Слайд 1Институт фундаментальной подготовки
Слайд 2Психология
Лекция 4.
Познавательные процессы
Новых Лариса Владимировна
Слайд 3Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Механизмы психической деятельности
Слайд 4Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Познавательные процессы
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Слайд 5Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Первоначальным источником наших знаний о мире являются ощущения.
Ощущение – это чувственное отображение объективной реальности, существующей независимо от
сознания на основе воздействия на органы чувств. Ими создаются недифференцированные впечатления.
Слайд 6Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет,
плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем
различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.
Ощущения возникают вследствие воздействия предмета или явления (раздражителя) на наши органы чувств. Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением.
Слайд 7Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Уже древние греки различали пять органов чувств и
соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная
наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.
Органы чувств – это анатомо-физиологические аппараты, расположенные на периферии тела или во внутренних органах. Они принимают воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и направляют информацию о них в мозг. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Слайд 8Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Анализаторы состоят из трех отделов: орган чувств –
рецептор (от латинского слова «receptor» – принимающий); проводниковые нервные пути
и нервные центры коры головного мозга. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Глаза, нос, уши, кожа являются периферией анализаторов.
Слайд 9Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Виды ощущений:
дистанционные (зрение, слух – 85%)
контактные (осязание, вкус). Ощущения бывают
статические,
акустические,
химические,
оптические,
кинестические,
термические,
механические,
болевые,
жажды,
голода.
Слайд 10Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Ощущения имеют верхний и нижний пороги. Возможен латентный
период реакции на раздражение. Возможны ситуации изменения чувствительности человека (понижение
– адаптация, повышение – сенсибилизация).
Слайд 11Психология
Лекция «Познавательные процессы»
К плану лекции
Ощущение
К органическим ощущениям относят чувство голода,
жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство
голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутолимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу (к булемии).
Слайд 12Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану лекции
Ощущение
Слуховые ощущения, человек
слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для
слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.
Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Волки слышат звуки от 15-19 – 20000 Гц в сек, собаки до 38000 Гц в сек. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы.
Слайд 13Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Слайд 14Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану практики
Познавательные
процессы. Ощущение
Слайд 15Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей
(электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся
рецептором зрительного анализатора.
Слайд 16Психология
Ощущение
Сетчатка состоит из 7 миллионов светочувствительных клеток, расположенных в несколько
слоев.
Палочки воспринимают черно-белое изображение, колбочки отвечают за восприятие красного,
желтого, синего и зеленого цвета.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 17Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Цвет предметов возникает в нашем сознании в процессе
отражения и поглощения поверхностями этих предметов тех или иных волн.
Все цвета имеют частоту вибраций электромагнитных волновых колебаний.
Длина волн разного цвета составляет в нонаметрах:
красного от 620 до 780 нм;
оранжевого – 585-620 нм;
желтого – 550-585 нм;
зеленого – 510-550 нм;
голубого – 480-510 нм;
синего – 450-480 нм;
фиолетового – 380-450 нм.
Слайд 19Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Восемь процентов населения планеты дальтоники. Это прежде всего
мужчины, так как способность различать цвета передается с помощью Х-хромосомы.
Они могут не видеть желтый, голубой, зеленый цвет, вместо красного – серый и т. д.
В животном мире цвет не различают крысы, кролики, мартышки.
Замечательно видят водяные блохи, раки, пауки, пчелы, моллюски. Муравьи, бабочки и стрекозы видят намного лучше человека. Курицы различают не все цвета, синий и фиолетовый вызывает в них страх и панику.
Слайд 20Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид
чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека
не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.
Слайд 21Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Обонятельные ощущения отражают запахи окружающих нас предметов. Органами
обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости.
Слайд 22Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Слайд 23Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Оказывая влияние на психику, запахи приносят прилив творчества
и повышают обаяние.
Дурные запахи наоборот вызывают раздражение, чихание и
тошноту.
Было замечено, что в помещении после ругани и вспышек гнева появляется плохой запах.
Слайд 24Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 25Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Слайд 26Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Ученые доказали, что восприятие запахов тесно связано с
сексуальностью и эмоциями – за них отвечает один и тот
же отдел головного мозга. Участок головного мозга, обрабатывающий запахи как сигналы, также отвечает и за память. В этом нет ничего удивительного – с древнейших времен человек, как и животные, выбирал себе пару по запаху.
Слайд 27Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Слайд 28Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану практики
Ощущение
Слайд 29Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ,
растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые почки,
расположенные на поверхности языка, глотки, неба, они различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.
Слайд 30Психология
Ощущение
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 31Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных
систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая.
Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Слайд 32Психология
Ощущение
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 33Психология
Ощущение
Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения
сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко
выраженный эмоциональный тон. Боль особенно чувствуют кончики пальцев (на 1 кв. см 100 болевых точек). На теле человека расположены 1 млн. болевых точек.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 34Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом
и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже
неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
Слайд 35Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
В результате процесса ощущения возникает сенсорный образ. Он
обладает свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность,
модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.
Слайд 36Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Ощущение
Экстеропцеция – это пять видов чувств: зрение, слух,
вкус, обоняние, осязание.
Интероцептивный образ – это то внутреннее чувство,
которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Эти ощущения образуют самочувствие человека.
Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях.
Слайд 37Психология
Восприятие
В основе восприятия лежит анализ ощущений. Этот процесс является осмысленным,
связанным с речью синтезом ощущений, окрашенных образами.
Все устойчивые образы, осмысливаются
при размышлении.
.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 38Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Восприятие
Процесс восприятия имеет 4 уровня или фазы: обнаружение,
различение, идентификация и опознание.
Перцептивный образ формируется в конце фазы
различения. Далее происходит идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу известных объектов) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Слайд 39Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 40Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Познавательные процессы. Восприятие
Восприятие
может быть непроизвольным и преднамеренным.
Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих
предметов (их яркостью, необычностью) и соответствием этих предметов интересам человека. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания.
Слайд 41Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 42Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Восприятие
Апперцепция – зависимость восприятия от индивидуальных особенностей нервной
деятельности.
Виды восприятия:
- предметов,
- времени,
- отношений,
- движений,
- пространства,
- человека.
Сенсорная
депривация – ограничение раздражителей и снижение восприимчивости (в тюрьме, изоляции).
Слайд 43Лекция «Познавательные процессы»
Психология
Слайд 44Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Восприятие
Свойства восприятия:
- Целостность (целостный образ предмета).
- Константность
(относительно постоянные параметры образов по форме, цвету, величине).
- Структурность
(восприятие обобщенной структуры).
- Осмысленность (понимание сущности предметов).
- Избирательность (преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими).
Слайд 45Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Восприятие
Видами нарушения восприятия являются гипертезия (повышенная восприимчивость) и
гипостезия (пониженная восприимчивость), зрительные галлюцинации (видения, призраки, мнимые звуки, голоса,
запахи и т.п.).
Слайд 46Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Восприятие
От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия
реальных вещей или явлений. Иллюзии могут быть аффективные (кратковременные, сильно
эмоционально окрашенные), вербальные (ложные словесные образы) и перейдолические (при сниженном тонусе психической деятельности, общей пассивности).
Слайд 47Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану лекции
Иллюзии восприятия
Слайд 48Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану лекции
Иллюзии восприятия
Слайд 50Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану практики
Иллюзии восприятия
Слайд 52Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 53Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 54Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану практики
Восприятие
Слайд 56Психология
Внимание
Внимание – направленность психики на определенные объекты, значимые для человека,
сосредоточенность, концентрация психических и физических сил. Это процесс сознательного или
бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания являются воспоминания и мысли.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 57Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Внимание
Функции внимания:
- направленность, избирательность,
- отбор значимых, соответствующих потребностям
данной деятельности воздействий,
- игнорирование малозначимого, несущественного,
- удерживание в рамках определенной
деятельности,
- регуляция и контроль протекания деятельности.
Слайд 58Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Познавательные процессы. Внимание
Свойствами
внимания называются особенности его проявления:
- Объем внимания измеряется количеством объектов,
которые воспринимаются одновременно. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
- Концентрация внимания – степень поглощенности предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
- Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном объекте. Зависит от значимости дела, интереса к нему, подготовленности, навыков, разнообразия впечатлений или выполняемых действий.
- Отвлекаемость – торможение, вызванное посторонними раздражителями или продолжительным действием одного раздражителя.
- Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой.
- Распределение внимания – выполнение двух или более действий одновременно под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
Слайд 59Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Внимание
Виды внимания:
природное и социально-обусловленное,
непосредственное и опосредованное
(жесты, слова, знаки, предметы),
чувственное и интеллектуальное,
внешнее и внутреннее,
произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
У человека преобладает один вид внимания. Оно зависит от свойств нервной системы и ее деятельности
Слайд 60Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Расстройства восприятия:
Слепота и слабое зрение – нарушения зрительного
восприятия. Многие из людей с нарушенным зрением могут различать контрасты
света и тени.
Глухота и другие нарушения слуха. Используют тактильные ощущения.
