Слайд 2В первое послевоенное десятилетие в архитектуре продолжалась творческая направленность предвоенных
лет. Несмотря на недостатки архитектуры этого периода (помпезность и украшательство),
в Беларуси, как и по всей стране, эти 10 лет были временем творческого вдохновения зодчих и энтузиазма строителей, направленного на восстановление разрушенных городов. В те годы были разработаны и начали осуществляться генеральные планы Минска, областных и районных центров, колхозных сел. Создаются новые типы общественных и жилых зданий, внедряются новые конструктивные решения.
Большую помощь Беларуси, особенно ее столице, в это время оказали зодчие других республик. Так в 1944 г. по приглашению правительства республики группа виднейших мастеров советской архитектуры — А. Щусев, В. Семенов, А. Мордвинов, Б. Рубаненко, Н. Колли, И. Лангбард — совместно с белорусскими архитекторами в короткий срок разработали “эскиз-идею планировки г. Минска”, которая легла в послевоенный проект восстановления.
Именно в этот период были в основном сооружены ансамбли нового центра столицы, ансамбль застройки центральной улицы Кирова в Витебске, улиц Комсомольской и Советской в Гомеле, заложены ансамбли площадей многих районных центров республики. Наиболее выдающимся архитектурным ансамблем первого послевоенного периода, несомненно, является застройка Ленинского проспекта (пр. Скорины). Архитекторы-авторы проекта (Г. Баданов, М. Борщ, С. Ботковский, А. Воинов, В. Король, М. Парусников, Н. Трахенберг и Н. Шпигельман) были удостоены первой республиканской премии в области архитектуры.
Слайд 3Известно, что до войны главная улица белорусской столицы — Советская
— имела ширину всего 14 метров и была застроена в
основном 2-3-этажными зданиями. Улица имела такие уклоны, что по ней бы не пошел современный транспорт. Вместо руин возник широкий проспект, застройка которого осуществлялась на основе тщательно разработанного проекта.
Характерными чертами архитектурной композиции проспекта является гармоническое чередование застроенных участков улиц с площадями (Ленина, Победы), достигнутая соразмерность высоты зданий и ширины улиц, замыкание основных продольных и поперечных перспектив “акцентами”, сочетание застройки с широким озелененным пространством поймы реки Свислочи, где искусственно было создано большое водное зеркало.
В Хрущевское десятилетие ускоренно решались проблемы острейшей нехватки жилья. Были разработаны типовые проекты экономичных домов с малометражными квартирами из готовых заводских конструкций. В очень короткие сроки были введены заводы крупнопанельного домостроения. Ежегодно стало вводится в строй жилья по жилой площади, равной довоенному Минску.
Архитекторы медленно перестраивали свое творческое кредо, они не понимали, как можно сделать дома заводского изготовления выразительными.
Слайд 4Архитекторы пошли путем создания индивидуальных микрорайонов, это позволяло успешно решить
задачу обслуживания населения и придавать застройке архитектурно-художественный облик. В 1965
г. был утвержден новый генеральный план застройки Минска, в котором были воплощены современные принципы градостроительства. Новый генеральный план Минска был принят в 1974 г. в связи с быстрым ростом города. Белорусская столица стала настоящей лабораторией белорусского зодчества. В это время в городе было построено много интересных, оригинальных по конструкции общественных и административных зданий, в оформлении которых применялись не только архитектурные формы, но и барельефы, монументальная живопись, мозаика, керамика, разноцветные панели и др.
К этим значительным постройкам относятся административное здание горисполкома на площади Ленина (пл. Независимости; арх. С. Мусинский, Г. Сысоев), Дворец культуры камвольного комбината (арх. С. Мусинский) и тракторного завода (арх. Е. Бенедиктов), Дворец спорта на парковой магистрали (арх. С. Филимонов и В. Малышев), комплекс дворца водного спорта (арх. О. Ладыгина, инж. И. Зыбицкер), здание ВДНХ (арх. С. Ботковский, Ю. Градов и Л. Левин), гостиницы “Юбилейная”, “Турист”, ресторан “Журавинка”, Гостиница “Беларусь” (арх. Л. Погорелов, А. Кустова, инж. Н. Платак, А. Савченков), центральный крытый рынок на Камаровке (арх. В. Аладов, В. Желдаков, М. Ткачук, В. Кривошеев), комплекс архитектурно-строительного института (арх. И. Есьман, В. Аникин, инж. В. Левин, Н. Бреслав), аэровокзал в 30 км от города (арх. Ю. Григорьев, Б. Ларченко, Г. Сысоев, Н. Темнова, Б. Вотинов, А. Изотко, В. Сирота, инженер Л. Волчецкий и др.).
К числу лучших микрорайонов Минска, основанных на новых принципах планировки и застройки, относятся Серебрянка (арх. А. Гуль, В. Аникин, Е. Сопьяник, Е. Дятлов, Г. Сысоев, И. Попова, М. Черкасова и др.), жилой массив в районе Веры Хоружей и Максима Горького (арх. О. Ладыгина, Ю. Григорьев, Л. Москалевич, Л. Клицунова).
Много удачных примеров жилой застройки есть во многих городах Беларуси. На базе быстрого роста химической промышленности в республике появились новые города: Светлогорск, Солигорск, Новополоцк и др. Застройка этих городов ведется по микрорайонному методу. Одновременно с жилой застройкой сооружаются торговые центры, школы, детские сады-ясли и др.
Слайд 9Большие достижения сделаны в планировке и постройке промышленных предприятий. Принципиально
новые решения появились в архитектуре села. Это связано с концентрацией
и индустриализацией сельскохозяйственного производства. Речь шла о создании агрогородов. Эксперимент удался в селе Вертелишки Гродненской области. Авторы-архитекторы Г. Заборский, В. Емельянов и председатель колхоза Ф. Сенько непосредственный руководитель строительства, были удостоены Государственной премии СССР за 1971 г. Вместо 8 мелких деревень построили укрупненный поселок на 2200 жителей.
Архитектура и градостроительство республики достигло больших успехов. Для достижения и сохранения ансамблевой застройки города использовались и используются новейшие методы. Неотъемлемой частью сохранения индивидуального лица городов и поселков является сохранение и реставрация исторических зданий и застроек, а также применение монументальной скульптуры и живописи, малых архитектурных форм (фонтаны, скамейки, светильники и т. д.). Современные архитекторы должны помнить об этом и не допускать эклектической разноголосицы в застройке городов и поселков.