Слайд 1ТЕМА 1.
PR КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О понятии PR. Содержание, цели,
задачи PR.
Основные этапы становления и развития PR как профессионального вида
деятельности.
Определения паблик рилейшнз
Слайд 2Литература:
Емельянов С.М. Теория и практика СО. Вводный курс. – СПб.:
Питер, 2005.
Харрисон Ш. Связи с общественностью: Вводный курс / Пер.
с англ. под ред. Г.Е. Алпатова. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2004.
Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: ИД «Вильямс», 2003.
Слайд 4
Связи с общественностью – Public Relations
Связи – это коммуникация,
коммуникационные механизмы, коммуникационные операции, призванные осуществлять информационное взаимодействие между индивидами
или группами индивидов.
Связи и коммуникация – эквивалентные понятия.
Слайд 5PR
— это управление восприятием целевых групп с помощью сознательного производства,
интерпретации посланий и размещения их в специально организованных коммуникационных каналах.
Слайд 6Коммуникация-
«сообщение, передача или обмен идеями, знанием и т. п. посредством
речи, письменного текста или знаков»
«Краткий Оксфордский Словарь Английского Языка»
Слайд 7PR —
это сознательная организация коммуникации.
PR — одна из функций
менеджмента.
Цель PR — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения
между организацией и ее общественностью путем двусторонней коммуникации.
я коммуникации. PR — одна из функций менеджмента. Цель PR — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.
и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.
PR — это сознательная организация коммуникации. PR — одна из функций менеджмента. Цель PR — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.
Слайд 8Цель ПР
функции ПР
Функция контроля общественного мнения
Функция организации взаимодействия с общественностью
Функция
управления коммуникативным
пространством
Функция менеджмента организации
Слайд 9Обязанности специалиста в области PR:
Исследования
Управление и администрирование
Консультирование
Написание и редактирование
Связи со
СМИ
Контакт – целевые группы общественности
Специальные события
Слайд 10Обязанности специалиста в области PR:
Устные выступления
Производство (мультимедиа, фотография, верстка, аудио,
видео)
Обучение персонала
(Катлип М., Сентер А., Брум Г.)
Слайд 11Функции ПР специалиста
Исследовательские
Планирующие
Организаторские
Экспертные
Слайд 13Становление и развитие PR
Предпосылки возникновения PR.
Основные исторические вехи развития PR
Слайд 14ТЕМА 2. PR В МИРЕ И В РОССИИ
Зарождение основ
профессии паблик рилейшнз
Разобраться в сути современной системы связей
с общественностью, понять ее принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в историю становления паблик рилейшнз на американском континенте
Слайд 15PR в мире и в России
Первой страной, где появился
системный PR, стали Соединенные Штаты Америки.
Термин «паблик рилейшнз» родился
в США.
Его автор - Томас Джефферсон, третий
американский президент.
Он употребил это словосочетание в 1807 году в «Седьмом обращении к конгрессу».
Под активизацией связей с общественностью Т. Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.
Слайд 16Причины появления PR:
Конкуренция в сфере экономики
Конкурентная борьба в сфере политики
Развитие
коммуникационных технологий: появление и развитие средств массовой информации
Слайд 17Из истории PR
В XIX веке появляется фигура первого профессионального пресс-секретаря,
которым стал помощник президента Э. Джексона А. Кендалл: он готовил
публичные выступления президента, писал за него речи, памфлеты, разрабатывал PR-стратегии, изучал общественное мнение и формировал имидж.
Слайд 19Из истории PR
Дж. Грюниг и Т. Хант (Grunig and Hunt,
1984) разработали историческую периодизацию развития связей с общественностью в США,
выделив ряд этапов, для которых характерны специфические модели коммуникации:
Паблисити
Общественная информация
Пропаганда и убеждение
Общественное понимание
Слайд 20Из истории PR
Модель паблисити = Одурачивание общественности - «Общественность может
идти к черту!»( вторая половина XIX в.)
Модель общественного информирования =
Общественная информация (начало ХХ в.)
Модель двусторонняя ассиметричная = Пропаганда и убеждение (20-30-е гг. ХХ в.)
Двусторонняя симметричная модель = Общественное понимание ( вторая половина ХХ в.)
Слайд 211. Одурачивание общественности
Финеас Т. Барнум (Phineas Т. Ваrnum)
Пресс- агенты
Агенты
по работе с прессой были озабочены не столько методами своей
работы, сколько достижением результатов. Такие вещи, как ложные сообщения о ювелирных ограблениях, семейных скандалах, любовных романах, а также надуманные комментарии по поводу действительных или выдуманных свадеб, разводах, гардеробах, постоянно шли в ход.
Marston, 1979
Слайд 22Из истории ПР
Выражение: «Общественность может идти к черту!» принадлежит Вильяму
Вандербильту (William Vanderbilf).
Дж. П. Морган (J. P. Morgan) —
остался в истории как автор выражения: «Я ничего не должен общественности».
