Слайд 3История Китая считается одной из самых древнейших в мире, она
включает пять тысяч лет исторического и культурного развития. За это
время китайцы много воевали и захватывали земли, на страну тоже постоянно осуществляли набеги племена кочевников или войска соседних держав. Однако, несмотря на все это, традиции Китая продолжали формироваться и развиваться. Именно в Китае еще в древности возникла письменность, китайцы первые начали применять для написания бумагу, китайские мастера делали хорошее оружие, а искусство боя стало примером для воинов других стран.
Слайд 4Дракон – культурный символ китайского народа
Слайд 5 Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей»
или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди
четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого.
Слайд 6ПЕРИОДЫ
ГОСУДАРСТВО ШАН (неолит) 1500 г. до н.э.
ИМПЕРИЯ
ДИНАСТИЯ ЦИНЬ
221-207 г. до н.э.
ДИНАСТИЯ ХАНЬ 207 г. до н.э.
– 2 г. н.э.
ДИНАСТИЯ ТАН 618 – 907 гг.
ДИНАСТИЯ СУН 960 – 1279 гг.
ДИНАСТИЯ ЮАНЬ (монгольская) 1279 – 1368 гг.
ДИНАСТИЯ МИН (китайская) 1368 – 1644 гг.
ДИНАСТИЯ ЦИН (манчжурская) 1644 – 1912 гг.
Слайд 7КУЛЬТУРА КИТАЯ
ОСНОВА – ГАРМОНИЯ ДВУХ ПОЛЯРНЫХ НАЧАЛ ЯН И
ИНЬ
РЕКА ХУАНХЭ
Слайд 9АРХИТЕКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
наиболее типичная конструкция дома - каркасно-столбовая
материал для строительства
- древесина
эффект целостной композиции, т, е. ансамбль из множества
домов
древнее китайское зодчество характеризуется применением красок (крыши - желтый, карнизы -сине-зеленый, стены, столбы и дворы - красный).
Слайд 10 Единственное здание, которое всегда стояло отдельно на
окраине селения – это сторожевая башня-пагода:
защита от внешнего врага
защита от
злых духов
в виде пагод строили храмы
Слайд 11Пагоды обязательно имеют нечетное число ярусов ( 3, 5, 9,
11)
Пагоды имеют разнообразную форму: (квадратные, шести-, восьми-, двенадцатиугольные, круглые).
Слайд 12 Даяньта, или Большая пагода диких гусей
(г.Сиань, 7-8
век).
Её размеры:
25м. в основании
и 60м.в высоту;
состоит
из
7 ярусов
Слайд 13Прославлен Древний Китай и уникальными памятниками архитектуры и искусства. Причудливые
сооружения, интересные крыши домов, богатые дворцы императоров и изысканно украшенные
храмы.
Слайд 15 Храмы Пекина располагались большими комплексами.
Храмовый
ансамбль Тяньтань («Храм неба») был связан с древнейшими религиозными обрядами
китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая.
Слайд 16ХРАМ НЕБА В ПЕКИНЕ
( XV- XVI вв.)
ВОПЛОЩЕНИЕ ГАРМОНИИ МЕЖДУ НЕБОМ
И ЗЕМЛЕЙ
Слайд 17ХРАМ БЫЛ ЗАДУМАН КАК МЕСТО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ НЕБУ
СЕВЕР
ЮГ
Слайд 18ПУТЬ ВСЕЛЕННОЙ - ДАО
ДАО – ПЕРВОНАЧАЛО ВСЕХ ВЕЩЕЙ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛОНО,
ОТКУДА ВЫХОДИТ ВСЕЛЕННАЯ И ВСЕ, ЧТО ЕЕ СОСТАВЛЯЕТ
ВЕЧНЫЙ И БЕСКОНЕЧНЫЙ
ДАО ДАЕТ ИМПУЛЬС ЯН И ГАРМОНИИ НЕБА И ЗЕМЛИ
Слайд 20ЗАЛ ВОЗДЕРЖАНИЯ
дворец для трехдневного поста весной, летом и зимой перед
проведением религиозных обрядов
Слайд 21«АЛТАРЬ НЕБА»
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЕЖЕГОДНО (день зимнего солнцеворота)
СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА 3 и 9
Слайд 22«ХРАМ НЕБЕСНОГО СВОДА»
ЗДЕСЬ ХРАНИЛИСЬ РИТУАЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ НЕБА
ВО ДВОРЕ ХРАМА –
ШЕПТАЛЬНАЯ СТЕНА
Слайд 23"Храм Богатого Урожая"
ОСНОВАНИЕ - мраморная терраса, состоящая из трёх ярусов.
