«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».
В.А. Сухомлинский
Активное обучение -
Предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности
Часть детей, поступающих в массовые школы, оказываются недостаточно подготовленными к обучению. Уровень собственной познавательной активности учащихся является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
«МУДРЫЕ СОВЫ»
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие универсальных навыков.
эмоциональная разрядка (разминки, релаксация)
I фаза Начало образовательного мероприятия
II фаза Работа над темой
III фаза Завершение образовательного мероприятия
закрепление изученного материала
Прогноз погоды
Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
«Составить пазл»
(на обратной стороне записана тема урока)
ПЕРЕВЁРТЫШИ
Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания.
Игра – приветствие
«Что в «Здравствуйте» тебе моем?»
1-ый вариант игры
Примеры пожеланий:
«з» - здоровья, зрелости, зоркости и т. д.
«д» - добра, доверия, доброжелательности, …
«р» - радости, решимости, равновесия, …
«а» - активности, аккуратности, авторитета, …
«в» - великодушия, веселья, верности, …
«с» - сил, счастья, свободы, ..
«т» - терпения, творчества, теплоты, …
«у» - уверенности, уважения улыбок, …
«и» - искренности, идей, изящества, …
«т» - таланта, трудолюбия, …
«е» - единства, естественности, …
3 –й вариант игры
«Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!»
(Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».)
Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей
Метод: «Ты мне я тебе»
«Всё, что мы пытаемся объяснить другому, мы объясняем в первую очередь себе...»
«Хочешь понять сам – объясни другому».
Метод «Что у меня на сердце»
«ЯБЛОНЯ ОЖИДАНИЙ»
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Перед занятием нужно подготовить рисунок яблони.
Нужны также яблочки разного цвета в большом количестве.
Учитель делит учащихся на 3-4 группы.
Называет кратко тему занятия.
Раздает группам разные яблочки.
Дети в группах пишут на яблочках свои ожидания по теме (5-7 наиболее важных)
Далее идет работа по теме занятия.
В конце урока при подведении итогов работы по теме зачитываются ожидания учащихся.
Если оно подтверждено на уроке, то на яблоню крепится яблочко.
Выясняется какие яблочки остались несобранными.
Дает возможность сравнить ожидания учащихся перед занятием по теме и впечатления после подведения итогов.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы учитель мог их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.
Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.
После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.
После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений.
В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
антонимы
Алгоритм работы:
Задаю вопрос о том, что известно по теме.
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (инд. работа 1-2 мин).
Обмен информацией в парах или группах.
Каждая группа называет одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко записывает учитель в «корзинке идей», даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
II фаза
Работа над темой
Организация самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся
было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Как же это можно сделать?!
Для работы над темой урока можно использовать
методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза»,
«Карта группового сознания».
Для проведения дискуссии и принятия решений –
методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня».
Для представления материала
самостоятельной работы обучающихся –
«Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
СИНКВЕЙН
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Ключевое слово, существительное.
Два прилагательных.
Три глагола.
Короткое предложение.
Резюме, существительное.
ДОРОГА
ШИРОКАЯ
ИЗВИЛИСТАЯ
ведёт
бежит
поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
ШОССЕ
Плюсы метода
Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
Это упражнение может заменить объяснение нового материала.
Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
Школьники сами участвуют в процессе преподавания.
3) Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы
для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим ( план ответа, опорные слова, выводы) Работают 15 минут.
1) Новый материал разделить
на равные части.
Например: тема «Биография» может быть разбита
на фрагменты:
- ранние годы жизни,
- первые достижения,
- средние и поздние годы жизни,
- влияние на историю.
4) Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
5) Затем все собираются в первоначальные группы
и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно
и в экспертной группе.
6.) Контрольный опрос
Учитель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал,
задать вопрос любому участнику , выставить итоговую оценку группе.
Примечание:
Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
Группы распределяются по автобусным остановкам.
На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.
В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.
Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.
После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
(Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
(Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.)
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
(Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.)
При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели.
Виды рефлексии:
- рефлексия эмоционального состояния и настроения;
- рефлексия деятельности на уроке;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности на уроке;
- рефлексия содержания учебного материала.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Игра – ассоциации « Словесная цепочка»
1) книга, библиотека, полки, тишина...
2) муха, стрекоза, бабочка, орёл...
Фразеологизм или пословица.
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
РЕСТАВРАЦИЯ
Дается текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить "пробелы".
Прием возможно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.
Активные методы обучения помогают активизировать процесс, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому : не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум
Поделюсь хорошим настроением,
Ничего не требуя взамен.
Пожелаю всем удачи и везения,
И немного ветра перемен.
Пусть немного радости прибавится
В этом мире сложном, непростом.
Поделюсь теплом, — вам всем понравится.
Не откладывайте на потом.)
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть