Слайд 1 Искусство публичной речи. Навыки презентации
Понятие публичного выступления
2. Ошибки
публичного выступления
3. Правила успешного публичного выступления
4. Успешное публичное выступление -несколько
требований (самостоятельно)
Слайд 21. Понятие публичного выступления
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации,
основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или
иных положений.
Слово оратор (от латинского orare - «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Слайд 3Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует
на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным
мастерством.
Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
Слайд 4Для интеллигентного человека - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.
Все
лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты,
реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами.
И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.
Слайд 52. Ошибки публичного выступления
Ошибка 1: Несоответствие
Когда содержание ваших слов расходится
с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это
замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.
Слайд 6Ошибка 2: Оправдания
Публика эгоистична. Поэтому с самого начала выступления на
первое место поставьте её: мысли, желания и чувства вашей аудитории.
Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.
Если вы будете действовать именно так, тогда:
а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.
б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.
Слайд 7Ошибка 3. Извинения
Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них
вину за плохое качество доклада.
Поэтому следует уметь превратить недостаток
в достоинство.
Слайд 8Ошибка 4: Глаза и брови
Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми
мышцами трудно управлять без тренировки.
Психологические исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно.
Слайд 9Ошибка 5: Подбор слов
Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде,
чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов
мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.
Слайд 10Ошибка 6: Отсутствие юмора
Лучше информативной речи - только интересная речь!
Добавьте в свою серьезную речь забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Слайд 11Ошибка 7: Всезнайство
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы
напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда
считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, иначе вам отплатят той же монетой.
Слайд 12Ошибка 8: Суетливость
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может
торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.
Слайд 13Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской
пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
Чтобы держать публику «в тонусе», необходимо постоянно варьировать громкость и силу своего голоса.
Слайд 14Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз,
неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило, они спешат
заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами.
Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства и для многого другого.
Слайд 153. Правила успешного публичного выступления
Подготовка речи
Вначале сделайте «каркас» или «скелет»
будущего публичного выступления:
· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления.
·
Выделите главную идею вашей речи.
· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
· Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы.
Слайд 16Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы»:
· Найдите яркие
примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе
выступления.
· Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
· Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.
Слайд 17Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро
составит впечатление о вас, которое будет доминировать на протяжении всего
выступления.
Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.
Слайд 18Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно
напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные
идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью усилит эффект выступления.
Слайд 192. Место выступления.
Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы
установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели.
Если
во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.
Слайд 203. Одежда
Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно,
которые не отвлекают вас своим неудобством.
Универсальное правило успешного публичного
выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.
Слайд 21Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю,
если три - только среднюю. Если нет очень большой необходимости,
не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.
Если оратор - женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки - средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.