Слайд 2Тест
1. Кто первым применил термин «Возрождение», характеризуя культурный расцвет Европы
XVI века?
А) Васко да Гама
Б) Леонардо да Винчи
В) Джорджо Вазари
Г) Никколо Макиавелли
2. Назовите главнуые особенности этой эпохи
А) Интерес к человеческой личности
Б) Преклонение перед античной культурой
В) Интерес к новым народам и их культуре
Г) стремление к богу, совершенствование души
3. Где возникло Возрождение?
А) в Северной Италии
Б) во Франции
В) в Англии
Г) в Сев. Нидерландах
4. Какой период охватывает Высокое Возрождение?
А) конец XV в.
Б) первая половина XVI в.
В) середина XVI века
5. Что не характерно для гуманизма?
А) научный подход к действительности
Б) представление о самоценности человеческой личности
В) критика средневековой картины мира (бог в центре)
Г) попытка примирить религиозное и светское мировоззрение
Слайд 3Тест
Кто первым применил термин «Возрождение», характеризуя культурный расцвет Европы XVI
века?
В) Джорджо Вазари
2. Назовите главную
особенность этой эпохи
Б) Преклонение перед античной культурой
3. Где возникло Возрождение?
А) в Северной Италии
4. Какой период охватывает Высокое Возрождение?
Б) первая половина XVI в.
5. Что не характерно для гуманизма?
А) научный подход к действительности
Слайд 4Гуманизм – система воззрений, в основе которой лежит представление о
самоценности человеческой личности, ее прав и интересов.
Критикуя средневековую картину мира,
гуманисты не смогли до конца избавиться от веры в чудеса и выработать строго научный подход к действительности. Они пытались примирить религиозное и светское мировоззрение. Это позволяет охарактеризовать гуманистов как людей и старого, и нового времени.
Слайд 6Эразм Роттердамский
Гуманисты старались примирить веру и знания.
« Христианство – высшая стадия
нравственного развития
человечества».
Эразм принимал жизнь такой, какая она была в действительности, и охотно прощал людям их прегрешения.
« Вся жизнь человеческая есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль».
Слайд 7Томас Мор
Попытка примирить религиозное и светское мировоззрение.
« Неверие в Бога
несовместимо с
моралью».
Утопия – страна, которой нигде нет.
В этом вымышленном
государстве все тяжелые работы выполняют рабы, а свободные люди заняты лишь легким и необременительным трудом, который оставляет им много времени для досуга, заполненного науками и другими духовными удовольствиями. Всеми благами, как природными, так и рукотворными, распоряжается государство. И каждый свободный человек получает их по потребностям.
Слайд 8Никколо Макиавелли
Гуманисты глубоко восприняли одну из основных ценностей античной культуры
– индивидуализм, или представление о первенстве личности перед коллективом и
обществом.
Макиавелли доказывал, что правитель должен стремиться к поставленной цели, считая себя полностью свободным в выборе средств.
«Цель оправдывает средства».
Слайд 9Франсуа Рабле
Жизнелюбие и интерес к человеку отличают творчество Рабле.
Наилучшее устройство
общества Рабле представлял обителью, где жизнь подчинена не законам, уставам
и правилам, а собственной доброй воле.
«Делай, что хочешь».
И это не приводит к раздорам среди разумных, просвещенных, свободных людей, так как люди инстинктивно стремятся к добрым делам.
Но если «давят и гнетут подлое насилие и принуждение», то люди стремятся «свергнуть ярмо рабства».
Слайд 10Итог:
Каковы особенности мировоззрения гуманистов?
1.Пристальный интерес к человеку.
2. Своеобразный взгляд на
отношения личности с обществом.
3. Обоснование прав человека на свободу, справедливость
и счастье.
4.Попытка примирить веру и знания.
В общем, гуманистов можно охарактеризовать как людей и старого, и нового времени.
Слайд 12Цель:
1.Определить особенности искусства эпохи Возрождения.
2.Познакомиться с шедеврами мировой художественной культуры
этого периода.
Слайд 13Особенности:
1.Научному изучению природы гуманисты предпочитали ее художественное осмысление, применяя метод
«доказательства от прекрасного».
«Форма отражает сущность вещей».
Они создают культ красоты, атмосферу
преклонения перед прекрасным.
2. Искусство перестало быть анонимным, уступив место индивидуальному творчеству конкретного художника
(индивидуальный почерк, неповторимый стиль).
3.Искусство Возрождения было по преимуществу светским (портреты, дворцы, замки, дома, виллы).
Слайд 15 Дама с горностаем
Мадонна Литта
Слайд 18Рафаэль Санти
Великий мастер флорентийской школы. Создал знаменитый цикл росписей парадных
залов папской резиденции в Ватикане.
Воплотил гуманистический идеал прекрасного и
совершенного человека.
Слайд 27Микеланджело Буонарроти
Разносторонне развитый талантливый художник, скульптор и поэт.
Самая знаменитая работа
Микеланджело – статуя Давида, будущего царя Израиля.
Слайд 32Венецианская школа Тициан
Художников этой школы меньше волновали мировоззренческие проблемы. Они
больше были живописцами, чем мыслителями, поэтому их работы необычайно красочны,
ярки и выразительны.
Тициан (автопортрет) Кающаяся Магдалина
Слайд 34Искусство Северного Возрождения
Особенностью является переплетение местных художественных традиций с итальянскими
заимствованиями.
С итальянским искусством этих художников сближает интерес к человеку. Но
в их картинах люди редко выглядят красивыми и физически совершенными. Они воспевали обыкновенного человека, его повседневную жизнь и быт. Отсюда любовь к изображению бытовых подробностей жизни.
Слайд 35Питер Брейгель Старший – автор поэтических пейзажей
Портрет Брейгеля
Картина Брейгеля:
«Охотники на снегу»
Слайд 36Картины нидерландского художника Брейгеля Старшего посвящены изображению народного быта. Автор
далек от его идеализации. Наоборот показывает присущие народу пороки .
А иногда проникнуты глубоким трагизмом.
Крестьянский танец
Притча о слепых
Слайд 37Праздник всех святых
Мадонна с младенцем
Слайд 38Самым ярким художником Возрождения в Германии был Альбрехт Дюрер. В
его картинах переплелись традиции немецкого готического искусства и живописи итальянского
Возрождения
Об этом свидетельствует ряд автопортретов, в которых образ художника напоминает мудрого и одухотворенного Христа, характерного для искусства Ренессанса.
Слайд 39Самая известная и в то же время мрачная гравюра «Четыре
всадника» пророчат грядущий апокалипсис. Четыре всадника: война и мор, несправедливый
суд и голод топчут грешников.
Слайд 40Жан и Франсуа Клуэ, представители французского Возрождения, выразили свой возросший
интерес к человеческой личности в партретах.
Жан Клуэ
Франциск I, король
Франции Портрет Клода Лотарингского, герцога Гиза
Слайд 42Вывод:
Возрождение зародилось в Италии. Итальянские мастера первой половины XVI века
получили общеевропейское признание. Им стали подражать художники, скульпторы, архитекторы других
стран. Так эстафету приняло Северное Возрождение, внесших свои особенные черты культуры этих стран.