Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский
республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовая работа
Использование технологии
интегрированного
обучения на уроках литературы
Выполнила Дивеева Н. А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Палаевскя ООШ»
Рузаевского муниципального района
Саранск 2015
Слайд 2Содержание
ВВЕДЕНИЕ .
Актуальность темы
Новизна
Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока лит-ры.
Интеграция предметов
в современной школе
Понятие "Интеграция«
Требования
Основные задачи обучающегося
Преимущества интегрированного урока
Из опыта работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Слайд 3Актуальность темы
В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились
цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к
отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Слайд 4Новизна
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных
поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов
и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве.
Слайд 5Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес
к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему.
Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.
Слайд 6
Цели и задачи данной работы:
Рассмотреть, что такое нетрадиционные формы уроков
литературы, их функции, разновидность, особенности
Выяснить, что такое межпредметная интеграция, ее
разновидности
Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока литературы в школе
Показать практическое применение интеграции на примере урока литературы
Слайд 7Нетрадиционные формы урока, понятие и функции.
Нетрадиционные формы урока -
это урок, который не относится ни к одной из известных
классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.
Слайд 8Интегрированный урок как форма нетрадиционного урока лит-ры.
Задачи преподавания литературы:
воспитать всесторонне развитого человека;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формировать обобщённые знания
и умения;
Слайд 9Интеграция предметов в современной школе –
одно из направлений активных поисков
новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и
отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и лит-ра,родная лит-ра тесно взаимосвязаны. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом
Слайд 10
Понятие "Интеграция"
Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.
Интеграция-(от латинского integer – целый, восстановление.) что подразумевает восстановление некоего
единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе.
Слайд 11 Требования
Интегрированный урок
требует тщательного планирования, т.к. обучающимся предстоит создать обобщённую картину по
отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов
Слайд 12I Подготовительный этап
определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции
с другими школьными предметами, составляется план -конспект урока. Обучающиеся подбирают
дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.
Слайд 13II Основной этап
организация и проведение урока в рамках предложенных
типов. (урок - игра, урок с элементами анализа и сопоставления
различных источников информации, урок-решение проблемных ситуаций, урок-размышление, урок-дискуссия, урок-конференция, урок-презентация, урок-портрет, урок-экскурсия)
Слайд 14III Заключительный этап
Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока, намечает
вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме, организует обмен
мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.
Слайд 15Роль учителя на интегрированном уроке
главной задачей становится организация такого познавательного
процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных
ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.
Слайд 16Основные задачи обучающегося
- умение находить и использовать информацию, используя различные
источники;
- навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
- умение предъявлять
и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
- выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
- выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Слайд 17Преимущества интегрированного урока
Интегрированный урок – это урок, в котором
вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет
ряд преимуществ:
- способствует формированию информационной компетентности учащихся;
- способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
- позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения
Слайд 18
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Из опыта работы.
Литература,родная литература и изобразительное искусство.
При
изучении темы «Фольклор» в 5 классе провожу урок интегрированного типа
«Пословицы и поговорки в русской и родной литературе». Стремясь показать сходство и различие пословиц и поговорок подбираем н-р : о труде -Терпение и труд всё перетрут.
В работе разгар, а лодырь на базар.
Цеберь азоронди кизоть аш кальдяв пингонза;
Пелят кизонь шида-аф ярхцат кшида
О природе: Лопа прай –сёксесь сай
Тунда видят –сёксенда пидят.
Что посеешь, то пожнёшь
Слайд 19
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Из опыта работы.
И
После изучения темы «Литературные сказки» провожу
в 5 классе урок в форме творческой мастерской «Наши сказки».
К этому уроку учащиеся получают творческое задание: написать сказку и нарисовать к ней иллюстрации. Лучшие работы дети читают и обсуждают в классе, объединяя затем в рукописный литературно-художественный журнал. Немалым стимулом в развитии литературно-художественного творчества детей является публикация лучших работ в школьной газете, участие в фестивалях и конкурсах.
Урок внеклассного чтения «Колыбельные песни»Так как класс многонациональный сравниваем песни русские,мордовские,татарские
Слайд 20
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Из опыта работы.
Литература и история.
Изучение литературы
в школе тесно связано с историей. Поэтому на уроках литературы
и при изучении биографии писателей, и при анализе художественных произведений, и при изучении обзорных тем не обойтись без исторического материала. Ниже приведу пример практического осуществления связей между литературой и историей. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» даёт большую возможность иллюстрирования на уроках истории. К тому же сейчас в курсе литературы для 8 класса изучается и научная работа А. С. Пушкина «История Пугачёва». На уроке учащимся было предложено сопоставить литературное произведение с научным, написанным одним автором по одному историческому материалу. Тип урока – урок-исследование. Сопоставив образ Пугачёва как исторического лица в литературе и истории, ребята пришли к выводу, что взгляд Пушкина как историка был более строгим к Пугачёву, чем у Пушкина-писателя. Учащимся не составляло труда работать с текстами, так как данный материал был знаком им по курсу истории России 7 класса.
Слайд 21
ИЗ ОТЫТА РАБОТЫ
Из опыта работы.
Литература, МХК и музыка.
Наиболее
интересно проходят уроки, построенные на интеграции литературы и музыки. Примером
может служить урок в 7 классе «Тема Родины в искусстве». Предлагаю детям прослушать отрывки из стихотворений и песен русских и мордовских писателей и компазиторов. Работа с картинами известных художников .Сделать выводы о том, что тема Родины близка всем.
Результативность технологии интегрированного обучения
1. Рост мотивации учащихся к изучению русской словесности
Слайд 22Заключение
Интегрированные уроки истории и литературы повышают познавательную активность учащихся,
способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Результатами их труда
стали исследовательские работы, сочинения, сценарии, проекты, летописи, сбор поделок, рисунков, костюмов. Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы, развивают умения сравнивать исторических деятелей, анализировать художественные произведения.
Слайд 23http://www.testsoch.net/ispolzovanie-texnologii-integrirovannogo-obucheniya-na-urokax-literatury/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%E3%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%EE%E
School4-perm.narod.ru, 2009: http : // www. school4-perm.narod.ru].
Г.Д. Глейзер и В.С.
Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования
Интеграция в организации
обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец
Методология, теория и методика интегративного подхода рассматривается в трудах М. Пак
Источники:
Бебан Максим Афанасьевич [Электронный ресурс] // Библиотека мордовской литературы. –
Электрон. текст. данные. – [Б. м., Б. г.]. – Режим доступа:
http://www.lib.e-mordovia.ru/Library/?Char=%C1&id=2. – Загл. с экрана. – Последнее посещение сайта 06.08.2012.
Малькина, М. И. Бебан Максим Афанасьевич [Текст] // Мордовия : энциклопедия :
в 2-х т. / гл. ред. А. И. Сухарев. – Саранск, 2003. – Т. 1 : А-М. – С. 154.
Источники:
Слайд 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы
и поиски // Проблемы современного филологического образования. - М, 2001.
- С. 14.
2. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. - М., 1999.
3. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. М„ 1999. С. 97-116.
4.Городилова Г.Г. Роль и место наглядности в процессе развития речевых навыков и умений. М., 1978. - 88 с.
5. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. М.; Л., 1965. -116 с.
6. Горячева Р.Н. Алгоритм учебно-речевой деятельности «учитель- ученик» как условие эффективности интегрированного урока литературы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Самара, 2000. -20 с.
7. Горячева Р.Н. Интегрированный урок литературы. -Самара, 2002.-90 с.
8.Мордва: Историко-этнографические очерки. – Саранск: 1981.