Слайд 1ИСКУССТВО ХХ ВЕКА.
ОТ МОДЕРНА ДО
ФУТУРИЗМА
Слайд 2Искусство в XX в. развивалась в нескольких параллельных направлениях. Многообразие
стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических
приемов художественного творчества (романтизма, академизма, реализма) получило название модернизм.
В переводе с французского модернизм — «новый, современный».
В целом - это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Основу модернизма составило ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, стремление к новаторству любой ценой.
СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН
Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в
западных (англоязычных) источниках — это термин «modern». В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX — начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, дабы избежать путаницы.
СЛОЖНЫЙ ТЕРМИН
В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень
авангардизма, начало пересмотра классических традиций.
В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Слайд 6Характерные черты искусства ХХ века
1. стремления к обобщенности образа;
2.
исчезновение детализации;
3. возрастание интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей;
4.
перемещение центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа;
5. сдвиг в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.
Слайд 7ИЗЫСКАННЫЙ
МОДЕРН
Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в
европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв.
Ярче всего модерн проявился в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката. Затронул он также скульптуру и живопись.
Альфонс Муха. Цветок. 1897
Слайд 8Названия стиля "модерн"
«Ар нуво» (Art Nouveau) во Франции, Бельгии,
«Югендстиль»
(Jugendstil) в Германии,
«Сецессион» (Sezession) в Австрии,
«Либерти» (Liberty) в
Италии,
«Модерн» (moderne) в России и Англии
Альфонс Муха. Рекламный календарь фирмы "Masson". Весна. 1897
Слайд 9Характерные черты стиля модерн
Стремление к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных
задач, изломанность “текучих” форм и линий, как бы воспроизводящих ритмы
живой природы; преобладание стилизованно-растительных орнаментов, декора (лилии, ирисы, орхидеи); блеклая цветовая гамма фасадов и интерьеров. Отказ от старых стилевых форм, поиск и использование новых материалов: железа, стекла, железобетона.
Слайд 10Лозунг модерна "назад к природе"
Сложная система линейного орнамента: основа мотивов
- сильно стилизованные цветы и растения, лебеди.
"Как я счастлив, что
владею ремеслом, которое дает мне возможность познавать природу - олицетворение силы и свежести, источник очарования и вдохновения - через мою любовь к ней..."
Огюстен Роден
Слайд 12Густав Климт
14.07.1862 — 06.02.1918
— австрийский художник,
основоположник модерна в австрийской живописи.
Фриз Бетховена.1902
Слайд 13Густав Климт «Поцелуй», 1907-1908
Портрет Эмилии Флеге, 1902
Слайд 14Портрет Адели Блох-Бауэр
1907 г.
«Даная» 1907-08 г.
Слайд 16 21. 08.1872 - 16 марта1898 — английский художник -график, иллюстратор, декоратор,
поэт, один из виднейших представителей
английского
эстетизма и модерна 1890 - х годов..
Обри Бёрдслей
Любовная записка
Большинство его работ
были книжными иллюстрациями или рисунками.
Слайд 17Первой по-настоящему профессиональной работой Бердслея стало оформление очень популярной в
Англии книги «Смерть Артура» — собрание рыцарских сказаний, записанных жившим
в XV веке английским писателем Томасом Мэлори.
Слайд 18Павлинья юбка. 1894
«Кульминация»
У художника своеобразная техника: он
рисует тушью, пером, и подчас его рисунки трудно отличить от
ксилографии благодаря очень искусной имитации.
Слайд 19Творчество Бёрдслея было интеллектуально в своей основе, важнейшим источником творчества
мастера была литература (он и сам был автором утонченной прозы
и поэзии). Книги стали стержнем и смыслом его творческой жизни. Он вдохновлялся исключительно литературными персонажами, его огромное наследие — это, главным образом, иллюстрации, обложки, бордюры, заставки, экслибрисы.
«Саломея»
«Смерть
Пьеро»
Слайд 20Альфонс Муха
24.07.1860 — 14.07.1939
— чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер
и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».
«Судьба»
1920
Слайд 21Альфонс Муха. Зодиак. 1896
Альфонс Муха. Реклама велосепедов торговой марки
"Perfecta". 1897
Слайд 22Дама с камелиями 1896
Сара Бернар 1896
Медея 1898
Слайд 23В 1897 г. во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса
Мухи. Тогда же появилось понятие «женщины Мухи»: имелась в виду
привычка изображать времена года, цветы, время суток, виды искусства, драгоценные камни и т. д. в женских образах. Его женщины всегда были узнаваемы: грациозные, миловидные, пышущие здоровьем, чувственные, томные – они тиражировались в открытках, плакатах, рекламных листовках, игральных картах.
