Слайд 1Кризисные периоды в жизни семьи
Слайд 2План
Кризисные периоды брака.
Барьеры общения в семье и браке
Развод – как
социально-психологический феномен
Слайд 3Литература
Борисов В.А. Деградация института семьи //Семья в России 1995 №
1-2
Демографичиский энциклопедический словарь ред. Д.И.Валентей –М 1985
Малярова Н.В. Роль конфликта
в функционировании семейной системы. //Семья и социальная структура. Отв.ред М.С.Мацковский
Семья: психология, педагогика, социальная работа. Под ред. А.А. Реан
Е.И.Зритнева, Н.П.Клушина Семьеведение. М.2006.
Слайд 4Предисловие
Если семья, как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественным
развитием (ЖЦС), то это может стать источником негативных симптомов у
ее членов (психосоматических или эмоциональных расстройств).
Слайд 5«Кризис брака»
Переломные моменты в развитии семьи
Слайд 6Кризисные периоды в браке
Кризис медового месяца
Наступает в первые 1-2
месяцы семейной жизни. Разочарование (чаще у женщины),
1. Феномен срывания
масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи (до брака нужно было очаровывать).
2. Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы.
Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Женщина часто реализуется в браке, мужчина – на работе.
Слайд 7Помощь
Нужно выработать общий язык, выяснить, что супруги ожидали от брака,
что они имели ввиду под словами помощь, любовь и т.д.
осознать и выявить основные противоречия в установках супругов на брак и построить перспективу взаимоотношений в дальнейшем. Преодоление этого кризиса приводит к выработке общих смыслов, моделей поведения, способов разрешения конфликтов, формированию семейного самосознания, чувства "мы". Семьи которые не могут справиться с этим кризисом часто распадаются.
Слайд 8
Факторы, способствующие возникновению
Появляются родительские роли — (уход за младенцем,
воспитание детей);
- Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на
ребенке в ущерб отношениям с мужем;
Разные взгляды на воспитание детей
Ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);
Диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности;
Материальные и жилищные затруднения.
Супружеская роль уступает родительской
Второй период с появлением ребенка от 3-до 7 лет (иногда 2-6 лет).
Слайд 9Помощь
Способствовать восстановлению супружеских отношений. Очень важно восстановить супружескую любовь,
вместо родительской.
Помочь в педагогической компетенции супругов
Слайд 103 период от 12-до 16 лет совместной жизни.
причины:
психологическая усталость
друг от друга;
стремление к новизне в отношениях и в образе
жизни;
(особенно, когда есть относительная свобода и самостоятельность супругов)
Слайд 114. Период - после 20-25 лет совместной жизни.
причины:
приближение периода пожилого
возраста климакса, соматические жалобы;
чувство одиночества связи с уходом детей;
усиливается эмоциональная
зависимость жены, ее переживания по поводу внешнего старения;
психологический кризис сорока лет
Слайд 12Помощь
Способствовать восстановлению супружеских отношений, нужно помочь супругам в нахождении нового
смысла жизни.
Задача супругов: формирование отношений родителей и детей на уровне
взрослый-взрослый. Отпустить своих взрослых детей и обрести психологическую независимость от них.
Слайд 13Барьеры общения в семье и браке.
Выделены признаки конфликтных и
благополучных семейных пар.
Психологическая несовместимость.
Следствие постоянных конфликтов в семье –
эмоциональные расстройства у детей
Слайд 14Барьер характера
человек с неадекватно завышенной самооценкой – конфликтен.
У каждого
есть уязвимые места, критика которых вызовет негативные эмоции. Для женщин
– внешность, для мужчин – их достоинств (смелость, сила) или профессионализм
Слайд 15Барьер целей:
разочарование, когда ставятся завышенные цели, недостижимые по объективным и
субъективным причинам.
Например: женщина видела свою перспективу карьерного роста, а
стала домохозяйкой - конфликт нереализованных возможностей
Слайд 16Барьер отрицательных эмоций:
невроз как результат и как причина.
Он возникает
на почве страдания, горя.
Слайд 17Барьер незнания:
(образования) например, незнание особенностей подросткового возраста – разногласие в
воспитании – конфликт
Слайд 18Барьер речи:
неумение высказать свою мысль, тон, которыми произносятся фразы
Слайд 19Факторы обуславливающие семейное нарушение
сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из
членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.
длительные (хронические
раздражители). Например, физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности с решением жилищных проблем, длительный конфликт между членами семьи
Слайд 202 типа нарушений
Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи.
Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного
цикла. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.
Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга.
Например, необходимость практического решения проблемы в начале второго этапа - после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.
Слайд 21Трудности
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, например, те, которые возникают
при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей).
Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.
Слайд 22По источнику возникновения
Связанные с этапами жизни семьи.
Например, адаптация
к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе;
проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором.
Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам.
Слайд 23Ситуативные нарушения
это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу
функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери).
Особую
роль при этом играет фактор внезапности ( неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том что семья может обеспечить безопасное будущее).
Слайд 24 теория латентного (скрытого) нарушения
Не слишком значительные нарушения взаимопонимания
Умеренно выраженная
конфликтность
Пониженная способность членов семьи согласовывать удовлетворение своих потребностей
Слайд 25Уровни нарушения супружеских отношений
1.Плохо осознаваемая, тлеющая неудовлетворенность
2. Осознанная неудовлетворенность
3. Состояние
глобальной семейной неудовлетворенности, резкое расхождение между реальной жизнью и ожиданием.
Слайд 26Устойчивость семьи
Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия
Иногда
трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия,
иногда ослабляют, усиливают противоречие
Слайд 27Выход из семейного кризиса
сопровождается либо
установлением новых отношений между членами
семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия;
либо,
при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимоотношений, нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений, что подчас приводит к распаду семьи
Слайд 28Стадии дезорганизации семьи
1 происходит разрыв эмоциональной связи между супругами «эмоциональный
развод»
2 разрыв физического (интимного) фактора
3 «Пробный» развод (фактически семья распалась.
Но юридически еще нет)
4 Юридический развод
Слайд 29Фазы распада эмоциональных отношений
Интра (внутренняя) психическая. Появляется чувство инертной неудовлетворенности
Интер
(между супругами) – партнеры обсуждают свои отношения, пробуют экспериментировать
Социальная фаза
– в процессе распада семьи вовлекаются люди (родственники, друзья). Факт распада стал общим достоянием, поддерживается другими людьми.
Фаза отделки – оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями.
Слайд 30развод
Разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом единстве семьи. Влечет за
собой перемену жизни супругов
Слайд 31Причины развода
Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, неумение вести хозяйство, материальная необеспеченность)
Межличностные
конфликты (утрата любви, привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность,
мстительность)
Внешние факторы (измена, новое чувство, вмешательство родителей)
Слайд 33Стадии развода
Отрицания (ситуация развода с мнением «ничего особенного, так лучше»)
Озлобленности
(от душевной боли защищаются озлобленностью к партнеру, манипулируют детьми)
Переговоров (появляется
ощущение, что жизнь кончилась)
Адаптации (приспособление к новым условиям)
Слайд 34Последствия развода
Снижение рождаемости
Ухудшение условий семейного воспитания
Падение работоспособности и производительности труда
бывших супругов
Ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности
Рост алкоголизации
Увеличение суицидных
исходов
Увеличение рисков психических заболеваний
Рост числа несчастливых необеспеченных детей
Слайд 36Методы коррекции семейных отношений психологом
Изучение семьи
Указания
Воздействие примером
Семейная дискуссия
Проигрывание семейных ролей
Слайд 37Семейное психологическое консультирование
.
Это вид психологической помощи семье сталкивающейся с трудностями
в разрешении внутрисемейных конфликтов, в принятии решений и осуществлении важных
жизненных выборов.
Консультативная помощь осуществляется в форме психологического просвещения семьи, обсуждения психолога с семьей острых вопросов их жизни.
Это непосредственная работа с людьми направленная на решение разного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Слайд 38Основные виды консультирования.
1. По фактору непосредственности.
а) очное – непосредственная работа
с клиентом,
б) заочное – по телефону, интернету, переписка.
2. По количеству
консультируемых.
а) индивидуальное,
б) групповое.
3.Ориентированность психологической помощи.
а) одного члена семьи,
б) предбрачной или брачной пары,
в) семьи в целом,
г) родителя (ей),
д) родительско – детской группы,
е) ребенка или подростка.
3. Характер психологической помощи.
а) рекомендации организационных мер связанных с воспитанием ребенка,
б) рекомендации методов воспитания и обучения, определение готовности к обучению,
в) профориентация подростков,
г) осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий,.
Слайд 394. Модели психологической помощи семье
а) педагогическая: работа с родителями или
родительско – детской группой при недостаточной компетентности родителей. Оказание помощи
в воспитании, обучении детей,
б) диагностическая: выявление, диагностика психологических особенностей клиентов, способностей, конфликтных зон, общих или специальных способностей ребенка,
в) социальная. Основана на предположении, что семейные трудности это результат обстоятельств и происходит вмешательство в обстоятельства,
г) медицинская. Предполагает в основе существования болезни психологические проблемы, реабилитация больных, адаптация здоровых к больным,
д) психологическая. Предполагает, что причины проблем лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи.
Слайд 40Семейная психотерапия.
Это вид психологической помощи и одновременно часть более широкой
области психотерапевтической практики направленной на решение глубинных проблем семьи, где
единицей анализа может быть семья в целом, супруги, родительско – детская пара или отдельный член семьи.
Осуществляется как со здоровыми людьми, психологические проблемы которых приобрели хронический характер так и с людьми, страдающими различными нарушениями поведения, а также эмоциональными и личностными расстройствами.
Это работа, осуществляемая профессиональным психологом ориентированная в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Слайд 41Семейная дискуссия
1) коррекция неправильных представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений.
В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в правильности и незыблемости
своих убеждений, которые раньше представлялись им единственно возможным и очевидными;
2) обучение членов семьи методам дискуссии.
3) обучение членов семьи объективности.
Не малую роль играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного представления членов семьи по тому или иному вопросу.
Слайд 42Правила ведения дискуссии:
а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а
совместно найти истину”;
б) “дискуссия – не соревнование и не
способ выявления того, кто умней”;
в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;
г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой”;