Восемь
широких лестниц ведут к Храму.
В Храме происходили моления о ниспослании
дождя и хорошем урожае.
В нём нет ни алтаря, ни статуй
Слайд 24 Круглые террасы алтаря и синие крыши храмов символизировали
небо,
квадратная в плане территория ансамбля – землю.
Слайд 25ВРЕМЕНА ГОДА
12 МЕСЯЦЕВ
12 СДВОЕННЫХ ЧАСОВ
28 ВАЖНЫХ ЗВЕЗД
Слайд 26САДЫ ВОКРУГ ХРАМА
ВОПЛОЩЕНИЕ СИЛ НЕБА – ЯН – НАСЫПНЫЕ ГОРКИ,
БЕСЕДКИ, КУРИЛЬНИЦЫ, ДЕРЕВЬЯ
СИЛЫ ЗЕМЛИ – ИНЬ - ВОДА
Слайд 27КАМНИ-ЗВЁЗДЫ
СИМВОЛИЗИРУЮТ СОЗВЕЗДИЕ БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЫ И ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ
Слайд 28 Каждый китайский город был окружен стеной (
"стена" и "город" обозначались одним словом "чэн").
Слайд 29ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Великая китайская стена
ru.wikipedia.org/wiki
Крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю
на протяжении 8851,8 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин
проходит в непосредственной близости от Пекина.
Слайд 30ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
При укладке каменных блоков стены употреблялась клейкая рисовая каша
с примесью гашёной извести.
Ежегодно проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая Стена»,
в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню Стены.
Вопреки существующему мнению, Великую китайскую стену нельзя увидеть невооружённым глазом с орбитальной станции, хотя на спутниковых снимках её видно.
Слайд 31 Великая китайская стена
(протяженность более 3000 км). Стена
имеет в ширину от 5 до 8 метров, а в
высоту от 5 до 10 метров. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали кирпичом.
Слайд 33 По поверхности стены идут зубцы и дорога, по
которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру проставлены башенки, через
каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага.
Слайд 35Планировка городских ансамблей.
Пекин был
задуман как мощная крепость. Массивные кирпичные стены с башенными воротами
окружали столицу со всех сторон.
В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки.
Слайд 36 «Запретный город» (ныне превращенный в музей), обнесенный
стенами и окруженный рвом с водой, представлял собой своеобразный город
в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое.
Слайд 37САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы
вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.
Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками.
Слайд 38 Вся территория делится на три части – среднюю,
восточную и западную. Центром сада обычно служит водоём или искусственный
холм.
Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки.
Слайд 40 Парк Бейхай
- старинный парк Пекина, расположен
на северо-западе от «Запретного города». Площадь парка более 700,000 кв.м.,
большая часть которой представляет собой водное пространство. Центральное место парка — остров Цюнхуадао, на котором возвышается Белая Пагода.
Слайд 41САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Парк Бейхай
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 42МОСТЫ
Баодайцяо «Мост драгоценного пояса») — старинный арочный мост, перекинутый через
Великий Китайский канал близ города Сучжоу в провинции Цзянсу.
Отличительная черта
моста — три приподнятых центральных пролёта, через которые проплывали лодки с грузом. Мост имеет длину 317 метров при ширине 4,1 м и состоит из 53 арочных пролётов.
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 43Мост Нефритового Пояса, или Мост Верблюжьего Горба, в Пекине
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 44ДВОРЦОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Пекин, Запретный город
www.portalostranah.ru
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 45Пекин, стена Запретного города
ru.wikipedia.org/wiki
ДВОРЦОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Слайд 46МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Пайлоу или Пайфан— резные орнаментированные триумфальные ворота из камня
или дерева, возводившиеся в Китае в честь правителей, героев, выдающихся
событий. Перекрыты одной или несколькими крышами в зависимости от числа пролётов.
Пайлоу в Пинъяо
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 47Ворота в южнокитайской деревне Сиди
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 48ГРОБНИЦЫ
Ворота, ведущие в погребальный комплекс.
Гробницы императоров династии Мин — комплекс мавзолеев
тринадцати императоров китайской династии Мин (XV—XVII вв.)
