Слайд 1
Искусство западной европы 19 века.
революционный романтизм во франции
Презентацию подготовила: преподаватель
МБУ ДО «ДХШ им. А.К.Леонтьева» города Можги Нагорных С.И.
Слайд 2Романтизм как направление в живописи сформировался в Западной Европе еще
в конце XVIII в. Своего расцвета романтизм в искусстве большей
части западноевропейских стран достиг в 20-30-х гг. 19 столетия.
Сам термин «романтизм» берет начало от слова «роман» (в 17 столетии романами именовали литературные произведения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее языках — французском, английском и др.). Позднее романтическим стали называть все непонятное и загадочное.
Слайд 3Как явление культуры романтизм сформировался из особого мировосприятия, порожденного итогами
Великой французской революции. Разочарованные в идеалах эпохи Просвещения, романтики, стремившиеся
к гармонии и целостности, создавали новые эстетические идеалы и художественные ценности.
Главным объектом их внимания стали выдающиеся персонажи со всеми их переживаниями и стремлением к свободе. Герой романтических произведений — незаурядный человек, оказавшийся по воле судьбы в сложных жизненных обстоятельствах.
Слайд 4Хотя романтизм возник как протест против искусства классицизма, он был
во многом близок последнему. Романтиками отчасти являлись такие представители классицизма,
как Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жан Огюст Доминик Энгр.
Романтики внесли в живопись своеобразные национальные черты, т. е. то, чего не хватало искусству классицистов.
Слайд 5
Теодор Жерико, великий французский живописец, скульптор и график, родился в
1791 г. в Руане в состоятельной семье. Талант художника проявился
в нем довольно рано. Часто, вместо того чтобы присутствовать на занятиях в школе, Жерико сидел в конюшне и рисовал лошадей. Уже тогда он стремился не только перенести на бумагу внешние черты животных, но и передать их нрав и характер.
Слайд 6Ранние произведения Жерико отличаются тем, что они максимально приближены к
жизни. Подобные картины необычайно выразительны и патетичны. В них видно
восторженное настроение автора при оценке окружающего мира.
В качестве примера можно привести картину под названием «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812 г.)
Слайд 7Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве
Жерико. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер
карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг.
Слайд 8Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на
службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г.
С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами.
Слайд 9Очень скоро разуверившийся в идеалах юноша оставляет армию, возглавляемую Людовиком
XVIII, и вновь берется за кисти и краски. Эти годы
нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника.
Слайд 10В 1816 г. Жерико отправляется в путешествие по Италии. Особенно
занимают его внимание фрески Микеланджело, украсившие Сикстинскую капеллу.
В это
время Жерико были созданы произведения, своей масштабностью и величественностью во многом напоминающие полотна живописцев Высокого Возрождения. Среди них наибольший интерес представляют «Похищение нимфы кентавром» и «Человек, повергающий быка».
Слайд 11Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине
«Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г.
и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме.
Особенностью данной композиции является то, что она составлялась художником из предварительно сделанных натурных рисунков.
Слайд 12Вскоре после написания этой картины Жерико возвращается во Францию, где
становится членом оппозиционного кружка, сформировавшегося вокруг живописца Ораса Верне. По
приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика.
В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России».
В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико.
Слайд 13Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»».
Написана она была в 1819 г. и в том же
году выставлена в парижском Салоне.
Слайд 14На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией. Художником
показаны не только их страдания и муки, но и стремление
во что бы то ни стало выйти победителями в схватке со смертью.
Слайд 15Картина «Плот «Медузы»», ставшая шедевром французской живописи, имела огромный успех
в оппозиционных кругах, которые видели в ней отражение революционных идеалов.
По тем же причинам произведение не было принято в среде высшей знати и официальными представителями изобразительного искусства Франции. Именно поэтому в то время полотно не было выкуплено государством у автора.
Разочарованный приемом, оказанным его творению на родине, Жерико отправляется в Англию, где представляет свою любимую работу на суд англичан. В Лондоне ценители искусства приняли знаменитое полотно с большим восторгом.
Слайд 16Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди
которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита»
(1821г.)
Слайд 17«Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821г.).
Слайд 18Находясь в столице Англии, Жерико занимается созданием не только литографий,
но и живописных произведений. Одной из наиболее ярких работ этого
периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли.
Слайд 19К 1822 г. художник покидает Англию и возвращается в родную
Францию. Здесь он занимается созданием больших полотен, подобных произведениям мастеров
Возрождения.
Среди них «Торговля неграми», «Открытие дверей тюрьмы инквизиции в Испании». Эти картины так и остались неоконченными — смерть помешала Жерико завершить работу.
Слайд 20Среди портретов Жерико особое место занимает портрет негра, находящийся в
настоящее время в коллекции Руанского музея.
С полотна на зрителя
смотрит решительный и волевой человек, готовый до конца сражаться с враждебными ему силами. Образ необычайно ярок, эмоционален и выразителен.
