Разделы презентаций


Использование нейропсихологических знаний в школе

Содержание

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеменов:- обилие сосудистых и костно-мышечных проблем;- снижение иммунитета;- наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании и иных форм делинквентного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Использование нейропсихологических знаний в школе

Использование нейропсихологических знаний в школе

Слайд 2В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в

детской популяции целого ряда патофеменов:
- обилие сосудистых и костно-мышечных проблем;
-

снижение иммунитета;
- наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании и иных форм делинквентного поведения;
- масса детей демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподным явлениям.
В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности ребенка к обучению и адекватной адаптации к социуму.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеменов:- обилие сосудистых

Слайд 3В современных классификациях (МКБ-10) расстройства школьных навыков обозначаются в качестве

специфических расстройств развития, т. е. дизонтогенетических расстройств. Считается, что расстройства

возникают из-за нарушения в обработке когнитивной информации в высших отделах головного мозга, что во многом происходит в результате биологической дисфункции.
Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы расстройств, проявляющиеся специфической и значительной недостаточностью в обучении навыкам счета, письма, чтения. Они начинаются в раннем детском возрасте, и являются прямым следствием нарушения биологических процессов созревания центральной нервной системы. По мере взросления симптоматика сглаживается, однако признаки расстройств психического развития сохраняются и во взрослом возрасте.

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН)

В современных классификациях (МКБ-10) расстройства школьных навыков обозначаются в качестве специфических расстройств развития, т. е. дизонтогенетических расстройств.

Слайд 4 Школьная программа рассчитана на определенный

уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать

усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.
Клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.



Основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением.

Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок

Слайд 5Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией.


Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших

психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях.
Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга.
Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются

Слайд 6Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период

Схема этапов развития коры больших полушарий в постнатальный период

Слайд 8Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство

учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления,

а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.
В основе несформированности мышления лежат факторы, соотносимые с функциональной незрелостью определенных структур мозга: передних отделов ГМ (3-й блок мозга по А.Р.Лурии), задних гностических отделов (2-ой блок по А.Р. Лурии).

Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными

Слайд 9Плохая концентрация внимания на определенной деятельности, при сохранении сообразительности и

высоким уровнем интеллекта;
Успеваемость – начало - хорошее, потом - быстрое

скатывание, оценки скачут от 5 к 2;
Если выкладывается в школе, то дома беспричинно плачет, часто болеет, становится раздражительным;
Повышенная ранимость, обидчивость, не складываются отношения с одноклассниками.

Первый функциональный блок-регуляция тонуса и бодрствования

Повышенная утомляемость и отвлекаемость, не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным. Ребенок перестает воспринимать информацию, вертится, роняет принадлежности, мешает другим;

Плохая концентрация внимания на определенной деятельности, при сохранении сообразительности и высоким уровнем интеллекта;Успеваемость – начало - хорошее,

Слайд 10Путает левую и правую сторону, плохо ориентируется в учебнике и

в расположении материала в тетради, неправильно воспроизводит цифры и буквы;
Не

может различить похожие фигурки и значки, найти отличия, делает ошибки при списывании с доски;
Проблемы с пониманием услышанного задания или рассказа;

Второй функциональный блок-принимает, перерабатывает и хранит информацию

Не может запомнить правила, таблицу сложения и умножения, трудности при решении задач, сбивается в действиях при решении длинных примеров.

Путает левую и правую сторону, плохо ориентируется в учебнике и в расположении материала в тетради, неправильно воспроизводит

Слайд 11
При знании правил не может их применить, допускает «глупые» ошибки,

пропуски букв, искажение окончаний;
Трудности в усвоении последовательности решения математических задач

или примеров;
Трудности в пересказе текста, искажает окончания прочитанных слов, не может выполнить задание самостоятельно;
Повышенная отвлекаемость с прекращением выполнения задания. Задания выполняются непоследовательно с большим количеством ошибок;
Контроль со стороны взрослого улучает выполнение заданий.

Третий функциональный блок-произвольной регуляции и контроля

Хождение по классу во время урока, занимается собственной игрой, мешает соседу, не принимает школьные правила;
Низкая работоспособность, появление зевоты, вертится, информацию не воспринимает

При знании правил не может их применить, допускает «глупые» ошибки, пропуски букв, искажение окончаний;Трудности в усвоении последовательности

Слайд 12Использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые

был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в

60-х годах прошлого столетия.
В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление — нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе.
Отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.

