Разделы презентаций


International Conference "Excellence and Leadership in Education – 2013" 13-15

Содержание

ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ Проблемы для обсуждения:понятие «рефлексия» в психологии профессиональная рефлексия учителя: роль, значение, спецификавиды и модели педагогической рефлексиимеханизм рефлексии или как думать рефлексивно?трудности рефлексивного мышления или что

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 International Conference
"Excellence and Leadership in Education – 2013"
13-15 November

2013, Astana
Психология думающего учителя:

педагогическая рефлексия



Анна Александровна Бизяева
Псковский государственный университет
Россия
annabizaeva@gmail.com


International Conference

Слайд 2ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Проблемы для обсуждения:

понятие «рефлексия»

в психологии
профессиональная рефлексия учителя: роль, значение, специфика
виды и модели

педагогической рефлексии
механизм рефлексии или как думать рефлексивно?
трудности рефлексивного мышления или что мешает учителю быть рефлексивным ?
рефлексивная практика: как освоить культуру рефлексивного мышления








ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Проблемы для обсуждения:понятие «рефлексия» в психологии профессиональная рефлексия учителя: роль, значение,

Слайд 3ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Рефлексия в широком

смысле - умственная способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению

своих отношений с окружающим миром, деятельность самопознания.
«… активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого-то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит»
Дж.Дьюи («Как мы думаем», 1910)


ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Рефлексия  в широком смысле - умственная способность человека к самоанализу,

Слайд 4Профессиональная рефлексия учителя проявляется в его способности занять исследовательскую позицию

по отношению к своей практической деятельности и к самому себе

как ее субъекту.

Рефлексия учителя – процесс активного анализа и осмысления какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает понимание ее сущности и новые перспективы ее решения.




ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Профессиональная рефлексия учителя проявляется в его способности занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и

Слайд 5ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Роль и значение рефлексии

учителя
непрерывное профессиональное развитие:

опыт + рефлексия = развитие
повышение мотивации, обретение новых смыслов в деятельности, средство против профессионального выгорания, профессионально-личностной деформации
личностная и интеллектуальная зрелость
более осмысленный и осознанный стиль жизни: профилактика рутинности, выход из состояния «автопилота»
развитие рефлексивной способности у учеников








ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Роль и значение рефлексии учителянепрерывное профессиональное развитие:

Слайд 6ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Специфика рефлексии учителя

- внутренний

диалог с Собой
принцип обратной связи (Н.Винер, Н.Бернштейн)


нормальная двойственность сознания: Я- исполнитель и Я- контролер (У.Джеймс);
- внутренний диалог с Другим
способность учителя отображать «внутреннюю картину мира» ученика (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская)




ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Специфика рефлексии учителя- внутренний диалог с Собой   принцип обратной

Слайд 7ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Отличие педагогической

рефлексии от других рефлексивных процессов проявляется

в том, что ее смыслообразующим, «ядерным» отношением является отношение «учитель-ученик»

Рефлексивно мыслить для учителя
значит соотносить свое каждое профессиональное действие с учеником, на которого оно направлено, с позиции его эффективности для личностного и интеллектуального развития ученика





ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ   Отличие педагогической рефлексии     от других

Слайд 8ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
«рефлексивная дуга»

в сознании учителя – панорамное отображение «внутренней картины мира»

ученика и своих действий по отношению к нему - основана на особой личностной позиции учителя:


профессионально-личностная центрация учителя на ученике
личностная включенность в учебную ситуацию
осознание своей причастности и ответственности за ее исход




ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  «рефлексивная дуга» в сознании учителя  – панорамное отображение «внутренней

Слайд 9ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Виды педагогической рефлексии:
А) в

зависимости от соотношения во времени ситуации и рефлексии
D.Schon:Reflection-in \on action

Рефлексия

- до – действия Рефлексия – после - действия
упреждающая ретроспективная

Рефлексия - в – действии
синхронная/симультанная
G.Grant: proactive reflection - interactive reflection
В) в зависимости от функциональной позиции учителя в педагогической ситуации:
«эксперт по подаче информации» - конструирующая рефлексия
«эксперт по коммуникации» – интерактивная рефлексия
«эксперт-аналитик» - интегрирующая рефлексия
(Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская)


Педагогическая ситуация

ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Виды педагогической рефлексии:А) в зависимости от соотношения во времени ситуации и

Слайд 10ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Виды педагогической рефлексии:
с) в

зависимости от проявления профессионально-личностной направленности учителя в системе отношений «учитель

– ученик»:
рефлексия «на себя»
рефлексия «на ученика»
«Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, входе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда»
В.Сухомлинский (1918-1970)


ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Виды педагогической рефлексии:с) в зависимости от проявления профессионально-личностной направленности учителя в

Слайд 11ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
 Механизм рефлексивного мышления или


как думать рефлексивно ?

«мышление не является актом самовозгорания…. начало мышления находится в каком-то затруднении, смущении или сомнении» (Дж. Дьюи, 1910).

Стимул к рефлексии - осознание возникшей проблемы, стремление разобраться в ней

Рефлексировать – значит задавать себе вопросы:
«Что я делал ? Почему я это делал ? К чему это привело? Как я могу это сделать иначе?»



ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  Механизм рефлексивного мышления или      как думать

Слайд 12ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Механизм рефлексивной мысли:



остановка действия децентрация

поиск

информации анализ вывод



ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Механизм рефлексивной мысли:   остановка действия    децентрация

Слайд 13 ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Трудности рефлексивного мышления

Рефлексия - напряженная интеллектуальная деятельность , подобная решению трудной

задачи, имеющая личный смысл для учителя.
Рефлексивная практика учителя - систематические занятия по самосовершенствованию, требующие интеллектуальных и организационных усилий, волевой и эмоциональной регуляции.
Рефлексивная способность нуждается в постоянной тренировке: ей нужно время, место, стимул.


ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Трудности рефлексивного мышления   Рефлексия - напряженная интеллектуальная деятельность

Слайд 14ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Трудности рефлексивного мышления

Недостаток мотивации:
Невозможно усовершенствовать человека

без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри. Chris Argyris (1923 )

Защитные установки: рефлексивные размышления могут сопровождаются личными переживаниями смущения, болезненными признаниями своих ошибок, своей вины.


ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ Трудности рефлексивного мышления   Недостаток мотивации:    Невозможно

Слайд 15ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ
 Личность рефлексивного учителя


активность : целеустремленность : настойчивость :

любознательность : открытость : искренность :
гуманность : ответственность :
восприимчивость : включенность : гибкость : эмпатийность



ПСИХОЛОГИЯ   ДУМАЮЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  Личность рефлексивного учителя    активность  : целеустремленность :

Слайд 16Рефлексивная практика учителя
профессиональная рефлексивная культура учителя,


направленная на самосовершенствование



подходы, формы, методы, приемы


Индивидуальная рефлексивная практика: дневник, блог, портфолио

Рефлексивные группы:
управляемая рефлексия, рефлексивные мини уроки

Рефлексивныйтренинг
Рефлексивный практикум



Практическое исследование

Action Research

ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Рефлексивная практика учителя   профессиональная рефлексивная культура учителя,     направленная на самосовершенствованиеподходы,

Слайд 17Рефлексивная практика: условия эффективности
Условия
Риски

Рефлексивная практика: условия эффективностиУсловияРиски

Слайд 18 Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом

себе внезапно становится способным развиваться в этой сфере.

В действительности это возникновение нового мира.

Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955)


Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в этой

Слайд 19
СПАСИБО ЗА
ВАШЕ ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА    ВАШЕ ВНИМАНИЕ !

Слайд 20Pskov State University

Pskov  State  University

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика