Слайд 1И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»
Автор: Поломошнова Т.А.
Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.).
В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».
Слайд 2 Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких
материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту
отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».
Слайд 3Трагический характер конфликта в романе
Нигилист- материалист Евгений
Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову.
Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович.
Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.
Слайд 4 Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о
необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении
к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность.
Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.
Слайд 5 В романе представлен мир на грани социальной катастрофы:
натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие
в
город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни.
«Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.
Слайд 6 Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний.
Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова.
Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит.
Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.
Слайд 7 Параллельно истории Базарова и Анны развертывается
в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история
о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь.
Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…».
Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.
Слайд 8 Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает
их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич
упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи».
Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает:
«Нет, видно, не нужен…»
Слайд 9В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович
женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой.
Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению».
По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.
Слайд 10 С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С
его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на
могилку сына.
Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…»
Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.
Слайд 11«Отцы и дети» в русской критике
«Когда Базаров заболевает, жизнь
, его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и
миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…»
( Н.Н.Страхов)
«Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев)
«Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)