Слайд 1Исследование общественного мнения
Доцент департамента социологии,
истории и философии,
кандидат психологических
наук, доцент
Орлова Елена Александровна
Слайд 2Неопросные социологические методы исследования
общественного мнения
Часть 2
Слайд 3Учебные вопросы и литература
Учебные вопросы:
Наблюдение как вид исследования общественного
мнения.
Разработка инструментария для проведения исследования общественного мнения методом наблюдения.
Слайд 4Учебные вопросы и литература
Литература:
Гаджиев, К. С. Политическая социология : учебное
пособие для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. — Москва
: Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ЭБС Юрайт. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433747 (дата обращения: 19.12.2019). - Текст : электронный.
Елисеев, С. М. Политическая социология : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Елисеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 412 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ЭБС Юрайт. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433207 (дата обращения: 19.12.2019). — Текст : электронный.
Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебник для бакалавров / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 251 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс) - URL: https://www.biblioonline.ru/bcode/426173 (дата обращения: 19.12.2019). - Текст : электронный.
Слайд 5Темы выступлений:
Применение контент-анализа в исследовании общественного мнения, рекламе и PR.
Виды наблюдения, используемые в исследовании общественного мнения, рекламе и PR.
Слайд 6Наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, определенным образом фиксируемое восприятие изучаемого
объекта.
Отличительные черты : целеустремленность, планомерность, фиксация результатов.
Наблюдение применяется
на этапе составления программы как исходный пункт познания;
при исследовании форм индивидуального и группового общения и поведения;
при изучении реакции аудитории на ту или иную ситуацию;
там, где затруднено применение статистических методов обработки информации.
Слайд 7При применении метода наблюдения социолог начинает исследование с разработки программы.
Программа наблюдения в целом соответствует типовой социологической программе. Имеется и
ряд особенностей. Это побуждает нас рассмотреть её содержание.
Программа наблюдения включает:
1. Задачи наблюдения. К ним относятся предварительная ориентировка в объекте и предмете наблюдения; обоснование выдвинутых гипотез; уточнение результатов, полученных другими методами.
2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения (что, у кого и в какой ситуации мы будем наблюдать).
3. Выбор вида наблюдения.
4. Выбор способа регистрации результатов наблюдения.
5. Порядок обработки и интерпретации полученной информации.
Слайд 8Для регистрации наблюдения существует несколько видов инструментария:
дневник наблюдения применяется в
ходе лонгитюдного* наблюдения, в нем фиксируется информация об объекте, ситуации
и своих действиях в ходе наблюдения
протокол наблюдения принципиально отличается от дневника. В нем фиксируются результаты одноразового наблюдения.
В карточке наблюдения фиксируются в закодированном виде результаты наблюдения, ожидаемые исследователем в данной ситуации у данного социального объекта).
Результаты наблюдения могут фиксировать и с помощью технических средств: кино- и фотосъемка, аудио- и видеозапись.
*Лонгитюдный метод в психологии и социологии означает систематическое изучение одного объекта длительное время.
Слайд 10Задание
Выберите одну из тем, которая актуальна для Вас лично или
для определенной социальной группы:
- эффективность самоизоляции
- дистанционное образование
- налоги
- др.
темы
Определите гипотезу исследования
Определитесь, какой вид наблюдения (включенное, невключенное, полевое, лабораторное и др.) стоит использовать для исследования общественного мнения по этой теме (см. материалы выше, а также презентацию лекции).
Опишите кого/что вы будете наблюдать (выборка), где, когда
Дайте определение метода, опишите этапы.
Разработайте бланк наблюдения по выбранной Вами теме.
В качестве примера можете взять этот.
Результаты Вашей работы изложите в виде файла или оформите в презентации.
Слайд 11Темы выступлений на следующее занятие:
Доклады:
Эксперимент как метод исследования в рекламе
и PR.
Особенности использования фокус-групп в рекламе и PR.
Требования к составу
фокус-группы.
Примечание: каждый студент может выбрать любую тему из предложенных выше и подготовить презентацию по ней. Эта работа будет оценена в ведомости промежуточной аттестации (от 1 до 2 баллов).
Слайд 12Вопросы для самоконтроля
Какие существуют виды наблюдения?
Когда применяется наблюдение в исследовании
общественного мнения?
Какие есть сложности при создании инструментария для наблюдения?
Слайд 13Неопросные социологические методы исследования
общественного мнения
Часть 2