Слайд 1Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути
Профессия: монтер пути 4
разряда, сигналист 3 разряда
Тема «Контроль за угоном плетей»
Петровых Н.М.
- преподаватель Екатеринбург- Пассажирского подразделения
Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций
2020
Слайд 2Законспектируйте материал
Повторите материал по разделу «Бесстыковой путь»
2. Пройдите в течение
пары тест
«МПСпк4р занятие 33-34»
в системе «Контроль знаний»
http://5.189.74.21/control/
ЗАДАНИЕ
Слайд 4Плановая ревизия бесстыкового пути проводится 1 раз в год весной,
совместно с проведением весеннего осмотра пути.
При необходимости может быть
назначена внеплановая ревизия бесстыкового пути приказом Центральной дирекции инфраструктуры.
Порядок проведения ревизии, оформление результатов ревизии регламентируется Рекомендациями по проведению ревизии состояния бесстыкового пути.
Плановая ревизия бесстыкового пути
Слайд 5Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
Бесстыковой путь проверяется
на соответствие фактического состояния нормам устройства и его содержания. При
этом особое внимание обращается на:
наличие в пути неровностей в плане (визуально и по ленте путеизмерительного вагона);
Слайд 6Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
2. угон плетей
(по маячным шпалам, створам и следам клемм на подошве рельса);
Слайд 7Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
3. величину стыковых
зазоров в уравнительных пролетах и местах временного восстановления плетей (визуально
и измерительным инструментом);
Слайд 8Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
4. состояние балластной
призмы, размеров плеча (визуально и с применением рулетки);
Слайд 9Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
5. читаемость маркировки
плети;
Слайд 10Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
6. соответствие длин
рубок уравнительных пролётов и мест временного восстановления плетей технической документации.
Слайд 11Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
Летом при наступлении
температуры рельсовых плетей, превышающей их температуру закрепления на 150С и
более, а зимой при температуре воздуха минус 300С и ниже на весь период действия таких температур, надзор за бесстыковым путем должен быть усилен.
Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути устанавливает начальник дистанции пути. Натурный осмотр рельсов уравнительных пролетов и плетей бесстыкового пути, стыков и стыковых соединений выполняется силами дорожных мастеров, бригадиров, контролеров по состоянию железнодорожного пути и опытными операторами средств дефектоскопии на участках главного хода с просроченным капитальным ремонтом на путях 1 и 2 классов линий «О» и «Т» с повышенным выходом остродефектных рельсов (4 и более рельсов в год).
Слайд 12Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
На остальных линиях
главного хода 1-3 класса с просроченным капитальным ремонтом пути осмотр
назначается при повышенном выходе остродефектных рельсов минус 6 и более рельсов в год.
На участках главного хода путях 4-5 класса с просроченным капитальным ремонтом осмотр назначается на бесстыковом пути с повышенным выходом остродефектных рельсов – 8 и более рельсов в год.
Слайд 13Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
Зимой при низких
температурах особое внимание необходимо уделять проверке рельсов в местах сварки
и на протяженности 1 м в каждую сторону от них и следить за раскрытием стыковых зазоров. При зазорах, близких к конструктивным, и ожидаемом дальнейшем понижении температуры необходимо затянуть гайки клеммных, закладных и стыковых болтов на концах плетей по 50 м, одну пару уравнительных рельсов заменить на удлиненные и произвести регулировку зазоров.
При температуре воздуха минус 50°С и ниже скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч.
Слайд 14Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
При температуре воздуха
более 250С требуется особенно тщательно следить за положением пути в
плане, состоянием балластной призмы, подвижками плетей. Заметные отклонения пути в плане на длине 7-15 м, выявленные в период действия высоких температур, превышающих температуру закрепления плети на 150С и более, могут служить признаком начала его выброса. При обнаружении в период действия высоких температур резких углов, коротких неровностей пути в плане следует срочно оградить место неисправности сигналами остановки и после разрядки в плети напряжений немедленно приступить к устранению неисправности.
Слайд 15Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
С наступлением положительных
температур рельсов необходимо обеспечить постоянный анализ изменения отступлений пути в
плане по данным графических диаграмм путеизмерительных вагонов. При этом в период действия положительных температур рельсов (май-сентябрь) проверка путеизмерительными вагонами должна производиться в дневное время суток. В случаях выявления в период между двумя проходами путеизмерительного вагона увеличенной разности стрел неровностей в плане на 10 мм (на длине до 10 м) и более, необходимо принять меры по снятию продольных сил в рельсовых плетях и определить фактическую температуру их закрепления на участках, где наблюдается интенсивный рост величины отступлений пути в плане. Снятие продольных сил (разрядка напряжений) производится в плетях, где расстояние от их концов до отступления пути в плане не превышает 150 м.
Слайд 16Порядок и сроки осмотров и проверок бесстыкового пути
Слайд 17Надзор за бесстыковым путем
НАДЗОР за бесстыковым путем на весь период
действия таких температур ДОЛЖЕН БЫТЬ УСИЛЕН:
летом при наступлении температуры рельсовых
плетей, превышающей их температуру закрепления на 150С и более;
зимой при температуре воздуха минус 300С и ниже.
