий этап. В начале

XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке.


В 1910-1920 гг. в США возникает бихевиоризм. Название этого направления происходит от английского слова behavior – поведение.
Основоположниками бихевиоризма считаются Э.Л. Торндайк и Дж. Уотсон. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Психология стала пониматься как наука о поведении.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»К плану практикиНовое времяТретий этап. В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот

Слайд 23Психология
Лекция «Психология как наука»
Новое время
Сознание человека, его мысли, чувства, переживания

– субъективные факторы, они не могут быть точно зафиксированы. Можно

лишь оценивать, как они проявляются в поведении человека. Основная схема поведения была описана формулой «S-R: стимул – реакция». Стимул – внешнее воздействие на человека, реакция – его ответное действие на этот стимул или поведение.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»Новое времяСознание человека, его мысли, чувства, переживания – субъективные факторы, они не могут быть

Слайд 24Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
В основе поведения лежит сложная система

стимулов, обусловленных окружающей средой и ситуациями. Реакция на стимул тоже

может быть разной, простой и сложной. Речь вслух и про себя – это тоже реакция..
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяВ основе поведения лежит сложная система стимулов, обусловленных окружающей средой и ситуациями. Реакция

Слайд 25Психология
Лекция «Психология как наука»
Новое время
В дальнейшем Э. Толмен, К. Халл,

Б. Скиннер признали, что формула «S-R: стимул – реакция» не

может полностью описать поведение и деятельность. Существует множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и реакцией у человека имеется промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение.
А. Бандура разработал теорию социального научения. Человеку свойственно учиться на собственном опыте и косвенно, наблюдая за поведением других.

ПсихологияЛекция «Психология как наука»Новое времяВ дальнейшем Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер признали, что формула «S-R: стимул

Слайд 26Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Заслуга бихевиористов заключается в том, что

теперь научные выводы строятся на множестве четких, проверяемых фактов, с

использованием экспериментальных приемов. Психология стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений. Однако вне поля зрения бихевиористов остались многие психические явления – воля, эмоции, потребности, активность.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяЗаслуга бихевиористов заключается в том, что теперь научные выводы строятся на множестве четких,

Слайд 27Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Основоположником психоанализа является австрийский психиатр и

психолог Зигмунд Фрейд.
Предметом стала связь между сознанием и бессознательным.


Он работал врачом и лечил разные формы неврозов. В ходе общения с пациентами было выявлено, что многие заболевшие имели в детстве психические травмы, оставившие глубокие шрамы в их памяти. В основном они были связаны с разными формами сексуального насилия и принуждения.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяОсновоположником психоанализа является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Предметом стала связь между

Слайд 28Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Фрейд открывал в психике взрослых людей

детские травмы и тем самым вызывал у своих пациентов повторное

переживание случившегося, что приводило к излечению болезней. Для этого он применял гипноз и метод свободных ассоциаций, метод анализа оговорок, описок, забываний, давших начало психоанализу. Фрейд изучал природу сновидений и считал, что сны диагностируют неосознанные проблемы человека.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяФрейд открывал в психике взрослых людей детские травмы и тем самым вызывал у

Слайд 29Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Поведением человека руководит не только разум,

но и бессознательные мотивы, желания, переживания, обусловленные инстинктами жизни (сексуальность,

эрос, энергия либидо) и инстинктами смерти (танатос с энергией мортидо, агрессия, разрушение во внешнем мире или разрушение себя).
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяПоведением человека руководит не только разум, но и бессознательные мотивы, желания, переживания, обусловленные

Слайд 30Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Инстинкты находятся в состоянии противоборства и

управляют всей психической жизнью человека.
Инстинкт жизни выражается в принципе

удовольствия.
Повседневная жизнь с ее нормами вытесняет желания реальными потребностями, лишая его ощущения удовольствия и тем самым счастья.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяИнстинкты находятся в состоянии противоборства и управляют всей психической жизнью человека. Инстинкт жизни

Слайд 31Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Психика человека состоит из трех частей.

