Слайд 1 «Использование фольклора в трудовом воспитании дошкольника»
Выполнила: Куликовская Ксения, Миськевич
Диана
18 ПП
Слайд 2 ПЛАН:
Сущность понятия «фольклор»
Виды детского фольклора
по
Трудовое воспитание дошкольника
Использование фольклора в трудовом воспитании дошкольника
Слайд 3Что такое фольклор?
Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается
письменная культура.
М. Горький
«Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества,
объединяющую
мир детей и мир взрослых, включающую целую
систему поэтических и музыкально-поэтических жанров».
(М.Н. Мельников)
Слайд 4Особенности детского фольклора
Детский фольклор – одно из направлений устного народного
творчества.
От взрослого фольклора отличается методикой исполнения, лексическим и стилевым
составом.
Существуют жанры, относящиеся к обоим видам фольклора, такие как сказки, загадки, песни, стихи, и сугубо детские жанры – например, колыбельные.
Детский фольклор пополняется тремя путями:
заимствованием из взрослого фольклора;
создают сами дети;
создается взрослыми специально для детей;
Слайд 5ПРИЗНАКИ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА:
Простота конструкций
Несложный, динамичный сюжет
Запоминающиеся образы
Несложные синтаксические конструкции
Четкий ритм
Звукоподражание
Аллитерации
Повторы
разного уровня
Слайд 6Виды детского фольклора
Поэзия пестования (фольклор материнства и детства);
Пестушки, потешки, прибаутки,
песенки
3. Словесные игры;
Детский смеховой фольклор;
Детский обрядовый фольклор
Игровой фольклор
Школьный фольклор
Слайд 7Колыбельная
У котика, у кота Колыбель хороша, У моего Сашеньки Лучше
его. У кота, кота Перинушка мягка, У моего Сашеньки Мягче
его. У кота, кота Подушечка бела, У моего Сашеньки Соболиная лежит.
Слайд 8Пестушки
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки фатунюшки,
А в
роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки помогают поддерживать в ребенке в
период бодрствования хорошее настроение, удерживают
его от слез и капризов. Одновременно проводится массаж или несложные физические упражнения. Практическая медицина и народная педагогика выработали целый комплекс упражнений,
сопровождаемых исполнением пестушек с первых недель жизни
ребенка.
Слайд 9 Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого
происходит вовлечение ребенка в игру.
.
ПОТЕШКИ
Слайд 10Словесные игры отличаются от других полным отсутствием внешнего действия, движения1.
Игровой сюжет проявляется в них только в словесной форме. В
нем сохраняется главная цель игры — превзойти партнеров в сообразительности и быстроте реакции. Как в любой игре, для этого надо проявить определенные способности, навыки и умения
Слайд 12овой фольклор
Дразнилки
Поддевки
Прозвища
Сечки
Молчанки
Голосянки
Слайд 13Обрядом обычно называют традиционный порядок совершения каких-либо действий, выполняемых во
время коллективных праздников — Рождества, свадьбы или действий — похорон,
строительства нового дома. Во время обрядов исполнялись соответствующие ритуальные танцы и пляски, делались подношения враждебным силам. Обычно они проводились в соответствующее время года, складываясь в своеобразный земледельческий календарь. Фольклористы связывают календарные обряды с выполнением конкретных действий — выгоном скота, жатвой, уборкой хлеба. Вторую группу обрядов составляют ритуалы, связанные с конкретными ситуациями — падежом скота, эпидемиями, пожарами. . С раннего возраста дети участвовали в совершении различных календарных обрядов. Так передавались определенные знания и навыки, усваивались многовековой опыт, этика и эстетика бытового и обрядового поведения
Слайд 16Цель трудового воспитания дошкольника:
Формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации,
творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию.
Слайд 17• Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам
его труда,
• Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и
планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки.
. • Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию
. • Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости.
• Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества
Задачи трудового воспитания:
Слайд 18Использование фольклора в трудовой деятельности дошкольника
Слайд 19Навыки самообслуживания
При умывании, одевании, используются потешки.
Водичка, водичка»;
«Чистая водичка»;«Ой лады, лады»;
«Из колодца принесла курочка водицы, и ребята всей гурьбой побежали
мыться»;
«Чище мойся, воды не бойся!»
Слайд 20 Хозяйственно-бытовой труд
Потешки, пословицы, поговорки и стихотворения о труде.
1. Помощь
няне;
2. Полив Цветов.
3. Дежурство по столовой
4. Труд в природе
Т. Чавдар
стихотворение «Труд детей в природе»
Загадки об овощах и фруктах
Слайд 21Ручной и художественный труд
(создание коллективных работ по мотивам прочитанных
произведений)
Слайд 22Знакомство с профессиями
(чтение худ. литературы, беседы)
Слайд 23Русские пословицы о труде для детей
Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Терпенье и труд все перетрут.
Сегодняшней
работы назавтра не откладывай!
Кто не работает, тот не ест.
Была б лишь охота - наладится каждая работа.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу - время, потехе - час.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Труд кормит, а лень портит.
Слайд 24В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные
произведения о человеке труженике. Более всего их волнует героический труд
взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов , рыбаков спасателей, чей труд связан с риском для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям, а быть нужным людям – это счастье.
Слайд 25Обрядовый фольклор: масленица в ДОУ
Слайд 26Работа по знакомству детей с народным творчеством проводится на протяжении
всего учебного года. Во время бесед, экскурсий, на занятиях по
ознакомлению с окружающим используются пословицы (предлагается объяснить смысл пословицы, продолжить ее, узнать пословицу по ее концу и т.д.).
Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем и переживает вместе с ним его печали, радости, победы. Так как в большинстве случаев главным героем сказки является такой персонаж, который самоотверженно трудится ради торжества добра, то и ребенок ощущает себя активным участником этой борьбы. Сказки помогают направлять по определенному руслу эмоциональную жизнь ребенка, организуя и совершенствуя его внутренний мир. Тему труда в сказках используют в беседах на темы: «Труд кормит, а лень портит», «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Пословицы – всем детям помощница»