Слайд 1ИСЛАМ
Подготовила
Ученица 10 класса
МОУ СОШ №12
Шундеева Регина
Слайд 2 Ислам (араб. الإسلام, al-Islām, «покорность [воле Бога]»)
монотеистическая религия, признающая Мухаммеда пророком, посланником Аллаха для всего человечества.
Приверженцы ислама называются мусульманами (от слова араб. مسلمون, муслимуна, «покорные»).
Слайд 3СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ
Священная книга ислама — Коран, однако
боговдохновенными также признаются Таурат Мусы, Забур Дауда и Инджиль Исы.
Поэтому иудеи и христиане считаются не язычниками, а людьми Писания.
Слайд 4СТОЛПЫ ИСЛАМА
Пророк Мухаммад сказал: "(Суть) ислама заключается в
том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет объекта достойного поклонения, кроме
Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это".
Пророк Мухаммад
Слайд 5Шахада (свидетельство): Нет объекта достойного поклонения, кроме Аллаха (Единого и
Единственного Творца Вселенной) (Ля иляhа илля Ллаh) и Мухаммад Его
посланник (ва Мухаммадан расуль уль-Ллаh);
Салят (намаз, молитва);
Саум — пост в месяц Рамадан;
Закят — милостыня в пользу бедных;
Хадж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "(Суть веры (Имана) заключается в том,) чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а (также в том, чтобы) уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного".(«Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима)
Иман, или вера, включает:
Веру в Единого Бога (таухид, или
монотеизм);
Веру в Ангелов;
Веру в Книги (Святые Писания);
Веру в Пророков и Посланников;
Веру в Судный день;
Веру в Предопределение (кадар).
Слайд 7ИСЛАМСКОЕ ПРАВО
Некоторые элементы Исламской
этико-правовой системы называются шариатом. Границы того, что регулируют право и
моральные нормы в исламе и в традиции, идущей от римского права и греческой философии, не совпадают. Нормы шариата различаются в различных течениях ислама и мазхабах суннитов. Шариат основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных в данном течении ислама хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В различных мазхабах и течениях ислама в качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина). Человеческие поступки могут быть разделены на пять типов: харам (запретное), карахат (нежелательное), мубах (дозволенное), мандуб (желательное) и фард (обязательное).
Слайд 8
Различные течения в исламе
Хотя
ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии, но этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах отнюдь не исчезли. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии. С.Гафуров в частности утверждал, что все различия между течениями в исламе (суннизмом и различными направлениями шиизма) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики, так как для того, чтобы быть мусульманином необходимо и достаточно публичного принятия символа веры, состоящего всего из двух положений: что бог один (таухид) и что Мухаммед является одним из его пророков. Все течения шиизма, как и мазхабы суннизма признают оба положения. Он полагал, что оформление отдельного течение сводится к кодификации и созданию отдельного, самостоятельного квази"мазхаба", то есть правовой школы и норм права.
Слайд 9АЛАВИТЫ
Алавиты - название для ряда исламских религиозное направлений,
ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе
между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама.
Президент Сирии Башар Аль - Ассад
Исмаилизм
Исмаилизм (араб. الإسماعيليون — al-Ismā‘īliyyūn, перс. اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — религиозное движение
в шиитской ветви ислама. Возникло в конце VIII в. Имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. Нынешним исмаилитским имамом является Ага Хан IV. Исмаилитов в наше время около 15 миллионов.
Исмаилиты
Принц Керим Ага – Хан
Слайд 11ВАХХАБИЗМ
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية) — одно
из названий ортодоксального течения в исламе, оформившееся в XVIII веке.
Название «ваххабизм» употребляется только оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими. Предшественником Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба был Ибн Таймийа (1263—1328), последователем которого и был Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб.
Ваххабиты
Слайд 12ДРУЗЫ
Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним
из ответвлений исмаилизма. Проживают в Ливане, Сирии, Иордании и в
Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов..
Маджали Ваххаби – представитель друзской общины в Израиле
Флаг друзской общины
Слайд 13СУННИТЫ
Сунни́ты (от араб. أهل السنة Ахль ас-Су́нна
— люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе.
В отличие от шиитов, сунниты не признают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
Сунниты в Мекке
Слайд 14СУФИЗМ
Суфи́зм (также тасаввуф: араб. تصوف) — от
арабского слова «суф» — шерсть), мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее
в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат). Суфии верят, что мир охраняет иерархическая группа святых, во главе которых стоит так называемый <полюс> (кутуб).
Суфии
Слайд 15МИНИАТЮРА. ХАРИДЖИТЫ
Хариджиты (от араб. хаваридж — выступившие,
покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от
основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифами Али ибн Талибом и Муравией
Слайд 17ШИИТЫ
Талибу.
Шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммада.
Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской
общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критично относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Так как Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был избран из шуры (совета) из семи претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана не было возможным. По мнению шиитов, избрание Руководителя — Имама мусульманской общины, подобно избранию пророков является прерогативой Бога.
В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирака, значительная часть населения Ливана и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и хазарейцы. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана — памирские народы (кроме части язгулемцев и ванчцев).
Слайд 18СТРАНЫ, ГДЕ ИСЛАМ ПРИЗНАН ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕЛИГИЕЙ.
Распространение ислама в мире.
Красным цветом
отмечены шииты, зелёным - сунниты