Слайд 2С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V
в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и
оставил подробное его описание.
Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов.
Само слово "Египет" ("загадка", "тайна") греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает "чёрная земля".
В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке "Историю Египта", в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.
Слайд 3Периодизация
Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 –
2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX
века до н.э.)
Новое царство (XVI–XII века до н.э)
Позднее время (XI век – 332 год до н.э)
Слайд 5 Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на
поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и
голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности.
Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. "фарао", от егип. "пер-о" - "большой дом") - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул "сына Солнца".
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа.
Слайд 6Нут – богиня неба, Геб – бог земли, Ра –
бог солнца.
Слайд 7Боги: Гор, с головой сокола. Осирис – бог земледелия и
подземного царства. Исида – жена и сестра Осириса, мать Гора.
Осирис
- бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире.
Слайд 8Бог Анубис совершает обряд мумификации.
Важнейшее место в религии Древнего Египта
занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и
после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго.
Слайд 9 Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который
клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил
такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света.
Книга мертвых
Слайд 10Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучения
изобразительному искусству, основанную на обязательном соблюдении ряда канонов.
Слайд 11Эпоха Древнего царства
Ведущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Рождение
египетского стиля
Слайд 12По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из
них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу
- архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного.
Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь".
Слайд 13Пирамида и Сфинкс.
Долина Гизе.
Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались
неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение
в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.
Слайд 14
Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли страною
Солнца, фараонов - сынами Солнца.
Солнечная символика многообразна: солнце изображали
в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг - подобие солнечного диска - постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.
В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида.
Слайд 15 Имхотеп. Пирамида Джосера.
Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим
Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая
пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.
Слайд 16Пирамида фараона Джосера (зодчий Имхотеп).
Начало III тысячелетия до н.э.
Эта
пирамида высотой в 60 метров состоит из нескольких уменьшающихся кверху
мастаб (арабское слово скамья).
Слайд 17 Имхотеп ( «входящий в мир») - выдающийся древнеегипетский зодчий,
визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства
Джосера (2630—2611 до н.э.) и верховный жрец Ра, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность.
Имхотеп.
Пирамида Джосера.
Слайд 18Пирамиды долины Гизе –
одно из чудес света.
В дальнейшем ее
форма совершенствовалась;
стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту.
Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники.
Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена). Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести.
Слайд 19Внутреннее устройство пирамиды.
Необъяснима даже в наше время та невероятная точность,
с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой.
Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.
Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.
Слайд 20Пирамида фараона Хуфу, или Хеопса.
Первая половина III тысячелетия
до н.э.
Высота пирамиды Хеопса, около 147 метров. Сложена она из
блоков известняка весом в 2,5 тонны; всего потребовалось на ее сооружение 2.300.000 таких блоков.
Слайд 21План монументального
комплекса в Гизе.
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие
в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же
как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды.
У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.
При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы.
Слайд 22Типы колонн Древнего царства. Слева: пилястра в виде белого лотоса;
справа: колонна в виде связок папирусов.
В пирамидных храмах впервые в
Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов.
Слайд 23Статуя фараона Хефрена.
Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир.
Музей
Вот он - канон египетской монументальной портретной скульптуры. Незыблемость, олицетворяемая
неподвижностью образа. Полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично.
Слайд 24Статуя Рахотепа и Нофрет
Торжественно восседают перед нами знатные супруги:
Рахотеп и Нофрет (известняк).
Условная поза, условна обычная раскраска (тело
мужчины красно - коричневое, тело женщины желто - розовое, волосы черные, одежда белая).
Слайд 25Статуя сидящего писца.
Середина III тысячелетия до н.э. Париж.
Лувр
И уже совсем человечна знаменитая статуя сидящего писца, чуть задумавшегося,
с таким глубоким, выразительным взглядом. (Известняк. Глаза из горного хрусталя).
Слайд 26Статуя вельможи Коапера (Сельский староста).
Середина III тысячелетия до н.э.
(Каирский музей Ушебти)
Слайд 27Большой Сфинкс в Гизе.
Первая половина III тысячелетия до
н.э.
Это самый большой сфинкс (гигантское существо с головой человека и
телом льва): он высечен из цельной скалы. Голова его в 30 раз больше человеческой, длина тела – 57 метров. Быть может портрет самого Хефрена в львином обличии.
Слайд 28Женщина, готовящая пиво.
Раскрашенная статуэтка из Саккара.
Флоренция. Археологический музей
Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные,
эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров.
Слайд 29Плита фараона Нармера. Каир. Музей
Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера
(рельеф), памятник огромного значения в истории искусства, признанный ключевым для
понимания всего последующего художественного творчества Древнего Египта.
Слайд 30Плита фараона Нармера
Здесь закрепляются определенные приемы изображения фигур на
плоскости: широкие плечи развертываются в фас, ноги и голова с
острыми чертами лица – в профиль; значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами – один эпизод под другим.
Слайд 31 Живопись Древнего Египта
Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый
цвет тел сочетался в них с белой одеждой и яркими
красками окружающей природы.
Слайд 32Тематика росписей
Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам
жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а
равно и простых людей, которые им служат: полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота.
Слайд 33Эпоха Среднего царства
Возникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная
трактовка сюжетов
и композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой
Слайд 34Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства
Среднему царству, т.е.
правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри,
временный распад древнего государства на отдельные области.
Слайд 35В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир
должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот
культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
Слайд 36Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.
Слайд 37 Сцена охоты на берегах Нила.
Гробница Хнумхотепа II в
Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
В живописи снижается
пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.
Слайд 39Мелкая пластика
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие,
показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике
Среднего царства.
Слайд 40Фаянсовые сосуды
Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в
изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Слайд 41Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит)
Этот портрет отличается индивидуальностью черт:
пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица
с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Слайд 42Голова фараона Сенусерта III
Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости
царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет
индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое - то внутреннее сомнение и скрытую грусть.
Слайд 43Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри.
Реконструкция.
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить
храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого
продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Слайд 44Пилон в Эдфу. Храм бога Гора
Нововведением были пилоны — две
мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на
пути людей, вступающих в храм.
Слайд 45Обелиск
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые
иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед
храмами и дворцами.
Слайд 46Стела вельможи Хунена.
Конец III тысячелетия до н.э. Москва.
ГМИИ им. Пушкина
Сам вельможа и жена его рельефно изображены
слева внизу. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.
Слайд 47Жан-Франсуа Шампольон
Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской
державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк,
лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 48Розеттский камень
Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от
Александрии.
Слайд 50Шену (Картуш)
Иероглифами наносилось имя божества или фараона и обводилось овалом.
Вписанное имя получало защиту от поступающего негатива. Чаще всего вовнутрь
заносилось имя хозяина оберега, символ или надпись. Овал являлся знаком фараона, как представителя богов на древнеегипетской земле. Изображение шену, также есть название картуш, наносилось на храмовые стены, на поверхности надгробий, а также носились человеком как амулеты.
Границы знака должны защищать и не допустить проникновения к имени владельца талисмана негатива. Знак являлся индивидуальным и приносил защиту только владельцу талисмана. Носился как украшения (в виде кулонов, ожерелья или браслетов).
Слайд 51Угадай имя.
Попробуй написать своё.
Слайд 52Список литературы и средств обучения.
Интернет - ресурсы
Любимов Л.Д. Искусство
Древнего мира. – М.: Просвещение, 1998
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства.
М.: «Академия», 2006
Видеостудия «Кварт» (фильмы на ДВД): «Художественная культура Древнего Египта»
Видеостудия ВВС «Всемирная история живописи» (1 часть)
library.by›shpargalka/belarus/art/001/art-006.htm
ru.wikipedia.org›wiki/Искусство Древнего Египта
my-article.net›get…Египет-Среднего-царства
newacropol.ru›Культуры›Египет›Искусство Древнего Египта
artprojekt.ru›Искусство Древнего Египта