Слайд 1ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ
Подходы к интеграции программных модулей
Слайд 2Интеграция системы
Интеграция—это не просто механическое объединение модулей информационной системы. При
разработке плана интеграции исходят прежде
всего из стратегических целей развития предприятия,
возможного изменения
бизнес-логики, в соответствии с которой выстраиваются бизнес-процессы и
осуществляется их информационное сопровождение. Интеграция может
производиться на уровне форматов и баз данных, программно-аппаратных и
сетевых устройств, пользовательских интерфейсов, документооборота, программных приложений и т.д. форм и шаблонов
Слайд 3Интеграция на уровне данных
Одной из главных проблем интеграции данных
является обилие форматов и типов
(неструктурированные, частично-структурированные, жёстко-структурированные)
данных, а также лавинообразное
нарастание их объёмов. Циркулирование
разнородных массивов данных и информации в сетях различных служб
предприятия создает множество проблем с их сбором, структурированием,
обработкой, анализом, хранением, архивированием и передачей пользователю для
принятия делового решения.
Слайд 4Традиционная схема интеграции данных
Рисунок 1 - Традиционная схема интеграции данных
Слайд 5Этот вид интеграции начинался как один из видов "лоскутной интеграции",
когда предпринимались попытки объединить разрозненные программные приложения, написанные
в разное время
разными разработчиками, в подобие единого целого.
Приложения объединялись по принципу "каждый с каждым", что, в конечном счёте, усложняло их взаимодействие и создавало массу проблем. Кроме того, всё сложнее становилось использовать унаследованные (Legacy Software) и встроенные (Embedded System) системы.
Такой подход хорош для небольшого количества приложений. При большом их числе он практически не работает и не позволяет строить качественно новые запросы к
агрегированным данным, т.е. существенного выигрыша от объединения данных нет.
Интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов
Слайд 6Интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов
В настоящее время
проблема интеграции на уровне интерфейсов решается на базе
использования информационных подсистем,
реализованных стандартными программными приложениями с открытыми интерфейсами (Open Application Programming Interface)
Подобные унифицированные интерфейсы разрабатываются, например, на базе семейства международных стандартов POSIX. В этом случае степень интегрируемости можно характеризовать некоторым числовым показателем (метрикой) который можно, условно
говоря, вычислить, перемножив показатель "качества" и "показатель открытости " программного интерфейса. Показателем качества могут выступать такие характеристики, как "совместимость", "надёжность", "переносимость", "понятность", "удобство использования" и пр.
В результате мы получим индекс, который (в известной степени) характеризует способность приложения быть частью какого-то другого, глобального композитного приложения.
Слайд 7Интеграция на уровне физических, программных и пользовательских интерфейсов
В настоящее время
всё чаще применяется следующий алгоритм: отделяют слой обработки данных от
привязанных к ним форм визуализации и реализуют прикладную бизнес-логику
на одном из языков третьего поколения (3GL), оформив программный доступ к прикладным функциям в виде хорошо документированного программного интерфейса
Слайд 8Организация доступа к интегрированным данным через открытые интерфейсы
Рисунок 2 -
Организация доступа к интегрированным данным через открытые
интерфейсы
Слайд 9Интеграция на функционально-прикладном и организационном уровнях
Этот вид интеграции предполагает
объединение ряда однотипных или схожих функций в макрофункции с перераспределением
потоков данных и управления, а также ресурсов и механизмов для исполнения. Это часто влечёт за собой перестройку организационных структур, бизнес-процессов и, соответственно, схему их информационного и документационного обеспечения.
Выгоды от такой интеграции очевидны — процессы становятся более прозрачными, управляемыми, менее затратными, уменьшается количество обслуживающего персонала,
число ошибок при формировании документов и т.д.
Слайд 10Интеграция на функционально-прикладном и организационном уровнях
Однако интеграция такого вида влечёт
за собой существенную перестройку или полный реинжиниринг сети процессов, что
связано с крупными рисками.
Чаще всего такая интеграция проводится в том случае, когда предприятие готовится к внедрению КИС на базе известного решения, которое требует привести бизнес-процессы к требуемому стандарту, или перестраивает свою деятельность в связи со сменой устремлений, открытием филиалов в других странах, освоением новых сегментов рынка и т.д.
