Слайд 1Инновационные процессы в образовании
Занятие 2
Инновации как механизм развития образования
Слайд 2Вспоминаем, повторяем:
Ценностно-целевая направленность инноваций –
повышение эффективности системы образования
–
обеспечение современного качества системы образования –
достижение образованности каждого человека,
отвечающей вызовам времени –
повышение качества жизни –
конкурентоспособность страны
Слайд 3Образование
в современном мире
Образование – одно из
основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества,
которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной.
Из доклада международной комиссии
по образованию для XXI века
«Образование: сокрытое сокровище
(Learning:The Treasure Within)», 1996 г.
Слайд 4Образование человека
Образование человека есть путешествие в страну духа,
в мир человеческой
культуры, в течение которого
деятельность человека приобретает все более характер
творческого призвания…
Образование явно открывается
как бесконечное задание всей жизни человека.
Сергей Иосифович Гессен
Важнейшая функция образования и одновременно его ценность состоит в том, что оно должно открывать своим питомцам новые миры, помогать ориентироваться в них, открывать знание и незнание. ….Не менее важная задача состоит в том, чтобы открывать очи, направленные внутрь, т.е. помогать открывать себя, содействовать духовному и личностному росту.
Владимир Петрович Зинченко
Слайд 5Качество
образования человека
Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
«…..если эти результаты
соответствуют требованиям, которые предъявляются учителю, школе, то не возникает необходимости
в освоении новых образовательных технологий, в поисках новых подходов к организации образовательного процесса, и модернизации системы оценивания образовательной деятельности учащихся, и в иных качественных изменениях школьного образования»
Лебедев О.Е. Результаты школьного образования в 2020 году. Вопросы образования, №3, 2009.
Слайд 7Качество образования человека- Единый государственный экзамен
Дает возможность оценить качество системы и создать национальную
систему оценки качества образования, сопоставимую с внешней (сравнительной) оценкой
ПРОБЛЕМА - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОВНЕ ШКОЛ
На фоне общего роста имущественной и культурной дифференциации населения становится все более заметной и тенденция ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ШКОЛ ПО КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов.
Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. В разных регионах России количество таких учреждений составляет от 4-5% до 25%.
Слайд 9Международные исследования, являющиеся источником информации для сравнительной оценки национальных систем
общего образования
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS
(Progress in International Reading Literacy Study) –мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и проводимое циклично – один раз в пять лет;
Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляемую Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) и проводимое циклично – один раз в три года;
Сравнительное исследование качества общего образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), осуществляемое Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements) и проводимое циклично – один раз в четыре года.
Слайд 10Сравнение результатов России с результатами стран-участниц
Слайд 11Качество системы образования
Качественное общее образование включает следующие
составляющие:
УЧАЩИХСЯ, которые здоровы и получают хорошее питание, готовы участвовать в
образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ — здоровую, безопасную, обеспечивающую защиту и восприимчивую к полу, обеспечивающую необходимыми ресурсами и благоприятными условиями;
СОДЕРЖАНИЕ, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми навыками, особенно в области грамотности, арифметики и навыков жизнеобеспечения в таких областях, как тендер, здоровье, питание, предотвращение заболеваний ВИЧ/СПИД, мирное сосуществование;
Слайд 12ПРОЦЕСС, посредством которого подготовленные учителя используют такие подходы в обучении,
где на первом месте стоят интересы ребенка, занимаются в специально
оборудованных аудиториях и школах и используют метод оценивания способностей ребенка, чтобы стимулировать обучение и свести к минимуму различия в объеме знаний;
РЕЗУЛЬТАТЫ, которые включают знание, умения и личную позицию и связаны с национальными задачами в области образования и позитивным участием в общественной жизни.
Джанет Колби и Миске Уитт
(доклад ЮНЕСКО, Флоренция, 2002 г.)
Качество системы образования
Слайд 13Качество образования человека
Образованность –
«Три качества: обширные знания,
привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы
человек был образованным в полном смысле слова»
Н.Г.Чернышевский
Слайд 14Качество образования человека
Подумать! Согласиться?!
Интеллигентность –
«Интеллигент — это всегда человек
ищущий, не замыкающийся в рамках своей узкой профессии или чисто
групповых интересов. Интеллигентному человеку свойственны размышления о судьбах своего народа в сопоставлении с общечеловеческими ценностями. Он способен выйти за узкие горизонты обывательской или профессиональной ограниченности».
Никита Николаевич Моисеев
Слайд 15Качество образования человека
ИСКАТЬ!!!
Формы и технологии оценки индивидуального
прогресса –
степень сформированности компетенций, знаний, умений и
навыков, уровень развития личностных свойств
Слайд 16Масштаб инноваций
Международный
Федеральный
Региональный
Образовательного учреждения
Программы ЮНЕСКО, Совета Европы, ОСЭР и др.