Слайд 21Теодор Жерико трагически погиб в 1824 г. в Париже, разбившись
при падении с лошади. Его ранняя смерть была неожиданностью для
всех современников знаменитого художника.
Творчество Жерико ознаменовало собой новый этап в развитии живописи не только Франции, но и мирового искусства — период романтизма. В своих работах мастер преодолевает влияние классицистических традиций. Его произведения необычайно колоритны и отражают все многообразие мира природы. Вводя в композицию человеческие фигуры, художник стремится к тому, чтобы как можно полнее и ярче раскрыть внутренние переживания и эмоции человека.
Слайд 22Давид Жак Луи (1748—1825), французский живописец.
В сущности, Давид был диктатором
для своего поколения. Уходящее далеко за пределы картин, его влияние
направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Отсюда берет начало современное направление.
Слайд 23Родился 30 августа 1748 г. в Париже в семье богатого
буржуа. Мальчик рано
обнаружил склонность к рисованию. В 1766 г. его
приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры, где учителем Давида стал художник Ж. М. Вьен, создававший картины на античные сюжеты.
Закончив Академию, молодой живописец, как тогда было принято, отправился на стажировку в Италию. Там он провёл четыре года (1775—1779 гг.). По возвращении на родину Давид стал членом академии и регулярно участвовал в её выставках.
Слайд 24Уже в ранних работах мастера утверждалось торжество гражданского мужества и
разума над бездумной жестокостью («Бой Минервы и Марса», 1771 г.).
Теперь античные сюжеты прочно вошли в творчество художника.
Слайд 25Романтический гражданский дух был характерен для классицизма предреволюционной эпохи во
Франции. Первой работой Давида в этом стиле является полотно «Велизарий,
просящий подаяние» (1781 г.). Эта подчёркнуто строгая картина, воспевающая стойкость истинного гражданина в невзгодах, сразу привлекла внимание зрителей.
Слайд 26Ещё большей популярностью пользовалось другое полотно Давида — «Клятва Горациев»
(1784 г.) на сюжет из римской истории. Трое братьев из
знатного рода Горациев одолели в битве с городом Альба-Лонга трёх своих противников. И хотя двое из братьев погибли, поединок закончился в пользу римлян, что принесло им быструю и бескровную победу.
Слайд 27Давид работал по государственному заказу: академия поощряла произведения, возбуждающие патриотические
чувства. В 1787 г. живописец создал картину «Смерть Сократа».
Слайд 28в 1789 г. — «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Последнее полотно было выставлено в революционном Париже уже после штурма
Бастилии и сразу стало очень популярно. На нём изображались такие знакомые парижанам картины — женщины оплакивают погибших.
Слайд 29С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции.
В
1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата»,
совмещая в них черты портрета и исторического полотна.
Слайд 31Сам художник являлся депутатом Конвента, участвовал в создании новых революционных
праздников. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г., и др.),
Слайд 33придворных («Мадам Рекамье», 1800 г);
Слайд 35и генералов:
«Портрет генерала Гоша», 1794г.
«Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете в
Тюильри»,1812
Слайд 36а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807).
После поражения Наполеона Давид
был вынужден уехать в Брюссель (1816 г.), где и умер
29 декабря 1825 г.
Слайд 37Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, знаменитый французский художник и график, продолжатель
традиций романтизма, сложившихся в творчестве Жерико, родился в 1798 г.
Автопортрет,
1837 г.
Слайд 38Не окончив образование в императорском лицее, в 1815 г. Делакруа
поступает на обучение к известному мастеру Герену. Однако художественные методы
молодого живописца не соответствовали требованиям учителя, поэтому спустя семь лет юноша покидает его.
Учась у Герена, Делакруа много времени уделяет изучению творчества Давида и мастеров живописи эпохи Возрождения. Культуру античности, традициям которой следовал и Давид, он считает основополагающей для развития мирового искусства. Поэтому эстетическими идеалами для Делакруа были произведения поэтов и мыслителей Древней Греции, среди них особенно высоко художник ценил сочинения Гомера, Горация и Марка Аврелия.
Слайд 39В 1822 г. Делакруа выставляет в парижском Салоне свою работу
под названием «Данте и Вергилий». Это полотно, необычайно эмоциональное и
яркое по цветовой гамме, во многом напоминает работу Жерико «Плот «Медузы»».
Слайд 40Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще
одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». Именно в ней
воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. Общая композиция картины складывается из нескольких частей, которые образуют размещенные по отдельности группы людей, каждая из них имеет свой драматический конфликт. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма.
Слайд 41Несмотря на неудачу, живописец остается верен своему идеалу. В 1827
г. появляется еще одно произведение, посвященное теме борьбы греческого народа
за независимость, — «Греция на развалинах Миссолунги», 1826 г.
Фигура решительной и гордой гречанки, выведенная на полотне, олицетворяет здесь непокоренную Грецию.
Слайд 42В 1827 г. Делакруа исполнил две работы, которые отразили творческие
поиски мастера в области средств и способов художественного выражения. Это
полотна «Смерть Сарданапала» и «Марино Фальеро». На первом из них трагизм ситуации передан в движении человеческих фигур. Статичным и спокойным является здесь лишь образ самого Сарданапала.
Слайд 43. В композиции «Марино Фальеро» динамична только фигура главного персонажа.
Остальные же герои словно застыли от ужаса при мысли о
том, что должно произойти.
Слайд 44В связи с событиями, происходившим во Франции в 1830 г.,
Делакруа исполнил полотно «Свобода, ведущая народ», 1830г. Революционная Франция представлена
в образе молодой, сильной женщины, властной, решительной и независимой, смело ведущей за собой толпу, в которой выделяются фигуры рабочего, студента, раненого бойца, парижского гамена (образ, предвосхитивший Гавроша, появившегося позднее в «Отверженных» В. Гюго).
Слайд 45В 1831 г. художник предпринимает поездку по странам Африки. Жизнь
Востока буквально завораживает художника своим стремительным течением. Он создает наброски,
рисунки и ряд акварельных работ.
Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. Картины, на которых художник показывает скачки или битву всадников-мавров, необычайно динамичны и выразительны. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. В ней нет того стремительного динамизма и напряженности, свойственных более ранним работам художника. Делакруа предстает здесь мастером колорита. Цветовая гамма, используемая живописцем, во всей полноте отражает яркое многообразие палитры, ассоциирующееся у зрителя с красками Востока.
Слайд 46«Еврейская свадьба в Марокко», 1841 г.
Слайд 47В 30-40-е гг. 19 столетия в творчестве Делакруа появляются новые
темы. В это время мастер создает произведения исторической тематики.
Изображению
народа посвящены картины «Битва при Пуатье» (1830)
Слайд 48«Битва при Тайбуре» (1837). Со всей реалистичностью показана здесь динамика
битвы, движение людей, их разъяренность, злоба и страдания. Художник стремится
передать эмоции и страсти человека, охваченного желанием победить во что бы то ни стало. Именно фигуры людей являются главными при передаче драматического характера происходящего события.
Слайд 49Очень часто в произведениях Делакруа победитель и побежденный оказываются резко
противопоставленными друг другу. Особенно хорошо это видно на полотне «Взятие
Константинополя крестоносцами», написанном в 1840 г.
Слайд 50Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же
1840 г.
Современники художника признали эту картину одной из лучших
среди всех полотен живописца. Особый интерес представляет тот факт, что в ходе работы мастер экспериментирует в области цвета. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки.
Слайд 51Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Мастер редко обращался
к этому жанру. Он писал только тех людей, с которыми
был знаком в течение длительного времени, чье духовное развитие происходило на глазах у художника. Поэтому образы на портретах очень выразительны и глубоки.
Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд. На полотне, посвященном известной писательнице (1834), изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников.
Слайд 52Портрет Шопена, написанный четырьмя годами позднее, в 1838 г., представляет
поэтический и одухотворенный образ великого композитора.
Слайд 53Интересен и необычайно выразителен портрет известного скрипача и композитора Паганини,
написанный Делакруа приблизительно в 1831 г. Музыкальный стиль Паганини во
многом был схож с живописным методом художника. Для творчества Паганини характерна та же экспрессия и напряженная эмоциональность, которые были свойственны произведениям живописца.
Слайд 54Жан Огюст Доминик Энгр
родился 29 августа
1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Учился в тулузской
академии изящных искусств.
По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида.
Слайд 55В 1806—1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает
во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается
в Париж и открывает школу живописи. В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.
Слайд 56В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции
своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен
романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним.
Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист.
Слайд 57В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты
поставщика императорской армии Филибера Ривьера,
Слайд 58его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен
последний (все три — 1805 г.);
Слайд 59портреты Наполеона — первого консула (1803-04) и императора (1806);
Слайд 60Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).
Слайд 61Также писал и большие программные полотна: «Триумф Гомера»,
Слайд 62«Христос, передающий Святому Петру ключи от рая», 1820 г.
Слайд 63«Обет Людовика XIII» (1824 г).
Это алтарный образ для церкви
города Монтобана, получивший название "Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны
для Французского королевства".
Энгр нарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, выражая свое преклонение перед Рафаэлем и следование заветам художника. Полотно принесло художнику небывалый успех.
Слайд 64однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы,
их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и
потребностей времени (чем они отличаются от, например, «Клятвы Горациев» или «Сабинянок…» Давида), что придавало им определённую эклектичность и холодность.
Слайд 65Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской
натуры, такие, как «Одалиска Вальпинсона» (1808),
Слайд 68Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного
видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла
к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.
Скончался 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Также он был скрипачом.