Внедрение нейропсихологических знаний

Среди первоклассников, испытывающих трудности в обучении, 85% имеют отклонения от нормальных нейропсихологических данных. Среди детей, справляющихся с программой, отклонения от нормативных значений отмечаются лишь в 15% случаев.

Использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и

Слайд 13ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ
Нейропсихологический синдромный анализ позволяет оценить состояние, степень зрелости

различных морфофункциональных образований мозга, которые будут проявляться в уровне сформированности

психической функции.
ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ Нейропсихологический синдромный анализ позволяет оценить состояние, степень зрелости различных морфофункциональных образований мозга, которые будут

Слайд 19Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой

вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка

в обычную социальную среду. При этом необходимо руководствоваться одним из главных принципов развития: «Своевременность решает все!»

РОЛЬ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ

Наиболее корригируемым считается возраст
от 5 до 12 лет, лучше до 9 лет.
Нейропсихологические профили «трудных» детей имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы (дисфункции лобных, височных, теменных, затылочных, левополушарных, правополушарных, стволовых, комиссуральных отделов головного мозга).
В практической работе педагогов, психологов дошкольных и школьных учреждений редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению,

Слайд 20Нейропсихологическая диагностика позволяет определить;
- на каком возрастном этапе произошел «сбой»

программы развития;
- выявляет все «слабые» и «сильные» стороны психического развития

каждого ребенка;
- позволяет прогнозировать возможные трудности ребенка в обучении. Это является основой для построения адекватных коррекционных программ.
Диагностика и составление латерального профиля ученика особенно важна на начальных этапах обучения, поскольку дает возможность педагогам лучше понять своих учеников.

Нейропсихологическая диагностика позволяет определить;- на каком возрастном этапе произошел «сбой» программы развития;- выявляет все «слабые» и «сильные»

Слайд 21«Реакция выбора».
«Шифровка» и «Следуй по маршруту».
Корректурные пробы.
Свободные и

направленные ассоциации в письменном виде.
Графомоторная проба.
«Счёт» продолжаем числовой

ряд. (2,4,6…9,8,7...) более сложные задания: 20-3; 100-7..
«Задачи»

Методики для групповой работы

«Реакция выбора». «Шифровка» и «Следуй по маршруту». Корректурные пробы.Свободные и направленные ассоциации в письменном виде. Графомоторная проба.

Слайд 22«Слухо-речевая память» (В саду за высоким забором росли раскидистые яблони)
Наложенные

изображения



Самостоятельный рисунок и
копирование стола




Копирование рисунка «Домик».

«Слухо-речевая память» (В саду за высоким забором росли раскидистые яблони)Наложенные изображенияСамостоятельный рисунок и копирование столаКопирование рисунка «Домик».

Слайд 23Копирование фигур Рея-Тейлора





«Зрительно-пространственная память».

Копирование фигур Рея-Тейлора«Зрительно-пространственная память».

Слайд 25Целью коррекционно-развивающей работы с детьми является развитие «слабой» функции при

опоре на сильные функциональные звенья.
Методические пособия
Кинезиологические упражнения
Сенсомоторная коррекция

(нейрокоррекция), в т.ч. метод замещающего онтогенеза.
Очень важным аспектом в коррекционно-развивающих занятиях является, постепенная передача функций от взрослого к ребенку.

Коррекционно-развивающие занятия

Целью коррекционно-развивающей работы с детьми является развитие «слабой» функции при опоре на сильные функциональные звенья. Методические пособияКинезиологические

Слайд 261 этап: совместное пошаговое выполнение задания (образец и речевая инструкция

взрослого). Контролирует взрослый.
2 этап: совместное пошаговое выполнение либо по наглядной

программе, либо по речевой инструкции взрослого. Контроль за выполнением разделен между взрослым и ребенком.
3 этап: совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом к более свернутым формам. Контроль взрослого сокращается.
4 этап: совместное выполнение действия по внутренней программе. При затруднении – возврат к наглядной программе или речевому сопровождению.
5 этап: самостоятельное выполнение действия по внутреннему плану и перенос ее на новые задания.

Этапы передачи

1 этап: совместное пошаговое выполнение задания (образец и речевая инструкция взрослого). Контролирует взрослый.2 этап: совместное пошаговое выполнение

Слайд 27Спасибо за внимание
С уважением Морозова Марина группа№341У

Спасибо за внимание   С уважением Морозова Марина группа№341У

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика