Слайд 1Искусство Франции XVIII в. Живопись.
Часть 2.
Лекция 9.
Слайд 21. Искусство рококо. А. Ватто, Ф. Буше,
Ж.О. Фрагонар.
2. Бытовой
жанр. Жан-Батист Симеон Шарден и Жан-Батист Грез.
3. Портрет.
4. Искусство
классицизма. Революционный классицизм Ж. Л. Давида и сентиментальный классицизм Л. Э. Виже-Лебрен.
5. Французская скульптура в период барокко (Пюже и Кусту), рококо и классицизма., Пигаль, Фальконе, Клодион, Гудон.
Слайд 3Искусство Франции XVIII в. Живопись.
В XVIII в. рококо складывается
в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко,
но — еще более их видоизменяющую.
Важные в эту эпоху жанры — портрет и пейзаж.
Рококо дал новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства (в живописи — главным образом в колорите).
Слайд 4Жан-Антуан Ватто
Жан-Антуан Ватто (1684—1721), французский художник, начал с подражания фламандцам:
маленькие по формату сцены военных бивуаков, народные типы.
В 1702 г.
уехал в Париж, где быстро превзошел в мастерстве своего учителя К. Жилло и ок. 1708 г. поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана.
В 1712 г. был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры.
Росальба Каррьера. Портрет Ватто.
Слайд 5Жан-Антуан Ватто. Савояр
с сурком, 1716, Эрмитаж,
С.-Петербург.
Ж.-А. Ватто.
Отдых на войне. 1716. Холст, масло. Эрмитаж, С. Петербург.
Ж.-А.
Ватто. Невзгоды войны. 1716. Холст, масло. Эрмитаж,
С. Петербург, Россия.
Слайд 6Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников
18 в., который на основе традиций фламандского и голландского искусства
создал новый стиль – рококо.
Его работы привлекли внимание нескольких влиятельных лиц, среди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, банкир и коллекционер Пьер Кроза.
Ж.-А.Ватто. За туалетом. 1716—1719. Холст, масло. Собрание Уоллес, Лондон.
Слайд 7Жан-Антуан Ватто. Юпитер и Антиопа. 1715. Холст, масло. Лувр, Париж.
Слайд 8Ватто нашел свою тему, когда приехал в Париж: это так
называемые галантные празднества — сцены беспечной жизни аристократии, переданные с
утонченной грацией. Его картины — сценки, увиденные как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»).
Жан-Антуан Ватто. Капризница . Около 1718.
Холст, масло. Эрмитаж, С.-Петербург.
Слайд 9Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром
была вся жизнь общества, которое он пишет. Ватто очень близко
знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии.
Пейзаж в картинах Ватто — также выдуманный театральный пейзаж, и это лишь усиливает общий оттенок ирреальности, фантастичности изображения.
Жан-Антуан Ватто. Жиль . 1717—1719. Холст, масло. Лувр, Париж
Слайд 10Одна из последних картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения
театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна
версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви.
Отплытие на остров Киферу, фрагмент.
Слайд 11Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Отплытие на остров Киферу. 1717
Холст, масло.
Лувр, Париж.
Слайд 12Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Паломничество на остров Киферу. 1717
Холст, масло.,
Шарлоттенбург, Берлин.
Слайд 13Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена . 1720.
Холст, масло. Картинная галерея, Берлин-Далем.
Последнее произведение Ватто — вывеска
антикварной лавки, которая так и называется «Лавка Жерсена». Не хотел ли этим Ватто сказать, что жизнь коротка, а вечно лишь одно искусство?!
Слайд 14Франсуа Буше
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703—1770). В
его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, гривуазности, пренебрежение к
конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура «рокайльного языка», выразились в полной мере.
Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше.
Слайд 15 «Первый художник короля», директор Академии, Буше изображает галантные празднества, пастушеские
идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пейзаж. Его типичные сюжеты
— «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом, с Марсом), «Купанье Дианы» и т.п.
Франсуа Буше. Суд Париса. 1754. Коллекция Уоллес, Лондон.
Франсуа Буше. Пленный Амур. 1754. Коллекция Уоллес, Лондон.
Слайд 16Франсуа Буше. Диана, отдыхающая после купания. 1742. Лувр. Париж.
Слайд 17Ф. Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто. 1744. Музей
изобразительных искусств
им. Пушкина. Москва.
Ф. Буше. Венера, утешающая Амура. 1751.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Слайд 18Ф. Буше. Модистки (Утро). 1746.
Национальный музей. Стокгольм.
Ф. Буше. Темноволосая одалиска.
Фрагмент. 1745. Лувр. Париж.
Слайд 19Ф. Буше. Портрет маркизы де Помпадур. 1759.
Коллекция Уоллес, Лондон.
Ф. Буше.
Отдыхающие пастух и пастушка (Школа любви). 1761. Коллекция Уоллес, Лондон.
Слайд 20Франсуа Буше (1703—1770). Лес. 1740. Лувр. Париж.
Слайд 21Жан Оноре Фрагонар
Искусство Ватто и Буше во второй половине века
продолжил блестящий мастер, Жан Оноре Фрагонар (1732—1806). Будучи пенсионером в
Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж — галантные празднества, бытовые картинки, идиллические семейные сцены, исторические и литературные темы, натюрморт, декоративное полотно.
Жан Оноре Фрагонар. Автопортрет.
Слайд 22Ж. О. Фрагонар.Кипарисы на главной аллее виллы. 1760. Музей изящных
искусств. Безансон.
Ж. О. Фрагонар. Счастливые возможности качелей. 1767. Коллекция
Уоллес, Лондон.
Слайд 23Ж. О. Фрагонар. Качание.
1773-1776. Национальная
галерея искусств. Вашингтон.
Слайд 24Ж.О. Фрагонар. Визит в детскую. 1775. Национальная галерея искусств. Вашингтон.
Слайд 25Ж.О. Фрагонар. Сувенир.
1775-1778.
Коллекция Уоллес, Лондон.
Ж.О. Фрагонар. Читающая девушка. 1776.
Национальная галерея искусств. Вашингтон.
Слайд 26Ж.О. Фрагонар. Засов. 1778. Лувр. Париж.
Слайд 27Ж.О. Фрагонар. Поцелуй украдкой. 1787-1789. Эрмитаж. С.-Петербург.
Слайд 28Ж.О. Фрагонар. Мальчик в костюме Пьерро. 1785. Коллекция Уоллес, Лондон.
Ж.О.
Фрагонар.
Портрет Дени Дидро.
Слайд 29Симеон Шарден
В русле новых эстетических идей развивается искусство Жана-Батиста Симеона
Шардена (1699—1779). Шарден начал с натюрморта, ранее совсем не развитого
жанра во Франции. Затем художник находит свою тему — это полные тихого очарования, живущие какой-то своей «тихой жизнью» веши кухонного обихода: котлы, кастрюли, баки («Медный котел», около 1734).
Ж.-Б. Симеон Шарден. Автопортрет с козырьком. 1775. Лувр. Париж.
Слайд 30Ж.-Б. Симеон Шарден. Скат. 1728. Лувр. Париж.
Слайд 31
Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. 1734. Лувр. Париж.
Ж.-Б. С. Шарден.
Прачки. 1735. Эрмитаж. С.- Петербург.
Слайд 32В жанровой живописи в противовес аристократическим галантным праздникам и пастушеским
идиллиям на фоне буколического пейзажа Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает
изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта («Прачка», около 1735, «С рынка», 1739, «Молитва перед обедом», около 1740. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с теми самыми «мерой и порядком», которые он провозглашает как жизненный образец.
Ж.-Б. С. Шарден. С рынка. 1739. Лувр. Париж.
Слайд 33
Ж.-Б. С. Шарден. Мальчик с волчком. 1735. Лувр. Париж.
Ж.-Б. С.
Шарден. Молитва перед обедом. 1740. Лувр. Париж.
Слайд 34Жан-Батист Симеон Шарден. Бриошь. 1763. Лувр. Париж.
Слайд 35Ж.-Б. С.Шарден. Натюрморт с артибутами искусств. 1766. Эрмитаж. С.- Петербург.
Слайд 36Жан-Батист Симеон Шарден.
Автопортрет. 1771.
Лувр. Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден.
Портрет
госпожи Шарден. 1775.
Лувр. Париж.
Слайд 37Жан-Батист Грёз
Развитие бытового жанра, прославляющего скромный быт третьего сословия, связано
с именем Жана-Батиста Греза (1725—1805). Его картины близки к сентиментальной
драме, тому литературному жанру, в котором писал Дидро. Творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей, проповеди патриархальной идиллии и семейственных добродетелей, столь популярные в Европе того времени.
Жан-Батист Грез (1725—1805). Автопортрет.
Слайд 38«Деревенская невеста» (1761), «Паралитик» (1763), «Балованное дитя» (1765) — все
это «нравственная живопись», урок морали, изобразительная дидактика, когда художник превращается
в рупор добродетели, а живопись служит иллюстрацией.
Жан-Батист Грез. Балованное дитя. 1765. Эрмитаж. С.- Петербург.
Слайд 39Жан-Батист Грез. Деревенская невеста. 1761. Лувр. Париж.