Дислексия – нарушение способности читать, писать или слышать речь. Некоторые люди при чтении искажают текст или читают его «задом наперед». Например, слово «кот» может быть прочитано, как «ток»; число «517» воспринято как «751». Могут происходить ошибки в зеркальном отражении, перепутаны понятия «горячий» и «холодный». Среди них знаменитости, как Нельсон Рокфеллер, Вудро Вильсон и Альберт Эйнштейн.
Экстрасенсорное восприятие – т.н. «пси-явления» - телепатия, ясновидение, предвидение, психокинез.
Слайд 61Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Память – процесс закрепления, сохранения и воспроизведения
опыта, делающий возможным его повторное использование. Большую роль в процессах
памяти играют представления и воображение, основанные на прошлом опыте.
Слайд 62Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые
мы воспринимали ранее, и теперь мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления
памяти делятся на единичные и общие.
Слайд 63Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить
– это связать что-то с известным.
К простым относят три
вида ассоциаций: по смежности (во времени или пространстве), по сходству (черт) и по контрасту (противоположные объекты).
Сложные ассоциации бывают смысловыми. В них связываются два явления, которые неразрывны в действительности: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Такие ассоциации являются основой наших знаний. Возможны и структурные связи.
Слайд 64Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Виды памяти:
генетическая и механическая;
произвольная и непроизвольная;
логическая и опосредованная.
Типы памяти:
зрительная,
слуховая,
вкусовая,
двигательная,
осязательная,
обонятельная,
эмоциональная,
смысловая. зрительная,
Слайд 65Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану практики
Память
Слайд 66Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Эйдетическая память (по зрительным впечатлениям от предмета).
Ученым
свойственен тип смысловой и логической памяти. Актерам – на лица.
Лучше запоминается эмоционально насыщенная информация. Свойства памяти зависят от физического состояния. Важно для сохранения информации делать установку на запоминание.
Слайд 67Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Структура памяти:
кратковременная,
долговременная,
оперативная,
промежуточная.
Кратковременная память обеспечивает
запоминание однократно на короткое время (5-7 мин).
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: с сознательным доступом и закрытая.
Оперативная память проявляется в ходе выполнения определенной деятельности.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Во время сна происходит ее очищение.
Слайд 68Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Формы воспроизведения:
узнавание – проявление памяти, которое возникает
при повторном восприятии объекта. Узнавание происходит автоматически, на основе зрительного
чувства или отождествления;
воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
припоминание, представляющее наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации.
Слайд 69Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
В памяти происходит процесс замещения – вытеснение из
памяти ранее полученной информации новой. Сохранность информации в памяти зависит
от повторения и внимания. В памяти происходит временное кодирование, последовательное расположение символов.
Слайд 70Психология и педагогика
Познавательные процессы. Память
Приемы заучивания:
механическое дословное многократное повторение без
осмысления;
логический пересказ, осмысление материала, систематизация, выделение главных логических компонентов
информации,
пересказ своими словами на основе смысловых связей,
образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.
мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Слайд 71Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», мнемонический –
«имеющий отношение к искусству запоминания». Приемы управления памятью и называются
мнемоникой. Наиболее распространенным приемом является использование меток пли предметов в качестве напоминающих знаков. Восприняв эти знаки, человек вспоминает и содержание того, что с ними связано.
Слайд 72Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Другим распространенным мнемоническим приемом являются разного рода группировки
исходного материала для его запоминания. С помощью группировок, например, легче
запоминаются телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.
Слайд 73Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Одним из наиболее известных мнемонических приемов является метод
размещения. Его суть заключается в том, что запоминаемый материал разбивается
на части, которые затем помещаются в различных местах зрительно представляемого образа какого-нибудь помещения или хорошо знакомой улицы. Следуя затем мысленно по привычному маршруту по улице или по помещениям дома, человек просто «подбирает» то, что хранится в разных их углах.
Слайд 74Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Еще одним распространенным приемом является придание осмысленной связи
материалу, между исходными элементами которого осмысленной связи нет. Это относится
к запоминанию рядов не связанных между собой слов или букв, последовательностей наименований. Примером такого приема может быть способ запоминания последовательности цветов светового спектра по их начальным буквам: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» (красный, оранжевый и т.д.).
Слайд 75Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Хорошим приемом запоминания текстов или последовательности изложения является
создание плана или разбиение текста на части с поименованием каждой
из них.
Слайд 76Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.
Забывание – естественный
процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер.
Физиологическая
основа забывания – торможение временных связей. Забывается то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Слайд 77Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Память
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее.
В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее,
чем в последующие пять дней. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
Расстройство памяти – амнезия, искажение, повреждение мозга.