Слайд 232. Общественная информация PR в XX веке
Начало ХХ века открыло
историю прародителей современных PR-агентств и отделов — Publicity Bureaus (бюро
паблисити).
Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса, проводили PR-консультирование в разных областях жизни, отрабатывали PR-технологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы — лоббирование интересов компаний, показав значимость работы с общественным мнением и общественностью.
Слайд 242. Общественная информация
Теодор Рузвельт «выгребание мусора» (muck-raking)
Айви Л. ЛИ
и его декларация принципов
Слайд 25Из истории PR
Айви Ли - «знаковая» фигура в истории PR:
способствовал проникновению в PR передовых для того времени общественных теорий
и концепций, был автором крупных работ, таких, как «Декларация о принципах» (1907), «Паблисити» (1925) и др.
Первоначально Ли работал репортером. Профессиональный путь в PR он начал в сфере политики, возглавив в 1903 году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка.
Далее он работал с крупной железнодорожной компанией, с Дж. Рокфеллером, с компаниями «Стандард ойл», «Крайслер», везде добивался успеха, популяризируя тем самым возможности профессионального PR.
Слайд 26Из истории PR
Деятельность специалистов по «выгребанию мусора» послужила отправной точкой
для счастливой догадки, пришедшей в голову Айви Л. Ли.
Является
ли в сфере бизнеса политика соблюдения режима секретности — по отношению к общественности — разумной? Если паблисити можно столь эффективно использовать для того, чтобы опорочить бизнес, то нельзя ли с тем же успехом использовать это же оружие для освещения деятельности фирмы и для ее защиты?
(Goldman, 1948).
Слайд 27Из истории PR
В 1904 г. Айви Л. Ли вместе с
пресс-агентом Джорджем Паркером (George Parker) открыл агентство по связям с
общественностью Parker & Lee.
Слайд 28
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
Мы не являемся тайным пресс-бюро. Вся наша работа делается
открыто.
Наша цель — получение новостей. Мы не являемся рекламным агентством;
если вы полагаете, что какой-либо из наших материалов не должен выходить за пределы вашего офиса, не используйте его.
Мы должны быть точными. Если нужны дополнительные детали по тому предмету, которым мы заняты, то они должны быть получены незамедлительно;
Если какой-либо редактор захочет проверить истинность излагаемых фактов и точность их описания, мы должны помочь ему и должны сделать это самым добросовестным и доброжелательным образом.
Если какой-либо журналист пришлет нам запрос на получение полной информации по теме его статьи, эта информация будет ему предоставлена.
Слайд 29ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ
Вкратце, наша цель, и мы говорим это честно и
открыто, заключается в том, чтобы, выступая от имени и в
защиту деловых интересов и общественных институтов, снабжать прессу и общественность Соединенных Штатов точной и своевременной информацией по тем вопросам, которые представляют ценность и интерес для публики.
Слайд 303.Пропаганда и убеждение
В начале XX-го века начинается деятельность еще
одного патриарха американского и мирового PR - Эдварда Бернейза, который
является автором терминов «советник по PR» и «специалист по PR» («инженер согласия»). Именно ему принадлежит инициатива превращения PR из технологии и практики в науку.
Чтение Бернэйзом первого курса по практике и этике PR в 1923 году в Нью-Йоркском университете оказало значительное влияние на преподавание дисциплин данного цикла во всем мире.
Стал одним из первых теоретиков PR: его исследование «Кристаллизация общественного мнения» (1923) не потеряло своего значения до сегодняшнего дня
Слайд 313.Пропаганда и убеждение
Э.Бернейз считал, что ключ к успеху в деятельности
по связям с общественностью заключается в том, чтобы найти, что
же в конце концов нравится публике, и сделать найденное акцентом своего бизнеса.
Это положение было развито им в опубликованной в 1955 г. книге «Конструирование одобрения» (The Engineering of Consent) следующим образом: прежде всего, определите ценности и установки той части общественности, которую вы хотите убедить; затем опишите своему клиенту, каким образом он должен действовать, сообразуясь с этими ценностями и установками.
Слайд 32 В 30-е годы начинается интенсивная профессионализация и институционализация PR:
1936 г. - The National Association of Accredited Publicity Directors,
1938
г. - The American Association of Industrial Editors,
1939 г. - The American Council on Public Relations.
Параллельно перед Второй мировой войной продолжается формирование основ теории PR.
Слайд 33Из истории PR
Годы Второй мировой войны придали новый импульс
развитию PR как профессиональной деятельности. Важную роль в этом сыграла
деятельность созданного в США Военного совета пропаганды, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей, сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание «единого потока» военной информации под контролем правительства.
В 1943 году военные открывают собственное Армейское агентство новостей.
Слайд 34Из истории PR
Вторая мировая война явилась важным стимулом быстрого
развития PR не только в США, но и в Великобритании,
Германии, Франции, других странах.
Например, именно работа в армейских службах и Министерстве военной информации подготовила для Великобритании множество PR-специалистов, которые после войны решили делать карьеру в данной сфере.