Слайд 11Интеграция на уровне корпоративных программных приложений
Интеграция на уровне приложений
(Enterprise Application Integration — EAI,) подразумевает совместное использование исполняемого кода,
а не только внутренних данных интегрируемых приложений. Программы разбиваются на компоненты, которые интегрируются с помощью стандартизованных программных интерфейсов и специального
связующего ПО.
При таком подходе из этих компонентов создается универсальное программное ядро или платформа, с помощью которых используют все приложения. Для каждого приложения создается только один интерфейс для связи с этим ядром, что существенно облегчает задачу интеграции.
Полученную в результате систему легче поддерживать и расширять. Повторное использование функций в рамках имеющейся среды позволяет значительно снизить время и стоимость разработки приложений.
Слайд 12Интеграция на уровне корпоративных программных приложений
В этом случае анализ внутренней
конструкции приложений — обязательный этап в оценке степени интегрируемости тех
приложений, которые предполагается связывать в рамках того или иного проекта. Этот анализ усложняется тем, что обычно разработчики приложений, являющихся законченными программными продуктами, как правило, не показывают деталей внутренней конструкции приложений.
Слайд 13Интеграции на уровне предприятия
В связи с этим технология интеграции в
настоящее время рассматривает не просто интеграцию приложений, но их интеграцию
на базе интеграции бизнес-процессов – в этом случае следует
говорить об интеграции на уровне всего предприятия (Enterprise Integration Metodology — EIM).
Слайд 14Схема применения методологии EIM
Рисунок 3 - Схема применения методологии EIM
Слайд 15Интеграция при помощи Web-сервисов
Самый современный и быстро развивающийся подход
к интеграции приложений. Он основан
на обеспечении стандартного для Web-служб интерфейса
доступа к приложениям и данным
Слайд 16Интеграция при помощи Web-сервисов
Рисунок 4 - Схема доступа с использованием
Web-служб
Слайд 17Интеграция при помощи Web-сервисов
Например, используя стандартный протокол доступа к объектам
SOAP (Simple Object Access Protocol), браузер пользователя может сравнить данные
на нескольких сайтах и представить клиенту сравнительный отчет. Другой пример — сотрудники территориально распределенного предприятия могут одновременно использовать корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется через соответствующие Web-сервисы (портальное решение).
Слайд 18Результаты построения КИС на основе Web -интеграции:
возможность осуществлять оперативное
управление распределенной компанией и ведение консолидированного управленческого учета по нескольким
филиалам;
возможность осуществлять планомерное развитие общекорпоративной информационной системы, интегрируя в нее функциональные компоненты, исходя из приоритетов развития бизнеса компании и потребностей функциональных подразделений, т.е. возможность синхронизировать развитие системы с развитием бизнеса;
возможность при необходимости заменить любой функциональный компонент другим, более соответствующим текущим бизнес-потребностям;
Слайд 19Результаты построения КИС на основе Web -интеграции:
возможность инвестировать в развитие
информационных технологий не сразу, а поэтапно, на каждом этапе соотнося
вложенные средства с полученным бизнес-эффектом, а также снижать общую стоимость автоматизированного рабочего места, включая затраты на создание системы, поддержку рабочих мест и обучение пользователей;
резкое снижение времени сбора информации, необходимой для принятия управленческих и деловых решений, сокращение времени и трудозатрат на ведение учетных операций, на формирование промежуточных отчетов, на сверку информации между подразделениями и ликвидация противоречивости и несовместимости данных от различных служб;
cохранение инвестиций в имеющиеся системы и оборудование, в обучение персонала.
Слайд 20В настоящее время крупные разработчики программных продуктов предлагают консолидированные решения,
которые содержат не только конкретные инструменты для разработки и внедрения
изначально интегрированных корпоративных приложений, но и реализуют интегрированную среду разработки таких приложений. Примером такого решения может служить программный продукт IBM WebSphere
Слайд 21Архитектурная модель WebSphere Application Server
Рисунок 5 - Архитектурная модель WebSphere
Application Server