«Ид», или «Оно» - вместилище инстинктов, действует в соответствии с

принципом наслаждения и не считается с реальностью. Эго, или «Я», руководствуется принципом реальности, сдерживает инстинктивные импульсы. Супер-эго, или Сверх-Я связано с нормами поведения и ценностями общества. Его характеризуют нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяПсихика человека состоит из трех частей. «Ид», или «Оно» - вместилище инстинктов, действует

Слайд 32Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Ученики Фрейда создали несколько новых направлений

в русле психоанализа.
К.Г. Юнг стал основоположником глубинной психологии. Он

считал, что, помимо «личного бессознательного» существует и «коллективное бессознательное».
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяУченики Фрейда создали несколько новых направлений в русле психоанализа. К.Г. Юнг стал основоположником

Слайд 33Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Коллективное бессознательное – часть психики, содержащая

многотысячелетний опыт человечества, т.н. архаичная психика. Оно является общим для

всех людей и передается по наследству.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяКоллективное бессознательное – часть психики, содержащая многотысячелетний опыт человечества, т.н. архаичная психика. Оно

Слайд 34Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
Коллективное бессознательное существует в виде особых

структур сознания – архетипов. Архетипы прослеживаются в мифах и сказках,

общие темы проявляются у разных народов.
Юнг описал основные архетипы личности человека: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.
К.Г. Юнг выделил психологические типов людей: экстравертов – направленных вовне и интровертов – направленных в себя.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяКоллективное бессознательное существует в виде особых структур сознания – архетипов. Архетипы прослеживаются в

Слайд 35Психология
Лекция «История психологических теорий»
Новое время
А. Адлер центральной движущей силой развития

считал стремление к превосходству и чувство неполноценности.
Ребенок рождается на

свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству и самоутверждению.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Новое времяА. Адлер центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности.

Слайд 36Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Американский психолог Э. Эриксон разработал оригинальную

концепцию развития личности человека, в основе этого процесса лежит обретение

идентичности, т.е. представления о собственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я» в различных ситуациях, чувствовать себя способным к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь.
Представителями психоаналитического направления являются так же К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Современный этапАмериканский психолог Э. Эриксон разработал оригинальную концепцию развития личности человека, в основе этого

Слайд 37Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Четвертый этап связан с современным пониманием

психологии как науки, изучающей объективные закономерности, проявления и механизмы психики.


Предметом психологии становится психика.
Возникают различные психологические направления и школы.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Современный этапЧетвертый этап связан с современным пониманием психологии как науки, изучающей объективные закономерности, проявления

Слайд 38Психология
Лекция «Психология как наука»
Современный этап
Гештальтпсихология возникла в начале ХХ

века в Германии. Ее основателями являлись М. Вертгеймер, К. Коффка,

В. Келер.
Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt – форма, образ, структура). Психика ими изучалась с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов.
Психология Лекция «Психология как наука»Современный этапГештальтпсихология возникла в начале ХХ века в Германии. Ее основателями являлись М.

Слайд 39Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Каждый гештальт воспринимается как фигура,

имеющая четкие очертания и выделяющаяся из окружающего мира, который представляет

по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на объекте.

Психология Лекция «История психологических теорий»Современный этапКаждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся из окружающего

Слайд 40Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Человеческая психика, как и любая

динамическая система, стремится к максимальному в состоянию стабильности, равновесию и

завершенности. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

Психология Лекция «История психологических теорий»Современный этапЧеловеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в состоянию

Слайд 41Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Динамическая теория личности в гештальтпсихологии

специально
разрабатывалась Куртом Левиным. К. Левин ввел в психологический оборот целый

ряд широко используемых понятий, таких, как «временная перспектива»,
«квазипотребность», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др..
Психология Лекция «История психологических теорий»Современный этапДинамическая теория личности в гештальтпсихологии специальноразрабатывалась Куртом Левиным. К. Левин ввел в

Слайд 42Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Генетическая психология получила развитие благодаря исследованиям

швейцарского психолога Ж. Пиаже. Он разработал теорию развития интеллекта. Его

интересовало, как у ребенка формируется мышление по мере адаптации в окружающем мире. Им было выделено несколько стадий в этом процессе..
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Современный этапГенетическая психология получила развитие благодаря исследованиям швейцарского психолога Ж. Пиаже. Он разработал теорию

Слайд 43Психология
Лекция «Психология как наука»
К плану практики
Современный этап
Когнитивная психология (от латинского

слова cognitio – знание, познание) связана с бурным развитием компьютерной

техники и информатики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.
Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»К плану практикиСовременный этапКогнитивная психология (от латинского слова cognitio – знание, познание) связана с

Слайд 44Психология
Современный этап
Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио решающую роль

в поведении человека отводят знаниям и организации их в памяти.