Слайд 35Из истории PR
Р. Харлоу основывает Public Relation Journal (1945);
в результате
слияния региональных PR-ассоциаций образуется Public Relations Society of America (PRSA;1948);
PRSA
разрабатывает первый этический кодекс PR (1954);
В Лондоне создается Международная ассоциация PR (IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA (1955);
IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR (1961);
На протяжении последних десятилетий XX века фиксируется активное создание национальных PR-ассоциаций, институционализация этой деятельности практически во всех средних и крупных компаниях развитых стран, развитие международных сетевых агентств, таких, как Burson-Marsteller, Schandwicke Europe, Porter Novelli Intern, Hill&Knowlton и др.).
Слайд 364. Общественное понимание
Финальной фазой истории развития связей с общественностью является
оформление современной практики: развитие и поддержание взаимопонимания между организацией и
ее общественным окружением.
Слайд 37Общественное понимание
Мнение Харольда Барсона (Harold Burson), одного из основателей
международной ассоциации консультантов по связям с общественностью Burson-Marsteller:
Руководящие специалисты по
связям с общественностью содействуют определению политики организации таким образом, чтобы помочь корпорации адаптироваться к [социальным] изменениям и адекватно действовать в сфере социальных коммуникаций (как внешних, так и внутренних), что будет основанием для их участия в выработке организационной политики. Одна из очевидных задач заключается в обеспечении того, чтобы экономические институты служили людям.
(Burson, 1974)
Слайд 38
Концепция социальной ответственности
Слайд 39Направления PR-деятельности
Media relations –построение и поддержание отношений со СМИ
Community relations
–создание и поддержание благоприятных отношений с определенным сообществом
Corporate affairs –
управление внутрикорпоративными отношениями
Crisis management – антикризисное управление
Image making – формирование и поддержание имиджа
Special events – специальные мероприятия
Слайд 40PR в России
Основные этапы становления и развития
Слайд 41Периодизация В. Моисеевой
1-й этап(1988-1991гг.) – этап зарождения рынка PR, появление
PR служб в госструктурах, российские отделения международных PR агентств;
«НИККОЛО
М», «ИМИДЖЛЕНД PR»
2-й этап(1991-1995гг.) – период роста и развития рынка ПР, начало подготовки ПР специалистов, РАСО
3-й этап - с1996г. - до настоящего времени – качественное изменение рынка ПР ( избирательные кампании, новые СМИ, кризис доверия к рекламе)
Слайд 42Периодизация М. Шишкиной:
1-й этап – доинституциональный (1988-1991гг.) – отдельные специалисты
2-й
этап – первичная институционализация(1991-1994гг.) – РАСО, региональный ПР, первые агентства
3-й
этап – (с1994 до настоящего времени) – вторичная институционализация - Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
Слайд 43Из истории PR
В 1991 году образована Российская ассоциация по связям
с общественностью (РАСО – www.raso.ru). Среди членов РАСО – PR-агентства,
коммерческие структуры, ВУЗы, государственные и общественные организации.
В 1999 году создана Российская ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС – www.akos-icco.ru), куда входят только профессиональные PR-агентства.
В 2003 году возникает Российская ассоциация студентов по связям с общественностью (РАССО – www.rasso.ru).
В 2003 году постановлением Министерства труда и социального развития РФ профессия (квалификационные характеристики) специалистов по связям с общественностью внесена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – ОКПДТР, что означало ее государственное признание.
Слайд 45Из истории PR
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет
МИД РФ) - первый вуз, начавший готовить студентов по специальности
«связи с общественностью», их первый выпуск состоялся в 1994 году.
К середине 2000-х годов количество российских вузов, имеющих аккредитацию на подготовку дипломированных специалистов по связям с общественностью, превысило 120. Еще в десятках вузов PR преподавался в качестве обязательной дисциплины.
С 1996 года по инициативе РАСО проводится ежегодный цикл мероприятий (фестиваль) под общим названием «Дни PR в Москве» (www.dnipr.ru). С 2001 года в Санкт-Петербурге каждый сентябрь проходит Международный форум PR-специалистов «The Baltic PR Weekend» (www.bprw.ru).
Среди наиболее значимых и выходящих ежемесячно в течение длительного времени изданий по PR следует назвать журнал «Советник» (www.sovetnik.ru), ведущие интернет-ресурсы PR-профиля - порталы www.sovetnik.ru и www.raso.ru
Слайд 46Из истории PR
В 1996 году учреждена Национальная премии в области
развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» (www.luchnik.ru)
В последующие годы статус
общероссийской и международной премии приобрела премия Северо-Западного отделения РАСО «PRоба» (www.pr-proba.ru), церемония вручения которой проводится в Санкт-Петербурге начиная с 2000 года. С 2004 года конкурс PROBA проводится совместно с Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA) и носит название PROBA-IPRA Golden World Awards. По соглашению с IPRA, работы победителей конкурса PROBA становятся участниками международного конкурса IPRA Golden World Awards.
С 2000 года проводится один из крупнейших в России Всероссийский конкурс студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин» (www.crystalorange.ru).