Слайд 18Изменение температуры закрепления рельсовой плети при угоне плети
Слайд 19Контроль за угоном плетей и изменениями температурного режима их работы
На длинных плетях определяется отклонение фактической температуры закрепления этого участка
плети от первоначальной температуры закрепления (для рельсов типа P65):
где: l - измеренное фактическое удлинение («+») или укорочение («-») плети, мм;
l - расстояние между «маячными» шпалами, м.
ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДЛИНЫ 100 МЕТРОВОГО УЧАСТКА ПЛЕТИ НА 10 ММ ТЕМПЕРАТУРА ПЛЕТИ ИЗМЕНИТСЯ НА 8,5 ГРАДУСОВ!
Значение фактической температуры закрепления
где: tз - температура закрепления плети на постоянный режим работы (при укладке, разрядке, регулировке напряжений), 0С.
Слайд 20км
+4
+3
-2
+5
+4
-3
сдвижка
Изменение длины
Укорочение
+ удлинение
-4+3=-1
-3-2=-5
+2+5=+7
-5+4=-1
-4-3=-7
Изменение
температуры
-85*1/100= - 0,85о
-85*5/100= - 4,25о
+85*7/100= + 5,95о
-1*85/100=
- 0,85о
-85*7/100= - 5,95о
Указана на маркировке tз=+32о
Фактическая температура
+32-0,85=+31,15о
+32-4,25=+27,75о
+32+5,95=+37,95о
+32-0,85=+31,15о
+32-5,95=+26,05о
Работы
+ 50м в
каждую сторону
Пример расчета изменения температуры плети
200м
Слайд 2120
30
10
40
Выполните расчет изменения температуры плети
Слайд 22Контроль за угоном плети и изменениями температурного режима работы
Слайд 23Угон плетей вызывает изменение температуры их закрепления и может привести
к опасным концентрациям в плетях растягивающих или сжимающих усилий.
Угон
плетей возможен на участках, где:
прижатие рельсов к основанию ниже допускаемых значений для разных видов промежуточных скреплений;
наличие большого процента дефектных подрельсовых амортизационных прокладок;
шпальные ящики заполнены балластом менее, чем на 50% (угон всей рельсошпальной решетки).
Угон плетей
Слайд 24Контроль за угоном плетей осуществляется:
1. визуально:
следы клемм на подошве рельсов;
смещение
подкладок по шпалам;
взбугривание или неплотное прилегание балласта к боковым граням
шпал;
перекос и раскантовка шпал;
2. по смещению контрольных сечений рельсовой плети относительно «маячных» шпал (на путях 1, 2 классов линий специализации «В», «С», «О» и «Т» выполняется ежемесячно, на путях 3-4 классов специализации «П» и «Г» - ежеквартально, а на путях 5 класса специализации «М» - один раз в год при весенних осмотрах пути);
3. по створам (производится начальником участка или дорожным мастером при весенних генеральных осмотрах пути и при выполнении путевых работ с применением путевых машин).
Контроль за угоном плетей
Слайд 25Журнал учета подвижек уравнительных рельсов и рельсовых плетей в блок
участок относительно «маячных» шпал и створов
Слайд 26При обнаружении смещений контрольных сечений относительно «маячных» шпал до 5
мм необходимо:
проверить на участке состояние скреплений,
заменить дефектные элементы,
смазать
резьбу болтовых скреплений,
подтянуть гайки болтов, шурупы,
при скреплениях АРС-4 установить монорегулятор на четвертую позицию,
в случаях, если смещения плетей наблюдаются на большей половине плети, подтягивание болтов, шурупов производится по всей ее длине.
Контроль за угоном плетей и изменениями температурного режима их работы
Слайд 27Контроль за угоном плетей и изменениями температурного режима их работы
При смещении до 10 мм следует:
по смещениям рисок на плетях
относительно «маячных» шпал определить изменения расстояния (изменение длины плети) между смежными «маячными» шпалами ( ).
Если удлинения или укорочения 100-метровых участков плети между «маячными» шпалами не превышают 10 мм, то необходимо:
рассчитать изменение температуры закрепления на угнанном участке;
внести полученные изменения в соответствующие Журналы для коротких плетей или в Журналы, прикладываемые к Паспорту-карте длинных плетей;
закрепить плети, поменяв при этом дефектные элементы скреплений.
Слайд 28Контроль за угоном плетей и изменениями температурного режима их работы
Если укорочение или удлинение 100-метровых участков более 10 мм, то
это свидетельствует о значительном отклонении фактической температуры закрепления плетей от первоначальной, поэтому необходимо для проверки достоверности показаний по «маячным» шпалам произвести промеры подвижек их относительно створов.
При близком совпадении показаний по створам и по «маячным» шпалам НЕОБХОДИМО произвести регулировку напряжений или разрядку всей плети или ее части с вводом в оптимальную температуру закрепления.