Инновационные доктрины,
Национальные проекты, Федеральные целевые программы
Программы развития, Приказы об организации и
административной поддержке инновационной деятельности
Программы развития, Программы экспериментальной работы
Слайд 17Примеры инноваций
разного уровня
Международный
Федеральный
Региональный
Образовательного учреждения
Слайд 18Международный уровень
Качество образования
Доступность
Индивидуальное развитие (обеспечение успеха в учении, предупреждение отставания,
работа с одаренными детьми)
Ориентация на социальное партнерство
Развитие самостоятельности, уважения к
людям
Слайд 19Федеральный уровень
Уровневое образование
Новые образовательные стандарты
Формирование УУД
Образовательная среда
Социальное партнерство
Концепция духовно-нравственного воспитания
Программы
для обучения людей разного возраста, статуса, уровня подготовки
Слайд 20Региональный уровень
Петербургская школа 2020
Открытые образовательные ресурсы (порталы регионов)
Сетевое взаимодействие
Слайд 21Н.А.Заиченко октябрь 2010
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020
ДОШКОЛЬНИК
ДОСТУПНОСТЬ
КАЧЕСТВА
НЕФОРМАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ
РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ
ЗДОРОВЬЕ в ШКОЛЕ
ПРОФЕССИЯ и
КАРЬЕРА
ООП подготовки магистранта
в РГПУ
им. А.И.Герцена
ОТКРЫТАЯ ШКОЛА
ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА
Слайд 22Уровень образовательного учреждения
Отработка модели сетевого взаимодействия образовательного учреждения для детей
с ограниченными возможностями здоровья со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями других
регионов Российской Федерации
(школа-интернат N 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга )
Слайд 23Уровень образовательного учреждения
Новые механизмы взаимодействия субъектов образовательного процесса
(общеобразовательная школа
N 643 Московского административного района Санкт-Петербурга)
Слайд 24Уровень образовательного учреждения
Использование возможностей виртуального социокультурного пространства Санкт-Петербурга для обеспечения
личностного развития учащихся
(общеобразовательная школа N 238 с углубленным изучением
английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга )
Слайд 25Типология
инноваций в образовании
Выбор основания:
Инновационный потенциал как совокупность ожидаемых изменений
–
радикальные,
комбинаторные,
модифицируемые
Выбор основания:
Элемент образовательного процесса –
содержание
методики и технологии,
организация
управление
Слайд 26Взаимосвязь типологий
Уровень
– масштаб – предмет инновационной деятельности
Слайд 27Пример. Инновации в педагогическом образовании
Коренная модернизация педагогического
образования = радикальные инновации в системе педагогического образования
(ФГОС
+ ОП + ОУ) х Управление
Слайд 28Пример. Инновации в высшем образовании
ФГОС
ОП
ОУ
Управление
Отказ от построения на основе дидактических
единиц – ориентация на результат – компетентности;
Модульные ОП, нелинейная организация
процесса, новая система оценивания;
Федеральные, национальные исследовательские университеты;
Управление качеством, государственно-общественное управление
Слайд 29Целостная инновационная модель педагогического образования: возможности для сетевого взаимодействия в
сфере педагогического образования
1. построение нового
содержания образования
2. новой организации
образовательного процесса
3. инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя
4. интеграции науки и образования
5. интернационализации
образования
6. повышения квалификации ППС
сетевое взаимодействие вузов в педагогическом образовании
Слайд 30Примеры инноваций разного типа в общем образовании
Радикальные – модернизация образования
Комбинаторные
– нелинейная организация образовательного процесса
Модифицируемые – оценивание результатов образовательной деятельности
Слайд 31Достижения
модернизации образования
А также:
Становление культуры публичных докладов образовательных учреждений
разного вида и уровней как формы социальной отчётности перед общественностью.
