Слайд 1Искусство Петровской эпохи
(первая четверть XVIIIв)
Живопись
Графика
Миниатюра
11 Арх (б) ОП
Слайд 2Реформы Петра I в области культуры
Слайд 3Петр I
30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года)
и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Петр I
Слайд 4 Борьба с внешними проявлениями старорусского образа
жизни
Слайд 5Русская одежда конца 17 века
Немецкая одежда начала 18 века
Слайд 6Ассамблея Петра I — празднование, введенное Петром Великим в культурную жизнь русского общества
в декабре 1718 года.
Слайд 7Для облегчения освоения новых форм поведения в 1717 г. издано
специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под
названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».
Слайд 8Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность
чинопроизводства), утверждена 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I.
Слайд 9С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная
газета для широкого читателя – «Ведомости»
Слайд 10С 1700 года по указу Петра I Новый год в
России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января,
причём по-прежнему по юлианскому календарю.
Рукопись Указа Петра
Слайд 11В 1708 г. Церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским.
Слайд 12Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к
первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна –
учиться.
Жалованная грамота Петра I канцлеру Г.И. Головкину на вотчину. Титульный лист. 1711
Жалованные грамоты - акт, предоставлявший церквам, монастырям и различным корпорациям, учреждениям и частным лицам известные льготы и преимущества.
Слайд 13Школа математических и навигацких наук — первое российское морское училище, историческая
предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 января 1701 года по
указу Петра Первого для подготовки моряков российского флота.
Сухарева башня
Слайд 1412 марта 1714 года Петром I был издан указ об
открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов».
Слайд 15Петром была учреждена специально-артиллерийская школа в Москве. 1701 г.
Слайд 1628 января 1724 года в Петербурге была открыта Академия наук.
Слайд 18«Петровские пенсионеры»
Портрет Г.И.Головкина
(худ. Иван Никитин)
Портрет Г.Д. Строганова
(худ. Роман Никитин)
Автопортрет с женой
(худ. Андрей Матвеев)
Приглашенные мастера
Петр I в Полтавской битве
(худ. Иоганн Готфрид Таннауер)
Портрет цесаревен
Анны и Елизаветы Петровны
(худ. Луи Каравак)
Слайд 21 Петропавловский собор
(1712—1733 гг. арх. Доменико Трезини)
План развития Санкт – Петербурга
(арх. Жан – Батист Леблон)
Слайд 22Дворец в Стрельне
(Арх. Жан – Батист Леблон)
Проект замены балюстрады
из балясин филенками во втором этаже западной галереи Коллегий
(Арх. Доменико
Трезини)
Слайд 23
Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано
1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю
предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году
30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.
Специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».
Слайд 24Живопись.
Иностранные мастера: Таннауэр, Каравакк, Гзель.
Русские мастера: Никитин, Матвеев
Слайд 25Особенности живописи 18 века
Масляная живопись
Светский сюжет
Портрет
Слайд 26Монументально-декоративная живопись
«Триумф России» Гзель.Летний дворец
Слайд 33Станковая живопись.Таннауэр
Портрет А.Д.Меншикова 1727
Портрет Апраксина
Слайд 34Портрет Алексея Петровича.
1710-х гг. ГРМ 80 х 60
Слайд 35Портрет графа Толстого.
Между 1717 и 1727 гг. ГЭ
Холст, масло.
79,5 х 60
Слайд 36Портрет Александры Меншиковой.
1722-1723 гг.
Портрет Марии Меншиковой. Не позже
1724Холст, масло. 77 x 61
Слайд 37Цесаревна Елизавета Петровна, 1725 г
Слайд 38Портрет Петра I. 1710-е гг. ГЭ
Холст, масло. 79,5 х 60
Овал
Петр I в Полтавской битве. 1724 (1725?). ГРМ
Холст, масло.
76 x 63,5
Слайд 39Петр I на смертном одре. 1725. ГЭ 48,5 х 63
Слайд 40Георг Гзель
Портрет великана Николая Буржуа
Портрет графа Толстого
Слайд 41Портрет графа Толстого.Таннауэр
Портрет графа Толстого.Гзель
Слайд 43Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717. ГРМ
Холст, масло.
76 x 97
Слайд 44Портрет царевны Елизаветы Петровны ребенком. 1710-х гг. ГРМ
Холст, масло. 136
х 103,5
Портрет царевича Петра Петровича
в виде Купидона
1716
Слайд 45Портрет царевны Натальи Петровны
1722
Слайд 46Портрет Петра I. 1716 (?)
Холст, масло. 142 х 105
Слайд 47Полтавская баталия. 1717—1718. ГЭ
Холст, масло. 281 х 487
Слайд 49Портрет Петра I»
1722г.
Портрет Петра I. 1716
Слайд 50Портрет Екатерины I в пеньюаре.
1 пол. 1720-х гг. Холст,
масло. 80 х 60,5
Портрет Петра I
1 пол 1720-х гг.
Слайд 51Портрет царевича Петра Алексеевича и царевны Натальи Алексеевны в виде
Аполлона и Дианы. 1722 (?) ГТГ
Холст, масло. 135 х 89
Слайд 52Портрет принцессы Анны,
матери императора Ивана VI»1733
Портрет цесаревны Анны
Петровны.
1725. ГТГ Холст, масло. 91,2 х 73,4
Слайд 53Портрет императрицы Анны Иоанновны. 1730. ГТГ
Холст, масло. 262 х 205
Слайд 55Портрет Ел. П.в муж костюме. 1745 Холст, масло. 64 x
48,5
Портрет мальчика в охотничьем костюме.
К. 1720-х — нач.
1730-х гг. 135 х 89
Слайд 56Правительница Анна Леопольдовна.
1740-е
Правительница Анна Леопольдовна.
Ок. 1740г.Холст, масло. 120
х 100
Слайд 57Портрет императрицы
Елизаветы Петровны.
1750. 245 x 166
Слайд 59Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 4. 1745 года
Слайд 60Иван Никитин
Портрет царевны Прасковьи Ивановны.
1714. Холст, масло. 88 х
67,5
Портрет царевны Натальи Алексеевны.
1716. ГТГ . 102 x 71
Слайд 61Портрет цесаревны
Анны Петровны.
1716. ГТГ 65 х 53 (овал)
Слайд 62Портрет княжны Смарагды (ли) Марии (ли) Кантемир. 1710-е - 1720-е
Слайд 63Портрет графа Г.И. Головкина. 1720-е гг. ГТГ
Холст, масло. 90,9 х
73,4
Слайд 64Портрет напольного гетмана.
1720-е годы. ГРМ 76 X 60
Слайд 65Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ
Холст, масло. Диаметр
55 (круг)
Слайд 66Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМ
Холст, масло. 82 х
60,5
Слайд 68Андрей Матвеев
Аллегория живописи. 1725
Холст, масло. 69,5 х 57,5
Слайд 70Портрет А.П. Голицыной. 1728
Холст, масло. 70 х 55 (овал)
Портрет
Ивана Алексеевича Голицына.
1728. Холст, масло. 83,5х67.
Слайд 72Автопортрет с женой. 1729 (?) 75,5 х 90,5
Слайд 73Графика
Петровской эпохи.
Иностранный мастер - Адриан Шхонебек
Русские мастера: Алексей Зубов и
Иван Зубов
Слайд 74Гравю́ра (от фр. graver —вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, произведения которого
в завершенном виде представлены печатными оттисками.
Петр I поставил перед граверами
новые задачи:
гравюра должна была утверждать в художественных образах достижения России,
прославлять ее военные победы,
увековечивать праздники и фейерверки,
иллюстрировать научные книги,
светская тематика,
изображение человеческих деяний на земле
Слайд 75Графика иностранных мастеров.
Адриа́н Шхонебе́к 1661—1705 — голландский гравёр.
Петр I поставил перед
граверами новые задачи:
гравюра должна была утверждать в художественных
образах достижения России,
прославлять ее военные победы,
увековечивать праздники и фейерверки,
иллюстрировать научные книги,
светская тематика,
изображение человеческих деяний на земле
Слайд 76«ПРЕДЕСТИНАЦИЯ». ВИД С КОРМЫ 1701.
Офорт. 520х635
Слайд 77Первый российский линейный корабль
«Гото Предестинация»
1701
Слайд 78КАРТА ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ АЗОВСКОГО МОРЯ
1701.Офорт, резец. 531х601 мм
Слайд 79СВАДЬБА ШУТА ФИЛАТА
(ФЕОФИЛАКТА) ШАНСКОГО.
МУЖСКАЯ ПОЛОВИНА
СВАДЬБА ШУТА ФИЛАТА (ФЕОФИЛАКТА)
ШАНСКОГО. ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА.1702г
Слайд 80ВИД ОСАДЫ КРЕПОСТИ ШЛИССЕЛЬБУРГ
(НОТЕБУРГ) 11 ОКТЯБРЯ 1702 ГОДА.1703.
Офорт, резец. 530х650
Слайд 82ПЛАН ОСАДЫ КРЕПОСТИ ШЛИССЕЛЬБУРГ (НОТЕБУРГ) 11 ОКТЯБРЯ 1702 ГОДА.1703.Офорт. 535х734
Слайд 83ПАНОРАМА СРАЖЕНИЯ НА РЕКЕ АМОВЖЕ (ЭМБАХЕ) ПРИ ВПАДЕНИИ ЕЕ В
ЧУДСКОЕ ОЗЕРО 4 МАЯ 1704 ГОДА.1704.Офорт. 520х637 мм
Слайд 84ВХОД В АРСЕНАЛ. ПРОЕКТ
1704.По собственному рисунку. Офорт, резец. 557х620
Слайд 85УСАДЬБА Ф.А. ГОЛОВИНА В МОСКВЕ (НИЖНЯЯ ЧАСТЬ)
1705.Офорт, резец. 520х620
Слайд 86Графика русских мастеров.
Алексей Зубов
Характер и назначение гравюр:
Карты
Сражения
Чертежи кораблей
Портреты царственных особ
Свадьбы
Планы городов
Слайд 87«Баталия при Гренгаме 27 июля 1720 год», 1721
Слайд 90«Торжественный ввод в Санкт-Петербург взятых шведских фрегатов»
Слайд 92«Панорама Санкт-Петербурга», 1716
Слайд 94«Панорама Санкт-Петербурга», 1716
Иван Зубов. «Измайлово»
Слайд 95«Свадьба Петра I и Екатерины», 9 февраля 1712 года
Слайд 98"Триумфальное шествие после Полтавы"Фрагмент
Слайд 99Алексей Зубов "Свадьба Петра I" Фрагмент
Слайд 105Портрет Екатерины I в окружении медальонов с портретами русских царей
Слайд 106Миниатюра на эмали в России (финифть)
тонкостью исполнения
схожестью с оригиналом
чистотой
и прозрачностью красок
3-6 см в диаметре