Они изучали соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности.
ПсихологияСовременный этапПредставители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио решающую роль в поведении человека отводят знаниям и организации

Слайд 45Психология
Лекция «Психология как наука»
Современный этап
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) возникла в

60-е годы XX в. в США. Она основана на оптимистическом

подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Наиболее известными представителями являются К. Роджерс, Г.Олпорт и А. Маслоу.
ПсихологияЛекция «Психология как наука»Современный этапГуманистическая психология (экзистенциальная психология) возникла в 60-е годы XX в. в США. Она

Слайд 46Психология
Лекция «История психологических теорий»
Современный этап
Предметом психологических исследований они считали здоровую

творческую личность, целью которой является самоосуществление, самоактуализация и рост конструктивного

начала человеческого «Я».
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Современный этапПредметом психологических исследований они считали здоровую творческую личность, целью которой является самоосуществление, самоактуализация

Слайд 47Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Объективно-экспериментальные исследования человеческой психики проводили

физиологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский. Их

идеи легли в основу рефлексологии. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаОбъективно-экспериментальные исследования человеческой психики проводили физиологи И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов,

Слайд 48Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Психическая деятельность изучалась в связи

с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались

теории физиологии высшей нервной деятельности.
Иван Петрович Павлов развил учение о рефлексе. Если прежде под рефлексом подразумевалась жестко фиксированная стереотипная реакция, то Павлов вводил в это понятие принцип условности. Он ввел понятие условного рефлекса.
 
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаПсихическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения

Слайд 49Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Иван Михайлович Сеченов в работе

«Рефлексы головного мозга» (1863 г.) заложил основы учения о рефлекторной

природе психики. Он смог соотнести рефлекс с психикой, благодаря тому что им было преобразовано само понятие рефлекса. Начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаИван Михайлович Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) заложил основы

Слайд 50Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Физиологическим основанием психической деятельности, по

Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов

показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаФизиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов.

Слайд 51Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Владимир Михайлович Бехтерев создал в

1885 г. первую в России экспериментально-психологическую лабораторию и Психоневрологический институт

(1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования.

ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаВладимир Михайлович Бехтерев создал в 1885 г. первую в России экспериментально-психологическую лабораторию

Слайд 52Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Георгий Иванович Челпанов, используя специально

разработанные методы лабораторных исследований, начинает разработку первых собственно психологических проблем

– восприятия человеком времени и пространства.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаГеоргий Иванович Челпанов, используя специально разработанные методы лабораторных исследований, начинает разработку первых

Слайд 53Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Лев Семенович Выготский создал культурно-историческую

теорию психики человека. Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический

характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаЛев Семенович Выготский создал культурно-историческую теорию психики человека. Согласно этой концепции психика

Слайд 54Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Эти средства воплощены во всем,

что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными

предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаЭти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов

Слайд 55Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Выгодский различает два уровня психики

человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции

даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер – это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаВыгодский различает два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические

Слайд 56Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Алексеем Николаевичем Леонтьевым разработана теория

деятельности. Деятельность рассматривалась как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее

отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаАлексеем Николаевичем Леонтьевым разработана теория деятельности. Деятельность рассматривалась как активное взаимодействие с

Слайд 57Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Идею единства сознания и деятельности

проводил в своих трудах Сергей Леонидович Рубинштейн. Деятельность человека –

это, прежде всего, труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаИдею единства сознания и деятельности проводил в своих трудах Сергей Леонидович Рубинштейн.

Слайд 58Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Александр Романович Лурия особое внимание

уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений,

в связи с чем считается одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаАлександр Романович Лурия особое внимание уделил проблемам мозговой локализации высших психических функций

Слайд 59Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Петр Яковлевич Гальперин рассматривал психические

процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Этот вывод

был положен в основу концепции последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаПетр Яковлевич Гальперин рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных

Слайд 60Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Психологию индивидуальных различий развивали Б.М.

Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин. Получила новую разработку теория типов

темперамента и теория способностей. В основе способностей лежат врожденные особенности – задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаПсихологию индивидуальных различий развивали Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин. Получила новую

Слайд 61Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Основателем теории психологии отношений был

отечественный психолог Владимир Николаевич Мясищев. Человек с самого рождения включен

в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека, динамично изменяющейся под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаОснователем теории психологии отношений был отечественный психолог Владимир Николаевич Мясищев. Человек с

Слайд 62Психология
Лекция «История психологических теорий»
Российская психологическая наука
Человекознание как комплексная дисциплина получило

свою разработку в исследованиях Бориса Герасимовича Ананьева. Он исходил из

представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины – человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.
 
.
ПсихологияЛекция «История психологических теорий»Российская психологическая наукаЧеловекознание как комплексная дисциплина получило свою разработку в исследованиях Бориса Герасимовича Ананьева.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика