Слайд 2Византи́йская импе́рия
Византи́йская импе́рия, Византи́я — название Восточной Римской империи. Название
«Византийская империя» государство получило в трудах западноевропейских историков уже после
своего падения.
Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «римской», «ромейской».
Слайд 4Византи́йская импе́рия
В 285 году римский император Диоклетиан утвердил новую систему
управления империей, согласно которой у власти находились не один, а
сразу четыре правителя, двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников.
На деле это решение привело к 20-летней гражданской войне в империи
Слайд 5Флавий Валерий Аврелий Константин
18 сентября 324 года победивший в гражданской
войне Константин был официально объявлен единым правителем империи.
в 330
году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь)
В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником.
Слайд 7Бизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. По
легенде, именно Бизант основал город и дал ему свое имя.
В исторических источниках фигурирует с VII века до н. э. как греческая колония. Среди имён города — Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград и Стамбул. Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году
Константинополь
Слайд 8В безоблачном небе над берегами Босфора парил орел со змеёй
в когтях. Змея извивалась, пытаясь ужалить врага, но орёл камнем
упал вниз и раздробил ей голову ударом мощного клюва. Победу царя пернатых встретили радостными криками посланники римского императора Константина, искавшие место для новой столицы. Битву орла со змеёй они истолковали как знак свыше. На месте старой греческой колонии Византии был основан город Константина.
Слайд 12В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры,
был язычником. Однако мать его Елена была христианкой. Константин сделал
христианство господствующей религией, а незадолго до смерти сам принял христианство. По вопросу причин принятия христианства существуют разные версии. По версии византийского хрониста Зосима, переход в христианство был вызван желанием Константина избежать мести богов за убийство своей молодой жены Фаусты и сына от прежнего брака Криспа. Созванные на совет языческие жрецы единодушно пришли к выводу, что такое преступление нельзя искупить. Исключение составил последователь христианства, сказавший, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи.
Слайд 14В 395 году перед смертью император Феодосий успел осуществить мирный
раздел наследия Римской империи между сыновьями. Старшему Аркадию досталась Восточная
часть со столицей в Константинополе. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи.
С 395 года греческая восточная и латинская западная половины империи больше никогда не соединялись под единым управлением. Западная часть империи развалилась под натиском варваров спустя 80 лет, а Византия просуществовала свыше тысячи лет
Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
Византийская империя
Слайд 16Византии, в отличие от западной части Римской империи, удалось избежать
опустошительных набегов варваров; она осталась главной хранительницей античного наследия, центром
науки и культуры. Наряду с греческими и римскими, в Византии творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта и др. стран; этот сложный сплав преобразовался в самобытный художественный стиль византийского искусства
Слайд 18Византийская архитектура
В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к
пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в
которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Здесь возводятся великолепные сооружения, призванные укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения.
Слайд 19Строились церкви двух основных типов:
базилики и крестово-купольные церкви
Слайд 20 Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания,
разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был
выше боковых. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
Слайд 21Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви — квадратное в
плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие
купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест.
В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.
Слайд 24 Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан
— цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить
монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана.
Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм св. Ирины в Константинополе.
Слайд 26Храм св. Ирины в Константинополе.
Слайд 27 Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил
свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого.
На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.
Мавзолей Галлы Плацидии Равенна. Италия.V в. - один из древнейших христианских храмов.
Слайд 28Мавзолей Галлы Плацидии Равенна. Италия.V в. - один из древнейших
христианских храмов.
Слайд 29Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней
архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый
внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера.
Слайд 31Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные
поверхности стен, купол и люнетты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой,
в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.
Слайд 32Люнетта:
1 — в распалубке свода; 2 — над дверью.
Люнетта
(от французского lunette, буквально — лунка), арочный проём в своде
или стене, ограниченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах обычно помещаются окна, «глухие» Л. нередко украшают росписью или скульптурой.
Слайд 34Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Италия.V в.
Слайд 35
Mозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна.V в.
"Добрый Пастырь"
Mозаика мавзолея Галлы
Плацидии
(середина V века, Равенна, Италия)
В мавзолее Галлы молодой Христос в
простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.
Слайд 36Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной
смальты,
стены — мраморной мозаикой,
полы — мраморным мощением.
Слайд 38Церковь Сан Витале
Базилика была заложена в 527 году.
Мозаики Сан
Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус
византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.
Слайд 39Апси́да (от др.-греч.— свод), — примыкающий к основному объёму пониженный
выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый
полукуполом (конхой).
Слайд 40Апсида украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с
крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух
ангелов. На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священников
Слайд 44Императорская власть
Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по
отношению к обществу – был подобием Отца Небесного
Царская власть
не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника
Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению
Слайд 45Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниа́н
византийский император с 1 августа 527
Юстиниан, полководец и реформатор
Его
правление - переход от Античности к Средневековью и, соответственно, переход
от римских традиций к византийскому стилю правления.
На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи. Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии
Слайд 46Схизма
Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х
первых веков н.э. развивалась в рамках христологических споров
Между Папой Римским
и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство
Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)
Слайд 48Большого расцвета византийская культура достигает в VI в при Юстиниане.
Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.
Тип
античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
Византийская архитектура
Слайд 50Собор Святой Софии
Архитекторы: Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. На строительстве его
работали 10 000 человек. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
По приказу императора все провинции и города империи поставляли в Константинополь самые замечательные остатки античных зданий и мрамор. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Из Проконеза доставляли белоснежный мрамор, из Каристоса — светло-зеленый, из Ясоса — бело-красный, из Фригии — розовый с прожилками.
Слайд 52Собор Святой Софии
Много необычного было в строительстве этого собора. Известь
изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней
доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое.
Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько окон делать над главным алтарем), Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы.
Слайд 56Архитекторы: Анфимий из Тралл, Исидор из Милета,
Слайд 57Собор Святой Софии
Стены, выложенные различными рисунками из разноцветного мрамора, производят
впечатление, будто они увешены дорогими коврами. На некоторых мраморных плитах
— причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после атомного взрыва. Эта самая пышная византийская постройка была гордостью Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 года, император подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Он быстро прошел до середины собора и, подняв к небу руки, воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя!» Празднества по случаю освящения храма продолжались 15 дней.
Слайд 69С IX в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца
Появился
новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточно-христианском мире до сегодняшнего
дня. В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане.
Такая структура здания получила название крестово-купольной системы
Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства
Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу
Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами
В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным
Византийский
архитектурный тип
Слайд 78Слово икона по-гречески значит образ
С VI в. всё большую роль
в интерьере храмов начинают играть иконы
В Византии иконы обычно писали
яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте
Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (
При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире
Иконы
Слайд 79Иконопись
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 82Иконопись
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 84Иконоборничество
Император Лев Исавр 717-741 г.
Слайд 85Иконографический канон
Доску покрывали слоем шлифованного грунта из мела или гипса
– левкасом.
Обрамление иконы – оклад -был выполнен из драгоценных металлов
и камней.
Уплощение фигур
Намеренное изменение (удлиннени лица и те) пропорций ата лица и тела.
Тела скрыты складками одежды
Утрата античной линейной перспективы
введение обратной перспективы
Отказ от многопланового фона (художник изображает не предмет, а его сущность)
Отказ от светотени
Слайд 86Иконопись
Владимирская икона Божией Матери
Слайд 89Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, потому
что восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение
им в некотором роде идолопоклонством, и если до IX века круглые фигуры ещё были терпимы в византийских храмах, то постановлением Никейского собора 842 г. они были совсем устранены из них.
Скульптура
Слайд 90Диптих Барберини, V—VI вв. Лувр, Париж
Слайд 91Диптих Барберини, V—VI вв. Лувр, Париж
Слайд 92Особенности
Византийской культуры
Города как центры ремесла, торговли, искусства
Культ императора как
сакральной фигуры
Церковь была подотчетна светской власти и не претендовала на
политические функции
Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса
Внешняя помпезность, парадность
Приверженность к строгой обрядности
Сознание превосходства над культурой народов остального мира
Строгий канон в архитектуре
Основные виды изобразительного искусства - мозайка, фреска и икона