Информатизация
образования,
Увеличение степени свободы ученика и студента, что нашло отражение в новом, нелинейном построении образовательного процесса
Развитие отечественной традиции уважения и поддержки ученика в образовательном процессе
Реализация идеи индивидуального образовательного маршрута
Усиление деятельностной основы образования
Реализация компетентностного подхода
Слайд 32Примеры инноваций в общем образовании
(основание –элемент процесса)
СОДЕРЖАНИЕ – концепции
ноосферного, поликультурного,…. образования;
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ – проектные, исследовательские, рефлексивные, ТРКМ;
ОРГАНИЗАЦИЯ – бесклассная курсовая;
УПРАВЛЕНИЕ – социальная отчетность ОУ, управление качеством
Слайд 33Результат инноваций
в содержании образования –
новое качество
Изменения структуры содержания:
от системы преимущественно предметных информационных знаний основ наук к знаниям разных видов, освоение которых способствует накоплению и преобразованию личностного опыта школьника, что является содержательной основой реализации компетентностного подхода в образовательной практике
Слайд 34Результат инноваций
в содержании образования –
новое качество
на уровне
концепций –
в ограничении удельного веса предметных информационных знаний основ
наук и увеличении других видов знания, отвечающих на вопросы «как?» «зачем?»;
в уточнении смысла ведущих принципов конструирования содержания образования – фундаментализации (научности), гуманизации, культуросообразности;
на уровне всех учебных предметов –
в выходе за пределы предметных информационных знаний основ наук, посредством расширения межпредметного, надпредметного контекстов;
Слайд 35Результат инноваций
в содержании образования –
новое качество
на уровне
школьной учебной книги –
в диалоговом характере построения
учебного содержания и изменении аппарата ориентировки, включающего вопросы и задания, направленные на формирование:
компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях;
мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний;
осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий;
Слайд 36Результат инноваций
в содержании образования –
новое качество
на уровне
учебных материалов -
рост объема дискуссионных текстов, ориентированных на формирование
оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта;
в увеличении информации о способах и методах познания, что обеспечивает формирование процедурных и оценочных знаний, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьника;
в увеличении количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся.
Слайд 37Примеры инноваций разного типа
в построении процессов
воспитания и социализации
Радикальные
– СМЕНА ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ ВОСПИТАНИЯ
Комбинаторные – ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Модифицируемые –
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Слайд 38Принятие решения
о введении новаций есть…
Во-первых, осмысление путей
преодоления сложившихся стереотипов , барьеров, с которыми педагоги сталкиваются в
инновационной деятельности, когда в условиях социальной нестабильности у человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому;
Во-вторых, выбор схемы введения
Слайд 39Варианты схем принятия решения о нововведении
СХЕМА №1
Выявление проблемы,
анализ проблемы
Анализ
путей решения проблемы
Выбор пути решения посредством организации инновационного процесса
Прогнозирование последствий
решения
Апробация (возможен отказ от введения новшеств)
СХЕМА № 2
Ознакомление с инновацией
Формирование интереса к инновации
Оценка решения об освоении инновации
Апробация (возможен отказ от введения новшеств)
Слайд 40На какие вопросы должны ответить?
Что мы из себя представляем?
Каковы наши
цели?
Какие мы используем ресурсы для достижения поставленных целей?
Как тратим деньги?
Кто
наши партнёры?
Чего мы достигли и что планируем сделать в ближайшем будущем?
Слайд 41Логика реализации инновационных процессов
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
повышение
качества жизни
и развитие
человеческого
потенциала
Слайд 42Жизненный цикл инноваций
ИДЕЯ – ПРОДУКТ – ДИФФУЗИЯ –
РУТИНИЗАЦИЯ – НОВАЯ ИДЕЯ
Научный поиск
Создание новшества
Реализация новшества – эксперимент и
доработка новшества, мотивация, широкое использование
Рефлексия нововведения
Господство новшества – превращение в привычный процесс
Слайд 43Пример
жизненного цикла инноваций
ИДЕЯ - индивидуализация обучения
ПРОДУКТ – разноуровневые задания,
критерии отбора
ДИФФУЗИЯ – обобщение передового опыта,
сеть экспериментальных площадок АПН
РУТИНИЗАЦИЯ –
спецшколы ( спортивные, художественные, с углубленным изучением предметов и т.п.); массовая образовательная практика
НОВАЯ ИДЕЯ – предпрофильная подготовка,
профильное обучение, индивидуальный маршрут ученика
Слайд 44Закономерности инновационных процессов
Закон необратимой дестабилизации образовательной среды.
Закон финальной реализации инновационного
процесса.
Закон стереотипизации инноваций.
Закон цикловой повторяемости.
Закон неравномерности. В развитии инноваций доминирует
логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.
Закон мотивационной обеспеченности
Слайд 45Итак, мы узнали, что….
Инновации являются механизмом развития образования….,
Инновации имеют разный
масштаб…,
Выбор схемы нововведения зависит от….
У инновационных процессов есть свой
« жизненный цикл» - …….
Закономерности инновационных процессов состоят в том, что……
Слайд 47
практической значимости
своей магистерской диссертации –
каков может быть мой инновационный продукт,
который изменит качество….
Слайд 48
Проблема обычно не в том,
как впустить новые идеи в
твой мозг,
а в том, как выгнать оттуда старые.
Ди Хок, компания
Visa Association
“Если вы всегда делаете то, что вы делали всегда, вы будете получать то, что всегда получали.”
А. Эйнштейн
Слайд 49
Благодарю за внимание!
Успешной работы на семинаре!!