Слайд 49Китайское искусство развивалось в самых разнообразных направлениях. Только в этой
стране можно было отыскать мастеров, прекрасно изготавливающих тончайший шелк, или
гончаров, славившихся производством декоративного фарфора. Китайские живописцы могли расписать не только стены храмов и дворцов, но и мелкие керамические и тканевые изделия.
Китаянка пять лет вырезала бумажную картину
Слайд 50Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности
живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид
искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 51ЖИВОПИСЬ
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево,
цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна --
это символ долголетия, бамбук - стойкости и счастья, аист - одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей - вытянутый свиток - помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Ма Линь. Слушая ветер в соснах
www.bibliotekar.ru
Слайд 52Традиционным жанром китайской живописи является «гохуа». Картины пишутся черной или
серой тушью с помощью кисточки на бумаге или шелке. В
одних случаях мастер с помощью всего лишь нескольких мазков черной туши различной толщины создает общие очертания пейзажа и человеческих фигур, не выписывая деталей. Это направление именуется «сей».
Другое направление, называемое «гунби», требует тщательного воспроизведения мельчайших деталей: причесок изображаемых людей, оперенья птиц и т. п.
Ни Цзань, «Деревья и долины горы»
Чжао Мэнфу. Краски осени в горах
ru.wikipedia.org/wiki
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 53Портреты императоров
Император Тай-цзу (Taizu) ( династия Мин)
Ли Хун-цзяо
Император Кублай-Хан
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 54ЖИВОПИСЬ
название неизвестно
Лян Шу-нянь
Цинь Лин-юнь
название неизвестно
www.kulichki.com
Слайд 55Бабочка и розовый цвет
Ли Жун-вэй
Птица среди лотоса
ЖИВОПИСЬ
www.kulichki.com
Слайд 56ИСКУССТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
В Китае культ природы существует с незапамятных времен
и до наших дней. Картина китайского художника - это не
просто пейзаж, а своего рода модель вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пейзажная живопись появилась в Китае на тысячу лет раньше, чем в Европе.
Ма Юань.
Напевая в пути
www.bibliotekar.ru
Слайд 57 Древняя китайская живопись сильно отличалась от европейской живописи. В
Европе широко использовались возможности цвета, теней, а в Китае живописцы
создавали удивительные картины игрой линий. Главное, что отличает китайскую живопись от европейской – это стремление передать «дух картины», или, как говорят китайцы «с помощью формы выразить настроение».
Слайд 62Отдельным видом древнего китайского искусства считается театральное мастерство. Китайцы в
своих театральных постановках умело сочетали музыку и движения тела, восточные
единоборства и религию.
Театр теней как часть китайской драматургии
Слайд 63ru.wikipedia.org/wiki
КАЛЛИГРАФИЯ
Письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики
и эстетики.
Слайд 64КАЛЛИГРАФИЯ
Китайская каллиграфия считается «прародительницей» японской, первые упоминания о ней датируются
серединой II - серединой I тысячелетия до н.э. Каллиграфия возведена
в Китае в ранг национального искусства.
ru.wikipedia.org/wiki
Слайд 65КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.
Блюдо с драконом
Чаша типа гэ
www.bibliotekar.ru/china1
Слайд 66Китайские вазы
www.bibliotekar.ru/china1
КИТАЙСКИЙ ФАРФОР.
Слайд 67Храмовая ваза
Ваза с пионами
Ваза в форме дыни
www.bibliotekar.ru/china1
КИТАЙСКИЙ ФАРФОР
Слайд 68http://ru.wikipedia.org/wiki
Глазурованный сосуд .
Период трех династий
Китайский трехцветный глазурованный конь. Династия Тан.
СКУЛЬПТУРА
Слайд 69Будда Вайрочана в пещерных храмах Лунмэнь
archi.1001chudo.ru/china
Большая статуя Будды Вайрочаны
в пещерных храмах Лунмэнь выделяется не только своим размером. Ее
ценят и как один из высоких образцов искусства периода династии Тан. Будда Вайрочана восседает в открытом гроте Фэнсянь. Возможно, размеры призваны подчеркнуть величие Вайрочаны: высота статуи 17,4 метра, только голова Будды – 4 метра, а удлиненные уши – 1,9 метра.
Но главное в статуе – не высота. Будда считается и самой большой, и самой красивой статуей здешних пещерных храмов, жемчужиной Лунмэня.
Слайд 70Терракотовая скульптура
из могильника императора Цинь Шихуана
www.legendtour.ru/rus/china
Музей терракотовых фигур.
Слайд 71Терракотовое войско было случайно обнаружено 1976 году крестьянами, обрабатывающими землю.
Место, где были обнаружены подземные склепы с террактовыми фигурами воинов,
которые по замыслу тогдашних китайских правителей должны были служить императору Циныиихуану (259 — 210 гг. до н .э.) в загробном мире, находится в 4 км. к востоку от г. Сианя и на расстоянии 1,5 км. от могильного кургана Циньшихуана. Прибывшие археологи обнаружили, что конные в натуральную величину статуи "охраняют" гробницу императора Цинь Шихуанди, умершего в 210 году до нашей эры и знаменитого тем, что он объединил китайские государства в единую Поднебесную империю и приказал возводить Великую китайскую стену. Вошел он также в историю и как один из самых жестоких владык мира.
Весь комплекс состоит из 4 зон: двух огромных полей для глиняных фигур воинов в натуральную величину, командного пункта и одной пустой шахты. Выставлено для обозрения 7000 скульптур воинов и лошадей, построенных в боевые порядки. Захоронение называют "восьмым чудом света" и оно действительно производит грандиозное впечатление. В комплексе также находятся две колесницы, изготовленные из множества металлических деталей и так же считающиеся уникальной находкой, подтверждающей уровень развития древнего Китая.
Всего было вскрыто три подземных склепа общей площадью более 20 тысяч кв. метров. Склеп №1 имеет длину с востока на запад 230 метров, с севера на юг 62 метра, площадь 14260 кв. метров. В склепе находится 6 тысяч терракотовых, окрашенных в разные цвета, фигур воинов и боевых коней, размеры которых близки к натуральным размерам человеческих фигур и лошадей. Четко видно построение войска: три линии авангарда, за которым следуют 38 колонн. К востоку от склепа №1 находится склеп №2, имеющий изогнутую форму. Набор фигур здесь еще более разнообразный, чем в склепе №1. Склеп №3 имеет площадь 500 с лишним кв.метров и задуман как местонахождение штаба подземной рати. Фактически терракотовые фигуры воинов и их построение в миниатюре копируют подлинную армию времен Циньшихуана, что делает эти находки весьма важными для изучения военной истории Китая. Недаром их прозвали "восьмым чудом Света".
Слайд 72www.legendtour.ru/rus/china
Терракотовая скульптура
из могильника императора Цинь Шихуана
Музей терракотовых фигур.
Слайд 73Терракотовая скульптура
из могильника императора Цинь Шихуана
Музей терракотовых фигур.
Слайд 76Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви».
Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и
церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Слайд 77Лао-цзы (он же - Ли Эр) - философ, живший в
VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем
даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного ключевому в философии даосозма понятия Дао. Трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций и стал каноническим сочинением религиозного даосизма.
Слайд 78Конфуций – основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI
веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве
Лу на севере древнего Китая.
Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Созданная Конфуцием система философских взглядов, оказала огромное воздействие на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. рядом основополагающих сочинений Конфуция и затем развиты его учениками и последователями
Слайд 79В 1-11вв. Из Центральной Азии и Индии в Китай проникает
буддизм. С конца 4в. Буддизм был признан государственной религией. Но
временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах , переплавлялись бронзовые статуи Будд.
Слайд 80Древние китайцы были очень талантливы.
Целый ряд изобретений они сделали на
1000 лет раньше чем в Европе:
бумага,книгопечата-ние,шелк,порох,ком-пас,огнестрельное оружие,метелличес-кие монеты и фарфор.
Что дал Китай миру
Слайд 81Ученый китаец должен был знать несколько тысяч ие-роглифов, и уметь
красиво написать их.
Иероглифы создавались за 7 приемов.
Слайд 84Древнейший компас, изобретенный в Китае. Намагниченная ручка ложки, как стрелка,
всегда указывала на юг
Слайд 85Шелк
Бумага
Книгопечатание
Фарфор
Компас
Порох
Огнестрельное
оружие
Монеты
Чай
Глобус небесных
светил и звезд
Прибор, измеряющий
колебания земли и
предсказывающий
землетрясения
Изобретения
Достижения
В медицине (лекарства)
В
архитектуре (Великая
Китайская стена)
В боевых искусствах