Слайд 2Истина и ее критерии
Человеку важно, «чтобы предмет его воли... был
объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны
и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно». (В.С.Соловьев)
Слайд 3Какое знание следует считать истинным?
В какой мере оно
доступно познающему человеку?
Какими способами достигается?
Слайд 4«истина есть тождество вещи и представления»
Фома Аквинский
«Слово «истина» означает
соответствие мысли предмету»
Р. Декарт
важнейшее свойство истинного знания — его
объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов
Позиция Аристотеля
Слайд 5 «Что каждому кажется, то и достоверно» (Протагор)
«что одно
и то же существует и не существует, что оно и
плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны…» (критика позиции Протагора Аристотелем)
Слайд 6
Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
Критерии истины.
Слайд 8КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Эмпирики
источник и обоснование всех знаний - чувственный опыт;
ощущения являются единственным источником и основанием знания (сенсуалисты);
Мышление рассматривается как
производное от ощущений;
Критика позиции эмпириков
на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний;
чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;
многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем;
чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.
Слайд 15Тест-картинка для зрительного восприятия.
Если человек видит вращение по часовой стрелке
— то он логик, т.е. у него более развито левое
полушарие, если против — интуит.
Большинство людей после недолгих упражнений способны видеть вращение девушки в любую сторону.
Слайд 16КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
рационалисты
критерием истины выступает разум;
За образец истинного знания принималась
математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения
нового знания из несомненных посылок.
критика
Трудности в определении безусловных основ познания (Декарт - «врожденные идеи», Лейбниц - «врожденные интуиции)
Евклидова и неевклидова геометрия - идеал теоретически обоснованного знания. Какая же из них соответствует действительному пространству, является истинной?
Слайд 17 Каждая из системы аксиом Евклида и Лобачевского была теоретически
строга, возникал вопрос о том, какая же из них соответствует
действительному пространству, является истинной.
«Основные положения Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны». (А. Пуанкаре )
Сторонники такой точки зрения – конвенциалисты.
При таком подходе вопрос об истинности вообще снимается.
Слайд 18ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ
ИСТИНА
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ:
1.ЗНАНИЕ ИСТИННО, КОГДА
ОНО ЛОГИЧНО СТРОЙНО
2.КОГДА ЗНАНИЕ ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Критерий истины – практика:
практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим,
материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент.
Слайд 19Критерии истины
Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является
чувственный опыт.
У рационалистов — критерием истины выступал разум.
Конвенционалисткие теории исходили из того, что истинное научное знание – это соглашение между исследователями — «конвенции»
Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то сознание, которое способствует решению практических задач.
Слайд 20Практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины
Критерий истинности
- теория
Если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания
о предмете достигнута ?
Отказ от идеи
развития знания
Слайд 22Формы истины
Научная истина
Обыденная или житейская истина
Художественная истина
Нравственная истина
Слайд 23Свойства истины
Конкретность – зависимость истины от места, времени и других
условий её получения.
Объективность –
это такое содержание наших
знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Слайд 24IV век до нашей эры, Древняя Греция, великий Платон в
одном из сочинений «Федон» приводит слова Сократа, коим учеником он
был сам, где его гениальный предшественник советует меньше оглядываться на него самого, отстаивая свою точку зрения. Истина дороже авторитетов, утверждал Сократ. И автор «Федона» совершенно с этим согласен.
Слайд 25Виды истины
Абсолютная истина
Относительная истина
Идеал, предел к которому стремиться наше знание.
Полное,
исчерпывающее знание о предмете, тот элемент знаний, который не может
быть опровергнут в будущем.
На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Знания, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе развития познания.
Слайд 28Причины заблуждений – в особенностях сознания
«Идолы сознания» Ф. Бэкона
Слайд 29Идолы пещеры
Связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом,
склонностями и пристрастиями, воспитанием и т.д.
В этом смысле каждый
человек смотрит на мир как бы из своей пещеры.
В какой «пещере» человек обитает, с такими представлениями и взирает на мир. Одному нравятся танцы, но он ненавидит живопись. Другой – никогда не восхитится водопадом, он любит футбол и играть на барабане в новогоднюю ночь. Такова сущность людей.
Слайд 30Призраки театра
Труднее поддаются устранению призраки театра, источник которых - вера
в авторитеты, мешающая людям без предубеждения самим исследовать природу.
Это
всем хорошо известные суеверия и предрассудки, пропаганда, мода. Люди отводят себе и окружающим некие роли, как на сцене театра, играют эти роли, не удосуживаясь задуматься, а таков ли я или тот джентльмен на самом деле.
Слайд 31Идолы площади
Нелегко победить также идолов площади, источник которых - само
общение людей, предполагающее использование языка. Вместе с языком мы бессознательно
усваиваем все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка, и тем самым опять-таки оказываемся в плену заблуждений. Таковы стереотипы обыденного сознания, закрепляющиеся в общении.
Слайд 32Идолы рода
Однако самыми опасными оказываются идолы рода, поскольку они коренятся
в самой человеческой сущности, в чувствах и особенно в разуме
человека и освободиться от них всего труднее. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает все, что в нем отражается.
Например, люди с трудом отказываются от однажды принятых и закреплённых догм, и новые факты стремятся подогнать под уже имеющиеся объяснения.
Слайд 33ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ
Это заблуждения, истоки которых коренятся в самой человеческой
природе, в особенностях нашего познания.
«полнотелость» — признак здоровья.
всякая власть
от Бога
отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки