Слайд 1Ипостаси британского фэйри-лора в творчестве дж.р.р. толкина и современных авторов
Орнелассэ
(Мария Моррис)
25 февраля 2018, Вескон
Слайд 2Как искать «истоки»?
Традиция пластична, поэтому выживает не то, как персонажей
называют, а то, чем они занимаются.
Для самих носителей традиции мифологический
персонаж определяется его функциями.
Разные «пучки» функций формируют разные микротрадиции (например, фэйри как существа из плоти и крови и народ-предшественник, с которым возможен вполне человеческий контакт, и фэйри как genii loci).
Микротрадиции равноценны, однако возможно выделение диахронически предшествующих вариантов и диахронический анализ развития традиции.
Слайд 3«Корни» fairy lore Британских островов
Германская традиция (Англия, Равнинная Шотландия, Оркнейские
и Шетландские острова)
Q- и P-кельтская традиция (Ирландия, Горная Шотландия, остров
Мэн; Уэльс, Корнуолл).
Слайд 4Германские vs кельтские «фэйри» до конца XVI – начала XVII
в.
Эльфы (альвы) – часть непривычно гомогенного (на наш современный/христианский
взгляд) конгломерата «боги – альвы – люди», определяемого через его противостояние хтоническим силам. По версии Аларика Холла, эльфы – другое название ванов. Основная функция – противостояние миру чудовищ; вредоносные магические практики, направленные на, прежде всего, психическое здоровье людей (корень aelf- в наименованиях различных недугов, etc.)
В Q-кельтской традиции (ирландской и преемственных по отношению к ней шотландской гэльской и мэнской) Туата Де Дананн населяют «параллельный» мир людей (некоторые именные персонажи имеют божественные черты, сопоставимые с галльским пантеоном, но далеко не все); «жители сидов», по Скоукрофту и Сайерсу, есть переходящий титул для вытесненных в такой Иной мир предыдущих обитателей завоевываемой земли. Пять волн миграции (см. Мэллори, Origins of the Irish) + дальнейшая смена элит = сверхценность концепции захвата. Позднейшее развитие образа «героических фэйри» как первопредков гэло-норманнской элиты.
Слайд 5А что же было дальше?
Реформация в Шотландии: переход от католической
доктрины харизм и пермиссивного отношения к контактам с Иным миром
как с миром людей к восприятию фэйри как демонических персонажей, а «второго зрения» как одержимости. (То же случится и в Ирландии, но значительно позднее.)
Стигматизация ирландского языка и уничтожение гэльской аристократической культуры в Ирландии: упадок аристократической и церковной традиции и постепенный переход к «низовой» английской и шотландской модели (эльфы и фэйри не как люди, а как духи мертвых / падшие ангелы).
Викторианская «фольклористика» и Гэльское Возрождение: попытка сконструировать «языческий пантеон».
New Age: «духи природы» и кто во что горазд. [Профессор о Роберте Грейвзе и опытах того в кельтологии: “A remarkable creature, entertaining, likeable, odd, bonnet full of wild bees, half-German, half-Irish, very tall, must have looked like Siegfried/Sigurd in his youth, but an Ass” (Письмо 267).]
Слайд 6Толкин как католик – и его эльфы
“Elves and Men
are just different aspects of the Humane, and represent the
problem of Death as seen by a finite but willing and self-conscious person. In this mythological world the Elves and Men are in their incarnate forms kindred…” [Письмо 181]
“Elves and Men are evidently in biological terms one race, or they could not breed and produce fertile offspring – even as a rare event…” [Письмо 153]
Слайд 7Толкин и ирландская традиция
“I do know Celtic things (many in
their original languages Irish and Welsh), and feel for them
a certain distaste: largely for their fundamental unreason. They have bright colour, but are like a broken stained glass window reassembled without design. They are in fact 'mad' as your reader says – but I don't believe I am” [Письмо 19]
“You may, perhaps, remember about that work, a long legendary of imaginary times in a 'high style', and full of Elves (of a sort). It was rejected on the advice of your reader many years ago. As far as my memory goes he allowed to it a kind of Celtic beauty intolerable to Anglo-Saxons in large doses. He was probably perfectly right and just. And you commented that it was a work to be drawn upon rather than published” [Письмо 124]
Планы на включение Туата Де Дананн в The Lost Road
Сожжение кораблей (цитата из «Книги захватов Ирландии») и Первый Дом нолдор в целом
Слайд 8«Не все эльфы одинаково полезны», или – как выбрать диахронически
правильного эльфа для вашего мира?
Больше историзма/реализма – меньше бессмертия и
больше человекоподобия!
Конфликт между эльфами и им подобными и организованной монотеистической религией (Хеннен, «Дерини» и пр.) – примета не средневекового сознания, а [не такого уж и] Раннего Нового времени
Нечеловеческие черты во внешности и прочий Брайан Фрауд – в британском фольклоре существуют в традиции XIX в. и позже, то же и о магической/энергетической/нематериальной/прочей хитрой природе. (Вот почему Changeling: the Dreaming с точки зрения традиции – ок, а версия Dark Age – уже не ок.)
Базируясь в большей степени на на кельтском, а не на германском фольклоре, лучше «сбавить» градус (около)божественности и магических сил (магия слова у Сыновей Миля превосходит таковую у Туата Де Дананн).
Внимание к социолектам – в условно-средневековом мире (и в построенных на схожей этике ‘punk punk’ мирах) знать и клир будут более склонна к вере в эльфов и фэйри и к общению с ними, нежели крестьяне. (Исторически эти мотивы «спускаются» в устную народную традицию через книжный парафольклор из «элитарной»; безусловно, некая устная традиция до XVIII – XIX в. на эту тему существовала, однако а) нет источников, только экстраполяции и б) скорее всего, она сильно отличалась от книжной аристократической, из которой и заимствованы «толкиновские» эльфы).
Enslaved Elves и Страдающие Скоя’таэли: корректно с точки зрения традиции, только если не забывать о противопоставлении этик – это всегда история о Захвате и о том, как проигравшие нарушили клятву / fir flathemon / etc.