Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПО РЗВ
(дошкольный возраст)
Подготовила:
Студентка дневного отделения,
ФСО, 404
группа
Платонович Алёна Леонидовна
Слайд 2
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают
благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии
познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.
Слайд 3
У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия
и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации
взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.
Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы специальное обучение и лечение на специальных медицинских аппаратах.
Слайд 4
В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно
уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают
визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.
Слайд 5
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для детей дошкольного
возраста со зрительной депривацией. Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа
“Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
Слайд 6
Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему
ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В
этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.
Слайд 7
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие
достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного
проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. К тому же обеспечивается активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Слайд 8
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик,
упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки
– символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Слайд 9
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий
работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности,
создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного тифлопедагогического занятия как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа за компьютером заканчивается профилактическими упражнениями для зрения и осанки.
Слайд 10
В практике лечебно-восстановительной работы дошкольного учреждения используются лечебные программы.
Программа «Паучок»
- для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями,
позволяет активизировать визомоторную деятельность, конвергенцию и аккомодацию.
Слайд 11
Программа «Relax!» - для профилактики пресбиопии и детской миопии. Позволяет
оказывать нормализирующие действия на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с
определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.
Слайд 12
Программа «Крестики» - применяется как игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии,
в котором используется инвертирующее шахматное поле. Этот стимул позволяет активизировать
нейроны и восстанавливать межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.
Слайд 13
Помимо активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение
для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе
выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.
Слайд 14
При выпуске детей в школу у большинства дошкольников снимаются диагнозы
амблиопия, косоглазие. Кроме этого, повышается острота зрения, изменяется характер зрения
в сторону бинокулярности.
Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.