Слайд 40Жан-Батист Грез. Паралитик (Плоды хорошего воспитания). 1763. Эрмитаж. С.- Петербург.
Слайд 41Жан-Батист Грез. Отец проклинает неблагодарного сына. 1777. Лувр. Париж.
Слайд 42Жан-Батист Грез. Наказание неблагодарного сына. 1778. Лувр. Париж.
Слайд 43Столь прославленны имеющие неизменный успех у мещанства знаменитые «головки Греза»
— девушки с возведенными горе глазами, с разбитым зеркалом или
кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяют печаль о потерянной невинности.
Жан-Батист Грез. Разбитый кувшин. 1785. Лувр. Париж.
Слайд 44Жан-Батист Грез. Разбитое зеркало. 1763. Коллекция Уоллес, Лондон.
Жан-Батист Грез.
Невинная.
Коллекция
Уоллес, Лондон.
Слайд 45Жан-Батист Грез. Головка девушки. (Размышление). 1770. Метрополитен Музей. Нью-Йорк.
Жан-Батист
Грез.
Мертвая птичка. 1800.
Лувр. Париж.
Слайд 46Жан-Батист Грез.
Портрет В.А. Моцарта.1763-64. Париж.
Жан-Батист Грез.
Бенжамин Франклин.
Слайд 47Во французском портрете этого времени намечается тяготение к утонченному психологизму,
к контакту зрителя с моделью. По этому пути идут мастера
пастельного портрета Лиотар, Перронно, Морис Латур.
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница.
Дрезденская картинная галерея. Дрезден.
Жан-Батист Перронно. Девочка с кошкой. 1745. Национальная галлерея. Лондон.
Слайд 48Морис Кантен де Латур. Мадемуазель Ферран, размышляющая над Ньютоном. Старая
Пинакотека. Мюнхен.
Морис Кантен де Латур
(1704 - 1788). Автопортрет. 1751. Частная коллекция.
Слайд 49Классицизм
С последней трети XVIII столетия, накануне и во время революции
искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Увлечение античностью совпало
с востребованностью героического, высокогражданственного искусства, создающего образы, достойные подражания.
В преддверии французской буржуазной революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748—1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новый стиль французской культуре — «революционный классицизм».
Слайд 50Жак Луи Давид
С началом революционных событий Давид оформляет массовые празднества,
занимается национализацией произведений искусства и превращением Лувра в национальный музей,
в 1790 г. приступает к картине по заказу якобинцев «Клятва в зале для игры в мяч» (1790—1791), задумав создать образ народа в едином революционном порыве, которую, однако, успевает выполнить только в рисунке. С 1792 г. является членом Конвента, затем, в конце 1793 — начале 1794 г., — его секретарем и даже председателем.
Жак Луи Давид. Автопортрет. 1794. Лувр. Париж.
Слайд 51Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. Лувр. Париж.
Слайд 52В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве
выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь
искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением.
Ж. Л. Давид. Портрет монсеньера Лавуазье с женой. 1788. Метрополитен музей. Нью-Йорк.
Слайд 53Жак Луи Давид. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789.
Лувр. Париж.
Слайд 54Жак Луи Давид. Эскиз к картине Клятва в зале для
игры в мяч. 1792.
Слайд 55После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет
одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата» («Убитый Марат»),
1793 г. Картина была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинный реалистический жанр. Но сюжет большого исторического значения при живой современной форме превратил ее в историческую картину.
Жак Луи Давид. Смерть марата.1793.
Королевский музей изящных искусств. Брюссель.
Слайд 56Прошел путь — от первого художника республики до придворного живописца
империи. Так «Сабинянки» (1795—1799) написаны в период директории, «Леонид при
Фермопилах» (1800—1814) — в период возвышения Наполеона.
После низвержения Наполеона и реставрации Бурбонов, эмигрировал из Франции в Брюссель, где и умер.
Жак Луи Давид. Наполеон пересекает перевал Св. Бернарда. 1800.
Исторический музей. Вена.
Слайд 57
Жак Луи Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800.
Помимо исторических композиций Давид
оставил большое количество портретов. В парных портретах супругов Серезиа (1795),
портрете мадам Рекамье (1800), Давид предопределил характерные черты ампира.
Слайд 58Элизабет Виже-Лебрен
Сентименталистское направление в классицизме
Элизабет Виже-Лебрен, (Vigée-Lebrun, Elizabeth) (1755–1842).
Училась
у отца, Г. Бриара и Г.Ф. Дуайена. Испытала влияние Ж.Б.
Грёза.
В 1779 была приглашена в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты.