Слайд 29Маячные шпалы. Назначение и устройство
Слайд 30В качестве «маячной» шпалы выбирается шпала, расположенная против пикетного столбика.
Верх концов «маячных» шпал с наружных сторон рельса за пределами
скреплений окрашивается яркой краской.
«Маячная» шпала всегда должна быть хорошо подбита.
Независимо от конструкции скреплений типовые подрельсовые прокладки-амортизаторы на «маячных» шпалах заменяются полиэтиленовыми или другими с низким коэффициентом трения.
Обустройство «маячных» шпал производится до укладки плетей,
а нанесение рисок – сразу после ввода в оптимальную температуру закрепления.
«Маячные» шпалы
Слайд 31При скреплениях КБ
закладные болты на маячной шпале должны быть затянуты,
типовые клеммы заменены клеммами с уменьшенной высотой ножек.
«Маячные» шпалы
1
- прокладка под подкладку
2 - подкладка
3 - подрельсовая прокладка
4 - болт клеммный
5 - клемма жесткая
6 - болт закладной
7 - гайка
8 - шайба двухвитковая
9 - втулка изолирующая
10 - скоба для изолирующей втулки
Слайд 32При скреплениях ЖБР-65, ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ и ЖБР-65ПШ
клеммы на «маячных»
шпалах переворачиваются усами вверх и жестко закрепляются.
закладные болты и
шурупы затягиваются с усилием 100 Нм (10кг м).
«Маячные» шпалы
1 - прокладка упорная
2 - упругая прутковая клемма
3 - болт закладной
4 - закладная шайба
5 - пустотообразователь
6 - упорная скоба
7 - прокладка - амортизатор
8 - скоба
9 - гайка
1 - прокладка-амортизатор
2 - упругая прутковая клемма
3 - шуруп с шестигранной головкой
4 - полимерный дюбель
5 - упорная скоба
6 - прокладка
7 - скоба
Слайд 33При скреплениях АРС-4
типовой подклеммник должен быть заменен на подклеммник
для «маячных» шпал,
монорегулятор должен быть установлен на 3-ю позицию.
«Маячные» шпалы
Слайд 34«Маячные» шпалы,
дополнительная маркировка на скреплениях ЖБР
Шпала окрашивается в
белый цвет несмываемой краской внутри колеи.
Дополнительная часть маячной отметки наносится
не на скрепление, а на саму шпалу.
Дополнительная отметка представляет собой сложный рисунок в виде двойной стрелки белого цвета на прямоугольнике, закрашенном чёрной несмываемой краской.
Двойная стрелка указывает направление роста нумерации километров.
Слайд 35Контрольные сечения отмечают поперечными полосами шириной 10 мм, наносимыми при
помощи трафаретов несмываемой светлой (белой) краской.
На участках с загрязнением
рельсовых плетей внутри колеи разрешается наносить риски с наружной стороны колеи.
Контрольные сечения наносятся:
на подкладку, на верх подошвы и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью подкладки подкладочных скреплений КБ-65, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ,
в створе с боковой гранью верхней площадки шпалы для бесподкладочных скреплений ЖБР-65, ЖБР-65Ш, W-30, CM-1
в створе с боковой гранью головки анкера скреплений АРС-4 и Pandrol-350.
Нанесение контрольных сечений
Слайд 36Разбивка створов и контроль за угоном плетей
Слайд 37Контроль за продольным перемещением плетей по поперечным створам
Створы закреплены
постоянными реперами, в качестве которых могут быть использованы опоры контактной
сети, искусственные сооружения, специально установленные столбики и другие неподвижные сооружения около пути.
Слайд 38Створ образуется леской, натягиваемой между двумя расположенными друг против друга
реперами (на одной оси, перпендикулярной продольной оси пути).
Начальное положение
плети относительно лески фиксируется риской по краске, нанесенной на нерабочей верхней части головки рельса, предварительно очищенной от грязи.
Положение лески на реперах фиксируется риской, наносимой по несмываемой краске, которой должна быть окрашена площадка на репере, к которой прикладывается леска диаметром 0,2-0,5 мм.
Расстояние между леской и головкой рельса не должно превышать 3 см.
При расстояниях между леской и рельсовой плетью более 3-5 см целесообразно использовать в процессе промеров металлические или деревянные уголки.
Для каждой плети створы должны иметь нумерацию, которая наносится по ходу километров, номер створа указывается на шейке рельса с наружной стороны.
Оборудование створов
Слайд 39Контроль за продольным перемещением плетей по поперечным створам
Створы
оборудуются в местах близких к «маячным» шпалам (±5 м).
на
коротких плети - три створа, в том числе на концах (не ближе 60 м от концов) и в средней части плети.
на длинных плети – на их концевых участках и далее через каждые 400 м.
на спусках и на затяжных подъемах с уклонами более 10‰(10 м/км), перед кривыми и в кривых радиусами 650 м и менее, на участках рекуперативного торможения, проверки тормозной системы поезда – створы через 200 м.