Слева – афиша ХХ
выставки *Салона ста*,
1896. Справа – реклама папиросной бумаги
/
Слайд 24Альфонс Муха сотрудничал с ювелиром Жоржем Фуке, который по его
эскизам создавал эксклюзивные ювелирные украшения. В то же время художник
продолжал работать над дизайном упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций – от шампанского и шоколада до мыла и папиросной бумаги.
Слайд 25Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
Э Галле. Изделия из стекла. Вазы.
Слайд 28Элементы стиля – модерн
в
орнаменте
Слайд 30АВАНГАРДИЗМ
Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве,
возникших на рубеже XIX и XX веков. Его временными рамками
принято считать период с 1870 по 1938 год.
Авангардизм - художественное движение, для которого характерны экспериментальный подход к художественному творчеству, разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений, подчёркнутый символизм.
в первой половине ХХ века
Фовизм
Кубизм
Футуризм
Экспрессионизм
Абстракционизм
Сюрреализм (между двумя мировыми войнами)
Слайд 32ФОВИЗМ
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца
XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были
продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898 по 1908 год.
Слайд 33ФОВИЗМ
Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к
эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие
контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Андре Дерен
Слайд 34ХУДОЖНИКИ - ФОВИСТЫ
Анри Матисс
Андре Дерен
Альбер Марке
Рауль Дюфи
Жюль Фландрен
Кеес
ван Донген и т д.
Андре Дерен. Просушка парусов.
1905
Слайд 35Анри Матисс
31.12.1869 — 3.11.1954
— французский художник и скульптор, лидер
течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет
и форму.
Золотые рыбки 1911
Слайд 37 Музыка. 1910
Портрет Лидии Делекторской, секретаря художника 1869-1954
Гармония в красных
тонах, 1908-09
Слайд 38Обнаженная синяя. II
Женщина в шляпе 1905 г.
Слайд 39ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее
развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к
выражению эмоциональной характеристики образа(ов) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.
Слайд 40ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест, все большее отчуждение человека
от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых,
казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Слайд 41ХУДОЖНИКИ-ЭКСПРЕССИОНИСТЫ
Франц Марк. Синий конь.1911
Оскар Кокошка. Автопортрет. 1918–1919
Слайд 42ЭДВАРД МУНК
12.12.1863 — 23.01.1944
— норвежский живописец и график, тяготевший
к символизму и экспрессионизму.
Танец жизни. 1899-1900
Слайд 43КРИК. 1893
«Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX
века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения[
Слайд 44КУБИЗМ
Куби́зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве,
прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и
характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Хуан Грис. Мужчина в кафе. 1914
Слайд 46ХУДОЖНИКИ-КУБИСТЫ
Пабло Пикассо
Жорж Брак
Хуан Грис
Фернан Леже
Марсель Дюшан
Жорж Брак. Женщина с Гитарой.
1913
Слайд 47ПАБЛО ПИКАССО
25.10.1881— 08.04.1973
— испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком).
Кубистический период: 1907 –
1914. Приемы использовал до 1921 г.
Слайд 48Авиньонские девицы. 1907
Гитара. 1913
Слайд 49Мечты(фигура в красном кресле) 1932
Поцелуй
Кирпичный завод в Тортосе
Слайд 51ЖОРЖ БРАК
13.05.1882 — 31.08.1963
— французский художник, график, сценограф, скульптор
и декоратор.
Блюдо с фруктами 1909
Слайд 52Дома в Эстаке. 1908
Португалец. 1912
Слайд 53Сюрреализм
Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе
и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий
и парадоксальных сочетаний форм.
Основные особенности сюрреализма: переменчивость образов, фантасмагоричность сюжетов; необычные сочетания и формы; передача смыслов через символы.
«Мягкая конструкция с вареными бобами» 1936 г. Сальвадор Дали
Слайд 54Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить.
Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали
1904-1989—
испанский живописец, график, скульптор, режиссер и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма
Сальвадо́р Дали́
Слайд 58ФУТУРИЗМ
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название
художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в.,
прежде всего в Италии и России.
Умберто Боччони. Улица входит в дом. 1911
Слайд 59ФУТУРИЗМ
Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. Само
название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Цитата из статьи Маринетти «Манифест футуризма» (1909): «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…»
Слайд 60ХУДОЖНИКИ-ФУТУРИСТЫ
Джакомо Балла
Умберто Боччони
Луиджи Руссоло
Карло Карра
Джино Северини
Умбе́рто Боччо́ни.
Голова + Свет + Окружение
Слайд 61ДЖАКОМО БАЛЛА
Полет ласточек. 1912 - 1913
Динамизм собаки на поводке. 1912