Стала придворной художницей еще до принятия (в 1783 г.) в академию.
Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Автопортрет. 1790. Гллерея Уффици. Флоренция.
Слайд 59Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Мария-Антуанетта с детьми. 1787. Версаль.
Элизабет Луиза Виже-Лебрен.
Автопортрет с дочерью. 1789. Лувр. Париж.
Слайд 60Эмигрировала после Французской революции, жила в Италии (1789–1793), Вене (1793–1794),
Петербурге (1795–1802), Англии (1802 –1805) и Швейцарии (1808–1809). Вернулась на
родину в 1810 году.
В поздние годы оставила занятия живописью. Написала книгу «Воспоминания о моей жизни» (1835–1837), полные ярких и живых исторических и художественных свидетельств.
Элизабет Луиза Виже-Лебрен. Баронесса Анна Сергеевна Строганова с сыном Сергеем. 1793. Эрмитаж. С.- Петербург.
Слайд 61Скульптура: от барокко до классицизма
Французская скульптура XVIII ст. в своем
развитии проходит те же этапы, что и живопись.
Преимущественно это рокайльные
формы в первой половине века и нарастание классицистических черт — во второй.
П. Пюже. «Милон Кротонский». Мрамор. 1670—1683. Лувр. Париж.
Слайд 62Площадь Согласия и бульвар Елисейские поля. Париж.
Скульптуры Г. Кусту
Старшего «Укротители коней». Мрамор. 1740—1745.
Выполнены для увеселительного замка в
Марли.
Слайд 63Г. Кусту Старший. «Укротители коней» (копия).
Группа для дворца в
Марли. Мрамор. 1740—1745. Площадь Согласия. Париж.
Слайд 64Черты легкости, свободы, динамики очевидны в скульптуре молодого Пигалля (1714—1785).
Работая в стиле, переходном от рококо к классицизму, мастер выполнил
ряд статуй и групп на мифологические и аллегорические темы.
В монументальной скульптуре Пигалль обнаруживает драматическое, героическое начало (надгробия), но славу ему приносят небольшие жанрового характера вещи, в лепке которых много свободы, динамики, игры светотени, но и ясности пластической моделировки.
Ж.Б. Пигаль. Меркурий, завязывающий сандалию. Мрамор. 1744. Лувр. Париж.
Слайд 65Клодион. «Вакханка». Терракота. Лувр. Париж.
Клодион. «Сатир и вакханка». Терракота. 1770.
Лувр. Париж.
Наибольший успех выпал на долю Клода Мишеля, известного под
прозвищем Клодион, работавшего преимущественно в мелкой пластике.
Для всех его работ характерно тонкое чувство материала, неистощимая фантазия, артистизм. Прославился созданными в традициях рококо, но более сдержанными по общему ритму декоративно-изящными, живописными по лепке терракотовыми статуэтками, небольшими скульптурными группами и рельефами, изображающими веселящихся сатиров, вакханок, амуров и т.д.
Слайд 66Э. М. Фальконе (при участии М. А. Колло и
Ф. Г. Гордеева).
Памятник Петру I. Бронза. 1768—1778.
Э. М.
Фальконе. Грозящий Амур. 1750-е.
Этьен-Морис Фальконе отдал большую дань рокайльной скульптуре, создавая модели для бисквита и фарфора и с 1757 г. работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре.
Но и до отъезда Фальконе в Россию совершенно очевидно уже намечались в его творчестве новые черты, предвещающие классицизм.
Слайд 67Младший современник Фальконе — Жан-Антуан Гудон (1741— 1828).
Историограф французского общества
накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи.
Среди
портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, заслуженно выделяется статуя сидящего Вольтера (1781).
Ж. А. Гудон. Статуя Вольтера. Мрамор. 1781. Эрмитаж. Ленинград.
Слайд 68Ж. А. Гудон. Портрет жены (фрагмент). Гипс. 1787. Лувр. Париж.
Ж.
А. Гудон. Портрет Ж. Ж. Руссо. Мрамор. 1778.
Слайд 69Литература:
Алпатов В.А. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура.
Москва, 1960.
Антуан Ватто: Старинные тексты. М.,1971.
Виппер Б.Р. Статьи об
искусстве. М.,1970,с.453-508.
Гартман К.О. История архитектуры. Т.2. ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1938.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Москва, Искусство, 1989.
История искусства зарубежных стран XVII-XVIII веков. Москва, Изобразительное искусство, 1988, 206 с.
Малая история искусств. Прусс И.Е. Искусство XVIII в. 1978.
Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков, Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2004.
Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.,1975.
Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М.,1990.
Хогарт В. Анализ красоты. Л.-М.,1958.