Слайд 1Искусство Средневековой Италии
Урок по истории искусств
Слайд 2Итальянская архитектура
Итальянская архитектура возникла в прямом и переносном смысле слова
на развалинах Древнего Рима. Ведущая роль в архитектуре средневековой Италии
(VII—X вв.) принадлежала, естественно, церковной архитектуре.
Слайд 3Самым распространенным типом здания этой эпохи являлась базилика с плоским
перекрытием (римские церкви Санта-Мария ин Космедин, 772—795, Санта-Мария ин Домника,
817—824).
Наиболее передовым не только в Италии, но и во всей Западной Европе было зодчество Ломбардии (церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века).
Слайд 4БАЗИЛИКА С ПЛОСКИМ ПЕРЕКРЫТИЕМ
Слайд 5БАЗИЛИКА С ПЛОСКИМ ПЕРЕКРЫТИЕМ
Слайд 6БАЗИЛИКА С ПЛОСКИМ ПЕРЕКРЫТИЕМ
Слайд 7Церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века
Слайд 8Церковь Сан-Винченцо ин Прато в Милане, середина IX века
Слайд 9Романский стиль в архитектуре Италии
В XI веке на базе развитых
феодальных отношений в Италии складывается романский стиль. По-прежнему доминирует монументальная
церковная архитектура, но в связи с быстрым ростом городов развивается строительство городских стен, ворот, башен, жилых домов, ратуш.
Слайд 10Из сооружений этого периода назовем:
Базилика Сант-Амброджо в Милане (XI век)
Базилика
Сан-Дзено в Вероне (1120— 1138)
Соборы в Модене (1099—1106), Парме (XII
век). Центрально-купольные постройки представлены баптистериями в Кремоне, Парме, Падуе.
Слайд 11Базилика Сант-Амброджо в Милане (XI век)
Слайд 12Базилика Сант-Амброджо в Милане (XI век)
Слайд 13Базилика Сант-Амброджо в Милане (XI век)
Слайд 14Базилика Сант-Амброджо в Милане (XI век)
Слайд 19Базилика Сан-Дзено в Вероне (1120— 1138)
Слайд 20ИСТОРИЯ БАЗИЛИКИ
Над могилой святого Зинона (умер ок. 380 года) в
V веке по указанию Теодориха Великого была построена первая небольшая
церковь. В IX веке она была разрушена и по указанию короля Пипина при участии епископа Ратольдо было построено новое здание куда в 807 году поместили мощи святого Зинона.
Оно было разрушено в начале X века во время венгерского нашествия и мощи святого Зинона временно перенесли в кафедральный собор, но в 921 году их вернули в сохранившуюся крипту церкви.
Слайд 21В 967 году при поддержке императора Оттона Великого было построено
современное романское здание базилики. В 1117 года церковь пострадала при
землетрясении, но к 1138 году была восстановлена и расширена. В 1398 году была заменена крыша базилики, создан плафон главного нефа и построена апсида в готическом стиле.
Колокольня церкви была построена в XI веке, а находящаяся рядом башня XIII века принадлежит не сохранившемуся бенедиктинскому монастырю.
К началу XIX века базилика была заброшена и оставлена верующими, обветшала и был восстановлена только к 1993 году.
Слайд 22Базилика Сан-Дзено в Вероне (1120— 1138)
Клуатр
Слайд 23Клуатр
К базилике пристроен клуатр XII века. Его галереи обрамлены многочисленными
двойными колонками с арками. На северной стороне расположен небольшой павильон
(эдикула), в котором установлен памятник папе Иоанну Павлу II.
В клуатре выставлено несколько средневековых надгробий, одно из которых 1313 года принадлежит представителю рода Скалигеров и сохранился ряд средневековых росписей.
К клуатру примыкает лапидарий — собрание античных надписей.
Слайд 24Что такое КЛУАТР?
Типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная
галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или
крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Кроме того, клуатры устраивались в средневековых университетских колледжах, например, в колледже св. Магдалины в Оксфорде.
Слайд 27Итальянский скульптор и архитектор Бенедетто Антелами (ок. 1150—ок. 1230) осуществил
строительство (с 1196) и скульптурный декор баптистерия в Парме.
В Венеции
и на юге Италии было значительно влияние византийских мастеров, особенно усилившееся после завоевания крестоносцами Константинополя в 1204 году.
В Венеции на месте церкви X века был сооружен знаменитый собор Сан-Марко (закончен в 1094).
Слайд 32Кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце
дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе.
Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.
Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.
Слайд 33Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31
января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи
были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей.
Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре.
Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.
Слайд 34Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а
завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Поскольку
здание первой базилики не сохранилось, то о её облике можно судить лишь по археологическим раскопкам, выполненным в ходе реставрации крипты собора, когда была обнаружена древняя кладка стен. Считается что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.
Базилика была повреждена пожаром, возникшем в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ему серьёзные повреждения. К концу X века базилика была восстановлена, но исследователи считают, что эта была реставрация здания, а не новое строительство
Слайд 36Современная базилика
Строительство современной базилики было начато в 1063 году при
доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе
был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики.
Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора.
Слайд 37Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя
в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде,
«золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея».
Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён).
Слайд 38В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром
III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный
причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.
В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяются главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества.
Слайд 39Характеристика архитектурного стиля
Слайд 40Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный
как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за
годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили.
Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.
Слайд 43Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на
который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска
не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов — какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний.— П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год.
Слайд 44Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской
крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов, но
не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют.Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43