усложненное с запада и востока пристройками. Снаружи здание, с учетом
шестнадцати двухярусных обходных галерей, имеет шестнадцатигранную форму. Это первая постройка такого рода севернее Альп, но подобные планировочные решения были хорошо известны в Равенне и в Константинополе.
Для отделки интерьеров дворца и капеллы, по свидетельству хронографа Каролингской империи Эйнхарда, по приказу императора из Равенны и Рима доставили античные колонны – сполии, а также мраморную облицовку. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.
Примечательна и полосатая кладка арок из чередующихся светлых и темных камней. Полуциркульные арки типичны для романской архитектуры, золотой фон мозаик – для Византии, а полосатая кладка – характерная черта арабской архитектуры.
Каролинги
Изнутри в центре из-под купола капеллы свисает огромный бронзовый хорос – круглый многосвечник, символизирующий звезды на небесной тверди.
Ажурные решетки галереи второго яруса, как предполагают, были сняты с другого известного сооружения – Мавзолея Теодориха в Равенне.
Архитектура капеллы примечательна конструктивными достоинствами, что выдает почерк опытных мастеров. Когда в 1794 году французы, захватившие Ахен, бывший в то время вольным имперским городом, похитили и увезли в Париж мраморные колонны второго яруса, поддерживавшие посредством аркад несущие своды, это не сказалось на прочности постройки. Галереи простояли и без колонн (в 1843 году за исключением семи их вернут на место).
Интерьер Ахенской капеллы
Восьмигранный
купол
Ахенской капеллы